Точка зрения арабов-многобожников




Что касается арабов-многобожников, то они были хорошо осведомлены о джиннах. Но их сведения были полны суеверий и ложных представлений, которые впоследствии отверг Ислам. Случаи с джиннами широко упоминаются в арабской литературе и поэзии.

Сообщая нам об их представлении о джиннах, Аллах говорит:

«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам — а ведь именно Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, ут­верждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и пре­выше того, что Ему приписывают». (Аль-Ангам, 100)

Имам аль-Куртуби сказал:

«Этот аят был ниспослан по поводу арабов-многобожников. Смысл того, что они поклонялись джиннам наряду с Аллахом, заключается в том, что они им поклонялись как Аллаху, о чем упоминают аль-Хасан и другие».

«Они так далеко зашли в своих измышлениях, что уста­навливают родство между Аллахом и джиннами, скрытыми от них. Джинны знают, что те, которые не уверовали, неизбеж­но предстанут перед Аллахом для воздаяния — наказания». (Ас-Саффат, 158)

Имам ат-Табари так объяснял данный аят:

«То есть эти многобожники проводили родство между Алла­хом и между джиннами. Комментаторы разошлись во мнениях относительно слова «родство»: какое родство проводили много­божники между джиннами и Аллахом? Ведь некоторые из них утверждали, что Аллах и Иблис — братья. Также от ибн Аббаса известно, что другие говорили: Ангелы — это дочери Аллаха. И по поводу слов «Проводили родство между Ним и между джиннами» Муджахид упоминает, что неверующие курайшиты говорили: «Ангелы — это дочери Аллаха». И Абу Бакр спросил их: «Кто же тогда были их матерями?» Они ответили: «Дочери вождей джиннов, которые созданы из того же, из чего создан Иблис».

Кроме того, они верили, что у джиннов на Земле есть пове­литель. Аллах сказал:

«Некие мужи из числа людей искали покровительства у не­которых мужей из джиннов, но те только ввели их в большее смятение». (Джинны, 6)

Сайид Кутуб по этому поводу сказал:

«Арабы, к которым с этими словами обращается Коран, раньше верили, что у джиннов на Земле есть повелитель. И если кого-либо из них ночь заставала в долине, то, укладываясь на земле, обращался за помощью к главному повелевающему джин­ну со словами: «Прибегаю к помощи повелителю этой долины от глупых его рода», а затем ночевал там, чувствуя себя в безо­пасности».

Обращение за помощью и покровительством к джиннам бы­ло свойственно многим племенам арабов на Аравийском полуострове до призыва Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Имам аль-Куртуби сказал:

«Первыми, кто обращался за помощью к джиннам были йе­менцы, затем — племя бану ханифа, а потом это распространи­лось среди всех арабов. Когда же пришел Ислам, они стали по­клоняться Аллаху и бросили их».

Кардам ибн Абу Саиб сказал:


«Я с отцом отправился в Мекку, когда впервые был упомянут Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Мы остановились на ночь у пастуха овец. Когда на­ступила ночь, пришел волк и утащил ягненка. Тогда хозяин овец воскликнул: «О, повелитель долины! Это я, твой сосед». И мы услышали чей-то голос: «Волк, верни его!». И ягненок вернулся живым и здоровым, и присоединился к остальным. И в Мекке Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, был ниспослан аят:

«Некие мужи из числа людей искали покровительства у не­которых мужей из джиннов, но те только ввели их в большее смятение».

(Аль- Джинн, 6)

Аль-Фахр ар-Рази, обобщая, сказал:

«Что касается слов «ввели их в большее смятение», ком­ментаторы говорят: Это означает, что добавили им греха, вреда, заблуждений, ошибок, зла — все это синонимы... Смысл заклю­чается в том, что люди прибегали к помощи джиннов, боясь, что к ним могут прийти эти же джинны. Этим они только усиливали возможность их прихода. А когда они прибегали к их помощи, а не к помощи Аллаха, то джинны только наносили им вред, и усиливали заблуждение, в котором люди пребывали».

Арабы-многобожники не ограничивались только этим, а даже доходили до поклонения джиннам. Рассказывая об ангелах в день Страшного суда, Аллах говорит:

«Ангелы ответят: «Пречист Ты! Ты — наш покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большая их часть веро­вала в них». (Саба, 41)

Аль-Алуси сказал:

«То есть они поклонялись джиннам».

Муджахид объясняет, что арабы-многобожники подчинялись шайтанам и поклонялись им, а не Аллаху. Также говорят, что шайтаны представляли им образы шайтанов и говорили: Это об­разы ангелов, поклоняйтесь им. И те поклонялись. Еще говорят: Шайтаны входили внутрь идолов, когда люди молились, так что те молились им. Также считают, что шайтаны с помощью хитро­сти принимали те образы, на которые люди молились, так что они молились шайтанам, думая, что молятся ангелам».

Чтобы не показаться голословным, обратимся еще раз к ис­торическим фактам.

