Достоверно, что люди Писания из христиан и иудеев хорошо осведомлены о существовании джиннов, о чем упоминает ибн Таймия:
«Что касается людей Писания из христиан и иудеев, то они убеждены в их существовании так же, как и мусульмане, хотя среди них есть и отрицающие их».
Правда, их убежденность в существовании джиннов носит искаженный и суеверный характер, как на то указал имам ат-Табари:
«Катада передает, что по поводу слов Аллаха:
«Они так далеко зашли в своих измышлениях, что устанавливают родство между Аллахом и джиннами, скрытыми от них. Джинны знают, что те, которые не уверовали, неизбежно предстанут перед Аллахом для воздаяния — наказания».
(Ас-Саффат, 158)
Иудеи сказали: «Всевышний и Всеславный Аллах женился на джиннах, и от них родились ангелы — дочери Аллаха».
Иудеи придали Аллаху сотоварища и искаженно описали Его, говоря о том, что Аллах женился на джиннах, и что у Него родились дети от них. Это ложное представление, выходящее за рамки исламской веры в отношении Аллаха и по отношению к джиннам.
Иудейская вера считает, что у аль-Джана есть духи-женщины, которые сопровождают человека и могут завладеть ими, и она запрещает людям общение с ними. В Торе сказано:
«Не обращайтесь к аль-Джану, не ищите духов-женщин и не совокупляйтесь с ними. Душа, обратившаяся к аль-Джану и к духам-женщинам, будет грешить вслед за ними, отверни же лицо от такой души. Если же мужчина или женщина одержимы аль-Джаном или духом-женщиной, то их следует убить. Упоминается в преданиях, что царь Иуда пользовался услугами аль-Джана и духов-женщин».
Что касается иудейской точки зрения на Шайтана, то она в некоторой степени совпадает со взглядом части мусульман, как объясняли ибн Джарир ат-Табари и другие. Иудеи также считают, что Шайтан был повелителем ангелов, но когда Аллах повелел ему преклониться перед Адамом, он почувствовал ревность
|
к Адаму за это, и восстал против Аллаха.
Шайтан на иврите еще называется именем Вельзевул, то есть повелитель мусора, или навоза. Ему приписывали знание колдовства, и иудеи запрещали поклоняться ему или призывать его на помощь, так как отрицали Ваала и поклонялись Яхве или Алаилу. Когда они услышали о чудесных исцелениях больных Исой (Иисусом), они говорили: «Воистину, он лечит их с помощью повелителя шайтанов Вельзевула».
Аль-Аккад говорит:
«У иудеев был обычай бросать жребий на две жертвы: одну из них они преподносили богу Яхве, а другую отпускали, нагруженную грехами, к Азазилу, повелителю Земли и разрушений».
В некоторых книгах по истории Ислама и в жизнеописаниях пророков слово «Азазил» также приводится как одно из имен Шайтана — по всей видимости, заимствованное из иудейских преданий. Вариант этого же слова «Азазелло» использовал Булгаков как имя одного из своих персонажей в «Мастере и Маргарите».
Иудейская вера упоминает и другие имена Шайтана, такие, как Муштим и Валаал, дух лжи и обмана, которого по-арабски называют Билагуль, то есть такой, на которого нельзя полагаться, У которого нет нравственности и в котором нет добра.
Что касается христианства, то оно понимает Шайтана как действительное существо, которое было создано до человека, и которое является повелителем злых духов и божеством на Земле. Мухаммад Рашид Риза описывает христианское понимание сущности Шайтана следующим образом:
|
«Что касается природы Шайтана, то это дух и повелитель, характеризующийся всем тем, чем характеризуются джинны. Кроме того, что он был изгнан в мир тьмы, в его занятия также входит управление этим миром и вражда с человеческим родом».
Несомненно, что такое представление искаженно и отвратительно, ибо оно уподобляет его носителей язычникам, которые придают этому миру двух богов: бога света и бога тьмы. И если они считают Иблиса богом тьмы, то тем самым сравнивают его с Аллахом, повелителем всех миров.
Новый Завет упоминает, что Иса, мир ему, имеет власть над шайтанами, и те подчиняются ему, ибо он — якобы сын Аллаха. В Евангелии от Луки сказано (4: 33-36):
«Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: «Оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю тебя, кто ты, Святый Божий. И Иисус запретил ему, сказав: Замолчи, и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: Что это значит, что он со властью и силою повелевает нечистым духом, и они выходят?»
Там же описывается, как Иблис пытался совратить Ису: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был в пустыню. Там сорок дней он был искушаем дьяволом, и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал. И сказал ему дьявол: Если ты — сын божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: Написано, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. И возвел его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной в мгновение времени, и сказал ему дьявол: Тебе дам власть над сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; Итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое. Иисус сказал ему в ответ: Отойди от меня, сатана! Написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему Одному служи». И повел его в Иерусалим, и поставил его на крыле храма, и сказал ему: Если ты — сын божий, бросься отсюда вниз; ибо написано: «Ангелам своим заповедает о тебе сохранить тебя; и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою своею».
|
Эти тексты содержат заблуждения относительно истины по важным фактам. В первом отрывке Иса, который является одним из пророков в цепи пророков, ставится под власть Шайтана, который переносит его в пространстве, и уговаривает его преклониться перед ним. Это заблуждение. Пророки непогрешимы. Что же касается способности шайтанов обманывать людей и переносить их на дальние расстояния, то эти способности представителей нечистой силы неприменимы к пророкам Аллаха.
