Ибн Аббас передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Прибегаю к Твоему величию в том, что нет божества, кроме Тебя, Который не умирает, а джинны и люди — смертны».
И это один из наиболее ясных хадисов о смертности джиннов.
Сафуан ибн аль-Магталь ас-Сальми рассказывает: «Мы вышли, чтобы совершить хадж, и когда дошли до аль-Ариджа, мы наткнулись на скрученную змею и скоро увидели, что она мертва. Один из нас вынул тряпку, завернул змею в нее и закопал в землю. Затем мы прибыли в Мекку и подошли к Запретной мечети. Возле нас остановился один человек и спросил: «Кто из вас сподвижник Амр ибн Джабир?» Мы ответили: «Мы его не знаем». Он спросил: «У кого из вас была змея?» Мы ответили: «Вот, у него». И он сказал: «Да ниспошлет тебе Аллах вознаграждение от нашего имени. Это был последний из девяти джиннов, которые слушали Коран у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Эта умершая змея была из тех джиннов, которые учились Корану у Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в начале исламского призыва».
Однажды Аиша, да будет ею доволен Аллах, убила змею, которая заползла к ней в комнату в то время как она была занята чтением Корана. И приснился ей сон, в котором ей было сказано: «В действительности, ты убила уверовавшего из джиннов, которые пришли к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует». Аиша сказала: «Если бы был уверовавшим, то не зашел бы к жене Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Тогда было сказано: «Он пришел только для того, чтобы послушать чтение Корана». Испугалась Аиша и в искупление греха пожертвовала двенадцать тысяч дирхемов ради Аллаха.
Ибн Джарир передает, что ибн Аббас сказал:
|
«Царство мертвых Азраила состоит из царства уверовавших Духов и ангелов, царства джиннов, царства шайтанов, царства птиц, зверей и змей — всего из четырех царств».
Выше, описывая способность джиннов к перевоплощению, рассказывалось о юноше, который убил джинна: это доказывает смертность джиннов. И в хадисе было сказано:
«И нельзя было понять, кто из них более мертв: юноша или змея?»
Эта змея была из числа джиннов, живущих в Медине, о которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе сказал:
«Воистину, в Медине есть джинны, которые уже уверовали...»
Что касается воскресения джиннов после смерти, во многих аятах Священного Корана содержатся обещания их наказания и искупления грехов, и это доказывает их воскрешение после смерти и их предстоящий отчет о содеянном. Об искуплении грехов как людей, так и джиннов после смерти Аллах сказал:
«О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники Аллаха из ваших братьев, которые пересказывали вам Мои аяты и предупреждали вас о наступлении Судного дня?» Они ответят: «Мы свидетельствуем против себя». Жизнь в этом мире обольстила их, и они признались в том, что были неверными».
(Аль-Ангам, 130),
«Но те, которых помиловал Аллах из-за их благонравия и подготовил для веры, были единого мнения относительно того, что им повелено Аллахом, и они уверовали во всех Его посланников, Писания и в Судный день. Так Аллах по Своей мудрости создал мир, и создал людей, чтобы они были готовы к награде и к наказанию. Этим исполняется обещание твоего Господа о том, что Он наполнит геенну последователями Иблиса из джиннов и людей вместе».
|
(Худ, 119).
Наказание огня огнем
Этот вопрос задают издавна. Однако если поразмыслить немного, то стало бы понятно следующее:
Мы говорим, что человек создан из глины, но сейчас он не является глиной, а глиной является только суть, из которой он создан. Точно так же джинны созданы из огня, но сейчас они не являются огнем. Доказательств этому много:
1 — Ан-Насаи передает со слов Аиши, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился, к нему пришел шайтан. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, свалил его и душил. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я даже почувствовал на своей руке холод его языка».
Из этого ясно, что сейчас джинны не являются огнем, поскольку посланник Аллаха почувствовал, что язык шайтана холодный.
2 — Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Враг Аллаха Иблис явился ко мне с адским пламенем, чтобы поразить им мое лицо...»
Далее в хадисе говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, усмирил шайтана упоминанием имени Аллаха и готов был привязать его к ограде мечети. Если бы шайтан являлся в то время огнем, то огонь нельзя было бы привязать.
3 — Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Шайтан проникает в человека через кровеносные сосуды».
Если бы шайтан сохранял свою огненность, то он бы сжег человека.
Говорят, что смысл этого хадиса заключается в увещевании шайтана. Ученые едины в мнении, что бездоказательно тратить слова не следует. Где же здесь доказательства?
|
Человек создан из глины, и возможно, что именно глиной он и будет наказываться; точно так же он создан и из воды, и возможно, что он будет наказываться ею.
И самое лучшее, что мы можем сказать по поводу всего: Воистину, Аллах Всемогущ!
Перемещение джиннов в пространстве и их неординарные способности
Аллах отличил джиннов от людей тем, что придал им феноменальные способности. Аллах подчинил джиннов пророку Сулейману, мир ему. Они строили для него дворцы, создавали алтари, изваяния, широкие чаши с яствами как огромные водоемы.
Аллах сказал:
«Мы покорили Сулейману ветер, который одним утренним дуновением пролетает месячный путь и ночным дуновением проходит такой же путь. Мы заставили для него течь родники расплавленной меди. И часть джиннов работала на него по повелению его Господа. А тому, кто из них ослушается Нашего повеления, Мы дадим вкусить наказание огнем. Они создают для него то, что пожелает: алтари, изваяния, чаши, огромные, как водоемы, прочно стоящие котлы».
(Саба, 12-13)
Аллах дал им способности, которые выразились в создании чаш и котлов, прочно установленных и непереносимых из-за их размеров. Эти поражающие наше воображение описания созидательных деяний джиннов еще раз доказывают нам: Аллах наделил джиннов не только колоссальной физической мощью, но и завидной силой разума.
В коранической притче об одном ифрите из джиннов, который поклялся доставить трон Балкис — царицы Савской до того, как Сулейман встанет со своего места, приводится доказательство их умения быстро перемещаться. Аллах сказал:
«Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места».
(Ан-Намль, 39)
В Священном Коране в ходе рассказа о том, что джинны крадут небесные сведения и побиваются падучими звездами, указывается на то, что они посещают космос:
«Мы стремились подняться на небо, но оно было заполнено могучими стражниками и светочами. Мы прежде сидели в засаде на небе, чтобы подслушивать. Но того, кто подслушивает в наше время, подстерегает падучая звезда».
(Аль- Джинн, 8-9)
Все эти аяты доказывают способность джиннов к неординарным действиям, быстрому перемещению с места на место. И это неудивительно, поскольку их составной элемент — это огонь, который отличается легкостью, и хвала Тому, кто все создал в совершенстве!
Этот вопрос будет дополнительно освещен в рассказе о пророке Сулеймане и о подчинении ему джиннов.