В Испании в 1919г. в городе Лимпиасе сотни людей дали под присягой показания, что своими глазами наблюдали, как изо­бражения некоторых святых на картинах совершали «чудеса», выходя, например, из рам, совершали те или иные действия. Профессор Е. Р. Йеши, который дал краткое описание этого случая в своей книге «Эйдетические изображения» (1930 г.) попытался объяснить это и другие видения наличием эйдетических образов, т. е. весьма сложных изображений на сетчатке человеческого гла­за, продолжающих существовать в нашей зрительной памяти и как бы накладывающихся на обычные зрительные образы. Од­нако он так и не смог объяснить, как этот непростой процесс, оп­ределяемый многими индивидуальными факторами, смог проис­ходить у столь значительного количества людей в одно и то же время. Осталось непонятным и то, почему эти оживающие обра­зы подчиняются определенным стереотипам, появляясь на про­тяжении всей человеческой истории перед представителями раз­ных культур.

Древнегреческий писатель-сатирик и философ Лукиан в 155 г. н. э. писал, что однажды на его глазах жрецы храма в Периполисе подняли статую Аполлона. Вдруг она вырвалась из рук, подня­лась в воздух и улетела, оставив пораженных служителей культа внизу. Несколько источников сообщают, что когда индейцы в 1600 г. осаждали чилийский город Консенсьон, статуя мадонны таинственным образом покинула здание церкви, начала забрасы­вать наступавших индейцев камнями и комьями земли.


В древнееврейской магии (считают, что она сохранилась в нынешних ритуальных обрядах) использовался «голем», т. е. глиняный человек, оживающий от вложенного ему в рот кусочка пергамента с нанесенной формулой, включающей мистическое имя «божества». В некоторых случаях формулу писали не на пер­гаменте, а на голове чудовища. И в ряде легенд, в которых сохра­нилось упоминание об этом магическом обряде, говорится, что «голем» уничтожал своего создателя и неистовствовал.

Все сказанное доказывает, что многобожники подчинялись джиннам и поклонялись им наряду со своими идолами.

Кроме того, они считали, что джинны сведущи в тайном, и сообщают об этом предсказателям, которые затем объявляют эти ложные сведения.

Аиша, да будет ею доволен Аллах, передает:

«Люди спросили Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о предсказателях, и он ска­зал: «Что именно вы хотите знать?» Они ответили: «О, посланник Аллаха! Они иногда рассказывают нам что-нибудь, что оказыва­ется правдой». И Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что это правдивое слово джинн похищает и повторяет с позволения своего повелителя. Этим правдивым словом они прикрывают сотню ложных сооб­щений».

Рассказывая о джиннах, Аллах сказал:

«Мы прежде сидели в засаде на небе, чтобы подслушивать. Но того, кто подслушивает в наше время, подстерегает падучая звезда». (Аль-Джинн, 9)

Аль-Куртуби говорит:

«Вероотступники из числа джиннов сидели в засаде, чтобы подслушать небесные сведения от ангелов и затем их передать предсказателям. Аллах поразил их огненной падучей звездой, и после этого джинны стали говорить: «Но того, кто подслушива­ет в наше время, подстерегает падучая звезда».

Таким образом, арабы-многобожники были убеждены в су­ществовании джиннов, но их представление о них было искажен­ным. Это выражалось в том, что они обращались к джиннам за помощью и утверждали, что существует родство между джиннами и между Аллахом. Они считали, что у джиннов на Земле есть повелитель, к помощи которого они прибегали в случаях, когда ночь заставала их в безлюдной долине или они впадали в бедность. Кроме того, они считали, что джинны сведущи в тайном.

Когда пришел Ислам, он исправил все эти невежественные взгляды на джиннов и объяснил, что джинны — создания среди других творений Аллаха, которым предписаны поклонение Аллаху и отчет о содеянном в день Страшного Суда так же, как и людям. Мнение о том, что джинны или люди сведущи в тайном, неверно, и об этом упоминает Священный Коран, рас­сказывая о смерти Сулеймана, мир ему:

«Когда же Мы послали ему [Сулейману] смерть, то об этом догадался лишь земляной червь, который источил его посох. Когда же он свалился с трона, уразумели джинны, что если бы им было ведомо сокровенное, то они не пребывали бы в уни­зительных мучениях».

(Саба, 14)

«Скажи: «Из тех, кто на небесах и на земле, только Аллах ведает сокровенное, а люди не знают даже, когда их воскресят». (Ан-Намль, 65)

Таким образом, из вышеизложенного нам ясно, что за ис­ключением философов, медиков и еретиков, отрицающих суще­ствование джиннов, представление о джиннах у разных народов и обществ разное.