Вместе с тем в тексте упоминается правильное указание на то, что поклоняться следует только одному Аллаху и нельзя преклоняться перед Шайтаном. Оно находит подтверждение и в исламской вере.
Из всего сказанного видно, что представление о джиннах у иудеев и христиан в некоторой степени сходно с исламским взглядом, но отличается от него целым рядом заблуждений. Например, и в Ветхом, и в Новом Завете смешано представление о материи, из которой созданы ангелы и джинны: «Сотворивший ангелов своих могущественных, и предписавший им служение огню и почитание его». И из Ветхого, и из Нового Завета следует, что ангелы созданы из огня; между тем Священный Коран объясняет, что из огня сотворены джинны, а сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщает нам, что ангелы сотворены из света.
Заблуждения иудеев и христиан относительно джиннов и шайтанов происходят по той причине, что и Тора, и Евангелие потеряли свой чистый первоисточник и были переписаны в более поздние времена, после их ниспослания. Люди, написавшие их, смешали ложь с правдой в соответствии с их собственными потребностями, представлениями и фантазиями.
Точка зрения язычников
Язычники подтверждают существование джиннов, но приписывают им соучастие в сотворении мира и управлении им наряду с Аллахом. Аль-Фахр ар-Рази сказал:
«От ибн Аббаса, да будет им доволен Аллах, то, что он сказал в связи со словами Аллаха:
«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам — а ведь именно Он и создал джиннов. Они, ничего о том не ведая, утверждали, что у Него есть сыновья и дочери. Пречист Он и превыше того, что Ему приписывают». (Аль- Ангам, 100)
«Они поклонялись наряду с Аллахом и джиннам»: Впали в ересь сказавшие: «Воистину, Аллах и Иблис братья. Аллах сотворил людей, домашний скот, вьючных животных и добро, а Иблис — создатель хищников, зверей, скорпионов и зла».
В Коране сообщается:
«Они так далеко зашли в своих измышлениях, что устанавливают родство между Аллахом и джиннами, скрытыми от них. Джинны знают, что те, которые не уверовали, неизбежно предстанут перед Аллахом для воздаяния — наказания». (Ас-Саффат, 158)
Здесь надо учесть, что слово «джинны», включающее и Ибли-са, образовано от понятия «скрываться». Поскольку ангелы и духовные существа тоже невидимы для глаза, они были причислены к джиннам. Это взгляд язычников, которые впали в ересь.
Язычники считают, что Аллах и ангелы воюют с Иблисом, причем Аллах представляет силы Добра, а Иблис — воплощение Зла.
Аль-Фахр ар-Рази сказал:
«Известно, что язычники говорят: все, что есть добро в этом мире, — от Яздана, а все, что есть зло, — от Ахрумана (так они называют Иблиса). Затем они разошлись во мнениях. Многие из них стали говорить, что Ахруман каким-то удивительным образом обновился, другие (их меньшинство) продолжали считать,
что он — извечен и участвовал наряду с Аллахом в сотворении мира, причем Аллах создавал все доброе, а Иблис — все вместе со своим ангельским войском воюет против войска шайтанов Иблиса. По этой причине Аллах сказал о них, что они придали Ему сотоварищей из числа джиннов».
Язычники ошибаются относительно сотворения Шайтана, полагая, что он был создан не по чудесному волеизъявлению Аллаха. Аль-Фахр ар-Рази об этом сказал:
«Среди язычников есть те, которые говорят: Воистину, Аллах размышлял о Своем царстве и о его величии. И произошло какое-то удивление, и из этого удивления родился Шайтан. Другие говорят: Он засомневался в Своем могуществе, и из этого сомнения родился Шайтан. Утверждающие, что Ахруман возродился, считают, что его возродил Аллах, и что слова Аллаха «и сотворил их» подразумевают именно это. И подтвердив, что Шайтан создан Аллахом, они приписали ему управление этим миром. Но ставить слабого и несовершенного соучастником могущественного и совершенного — просто абсурд».
Таково искаженное и ошибочное представление язычников о джиннах, противоречащее здравому рассудку и полное недостатков: оно подразумевает, что Аллах; устал от управления этим миром, а такое представление придает Ему человеческие качества и потому несовместимо с величием Аллаха.
Приписывание власти над злом в этом мире Иблису показывает, что язычники считают Иблиса соучастником Аллаха в миросозидании, что Аллах, по их мнению, не является повелителем всего, в то время как в действительности Аллах является Творцом всего в этой Вселенной — и добра, и зла. Он желает добра своим созданиям и предупреждает, чтобы они не принимали зла.