Тора и Евангелие признают, что шайтаны могут вселяться в некоторых людей и исцеление таких людей зависит от силы ве­ры, и это верно: Ислам тоже признает одержимость некоторых людей злыми джиннами, люди с сильной верой исцеляются путем произнесения коранических аятов или молитв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Но во взглядах людей Писания есть также отклонения от правильного направления Ислама. В Торе и Евангелии мы на­ходим множество измышлений и фантазий, зиждущихся на суеве­рии, на основе чего большинство ученых усмотрели в них нарушение единобожия. Тора считает, что Аллах женился на джиннах и породил от этого брака ангелов, но превыше Аллах все­го этого; а изгнание бесов Иисусом, мир ему, в Евангелии объяс­няется тем, что он был сыном Аллаха, а это великая клевета по отношению к Аллаху. Аллах сказал:

«Скажи: «Он — Аллах, единый, Аллах вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему».

(Аль-Ихлас)

Что касается Иблиса, то и Тора, и Евангелие единодушны в том, что он был изгнан из рая из-за отказа преклониться перед Адамом, мир ему. Однако взгляд иудеев ближе к канонам Исла­ма, чем взгляд христиан, ибо они считают, что Иблис — это один из падших ангелов, который был изгнан из рая из-за отказа пре­клониться перед Адамом. И несовпадение взгляда иудеев с взгля­дом Ислама заключается в том, что они считают Иблиса одним из ангелов (что будет рассмотрено дальше). Что касается христи­ан, то у них Иблис стал повелителем Земли и воплощением зла в этом мире, вследствие чего они уподобились язычникам, кото­рые придают этому миру двух богов: бога Добра и бога Зла. А это уже означает, что они придали сотоварища Аллаху. Тем са­мым христиане уподобились язычникам: древним грекам, римля­нам, индийцам и другим. У народов- язычников боги весьма сходны с шайтанами, как по внешнему облику, так и по характе­ру. Они озабочены лишь распределением благ среди людей и их выбор зависит от того, насколько обильные жертвоприношения им подносятся: они могут рассердиться, если жертвоприношений недостаточно, или быть добродушными, если их в достаточном количестве. Имеются также и другие заблуждения, которые объ­ясняются тем, что и христиане, и иудеи очень тесно общались с язычниками и невольно перенимали их ошибочные взгляды.

Кади Абдулджаббар аль-Хамзани говорит, что не римляне при­няли христианство, а христиане оримлянились, то есть римляне не стали настоящими единобожниками под влиянием христиан­ского учения, а напротив, их языческие взгляды оказали больше воздействия на христиан, в результате чего у христиан возникла идея Троицы.

Несомненно, что истинные Тора и Евангелие, которые были ниспосланы Мусе и Исе, мир им обоим, признавали существова­ние джиннов и дали в отношении их правильные сообщения, да­лекие от измышлений и фантазий более поздних переписчиков. В результате чего в этих книгах появилось множество уродливых переделок того, что было ниспослано от Аллаха относитель­но устройства вселенной, ее существ и пророков, мир им всем, и так далее. Кроме того, во все века безбожники старались «изъ­ять» из них все факты, говорящие о единобожии, оставляя эти божественные религии лишенными их духовной основы.

Если перейти к вере арабов-многобожников до Ислама, мы видим те же искаженные представления о джиннах и шайтанах, но взгляд арабов-многобожников все же чуть ближе к истине, чем у народов-язычников. Они поклонялись джиннам наряду с Аллахом, но, в отличие от народов-язычников, не считали их соучастниками Аллаха в сотворении мира и управлении им. Они прибегали к помощи джиннов, когда останавливались на ночь в долине, предохраняя себя от их зла, а предсказатели молились им, желая получить от них тайные сведения. Когда пришел Ислам, он устранил все эти суеверные представления о джиннах у всех народов, и объяснил, что джинны — существа, способные принять веру и отвечающие за свои поступки, у кото­рых нет повелителя, что они недостойны поклонения, ибо покло­няться следует только одному Аллаху, и никому больше.


Точка зрения философов и атеистов

Имам аль-Куртуби сказал:

«Атеисты и философы отрицали существование джиннов. Но им нельзя верить, ибо это измышление и клевета против Ал­лаха, а Коран и сунна дают им ответ».

Ибн Таймия сказал:

«Все атеистические течения требуют доказательств сущест­вования джиннов. Что касается людей Писаний из числа христи­ан и иудеев, то среди них есть убежденные в существовании джиннов, как это подтвердил Ислам, есть и отрицающие их».

Ар-Рази упоминал, что большинство древних философов и духовных деятелей признавали существование джиннов, назы­вая их низшими духами, и утверждали, что низшие духи более быстры в исполнении, хотя и слабее. А что касается небесных духов, то они медленнее в исполнении, хотя и могущественнее.

Что касается коммунистов и им подобных, то они вообще от­рицают явления потустороннего мира, борются со всеми рели­гиями и называют их опиумом для народа.

В основе отрицания ими явлений потустороннего мира, включая джиннов, лежит неверие во все, что не может быть вос­принято чувствами, с помощью экспериментов или зрительно. Их позиция не может устоять перед множеством доказательств, говорящих о существовании джиннов, и ответ им был дан в ис­следовании рациональных доказательств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: