О злоключениях гробокопателей, вандалов, охотников за древними сокровищами написано много. Бытуют рассказы о том, что зачастую разные несчастья преследуют и более поздних владельцев тех реликвий, которые были добыты святотатственным путем. Возьмем, к примеру, известный египетский саркофаг, вернее, фрагмент крышки этого саркофага, хранящийся ныне в Британском музее. Артур Нейгал в «Гробнице Тутанхамона» приводит рассказ о его бывшем владельце мистере Мюррее:
«Он купил саркофаг в 60-х годах прошлого века, и, как только саркофаг стал его собственностью, мистер Мюррей потерял руку из-за взрыва своего ружья. Пароход, на котором отправили саркофаг, получил повреждение, как и кэб, на котором его везли из порта. Дом, где его поместили, сгорел, а фотограф, который его фотографировал, застрелился. Одна из знакомых Мюррея, имеющая касательство к саркофагу, потеряла многих из своих близких, и, в конце концов, утонула во время кораблекрушения немного времени спустя... Список подобных несчастий, приписываемых духу этого саркофага, можно было бы продолжать очень долго.
Столь же длинен и перечень несчастных случаев с грабителями курганов и похитителями драгоценных камней из святилищ. Некоторые самые свежие примеры приводятся в последней главе книги Колина и Джанет Бард «Тайная страна» (1976 г.). Аналогичные примеры можно найти в статьях С. Менефис в журнале «Фольклор» за 1975 и 1976 гг. и в книге Л. В. Гринсельса «Доисторические памятники и фольклор» (1976 г.)
Люди, нарушающие покой могил и святилищ, даже если они просто изучают их, сами могут лишиться покоя. Так, 12 августа 1740г. Джон Вуд, архитектор из Бата, предложил снять карту местности, где расположились знаменитые каменные круги в Стэнтон-Дрю, в Соммерсете (тамошние камни, как говорят, — это окаменевшие по воле Сатаны гости на свадьбе). Его стали отговаривать: никто, как заявляли местные жители, когда речь зашла о Стэнтон-Дрю, никогда не мог точно подсчитать число этих претерпевших метаморфозу камней, или нарисовать план их расположения, хотя это пытались делать несколько человек. Всех их ждала несчастная судьба: они или падали замертво прямо у камней, или заболевали таинственной болезнью, которая уносила их в могилу, сообщается в одном из источников.
|
Смелый архитектор, тем не менее, настаивал на своем решении. Но «тут началась гроза, сломавшая часть большого дерева возле этих камней, и люди были убеждены, что именно я нарушил покой духов-хранителей этих камней. Начиная с этого времени, прилагалось много усилий, чтобы убедить людей в нечестивости моих намерений» (Джон Вуд. «Описание Бата»).
Однако Вуд повторил свою «нечестивую» попытку — взялся за составление плана Стоунхенджа — и с теми же результатами. Начавшаяся гроза заставила его искать укрытия в ближайшей хижине.
Несколькими годами позже доктор Уильям Борлос занимался раскопками могилы гиганта на островах Сили, близ полуострова Корнуолл. Однажды ночью ураган уничтожил посевы кукурузы и картофеля у островитян, что, по их глубочайшему убеждению, явилось прямым результатом археологических изысканий пришельца. Этот случай описан в книге Халенуэлла «Путешествие по Западному Корнуоллу» (1861 г.)
На другом конце света в Японии местные жители воздерживаются от порубки деревьев на горе Мива или в любом другом святилище, расположенном в сельской местности. Бесконечные несчастья, происходящие с людьми, которые оскорбляют святые деревья, начались с 661 г. н. э. (это отмечает Жан Герберт в своей книге «Синтоизм»)
|
Со своей стороны, доктор Роберт Плот, лектор Оксфордшира, рассказывает в своих книгах о злоключениях уполномоченных Кромвеля, ввалившихся в королевские апартаменты в Вудстокском дворце 13 октября 1649 г.: из-за страшного холода они решили пустить на дрова почитаемый в тех местах в качестве священного Королевский дуб. Понятно, что этим шагом они сразу же призвали на свою голову самые разнообразные несчастья. Невидимые преследователи ходили за ними буквально по пятам. Характерно, что до этого, как рассказывают, они увидели бегающую по комнатам «черную собаку», разбрасывавшую на ходу стулья, и опрокидывавшую тяжелую мебель; затем во дворце стали раздаваться чьи-то шаги, и чья-то рука начала разбрасывать, рвать и поливать чернилами важные бумаги. И — самое таинственное — по комнатам дворца летали поленья, на которые был столь безрассудно изрублен Королевский дуб...
Из всех таких проклятий, совпадений, неудач, невезений и прочего, самым, пожалуй, известным является «проклятие фараонов». Оно начало свои «выступления перед публикой» с преследования египтологов 5 апреля 1923 г., когда умер лорд Кар-нервон, незадолго до этого предпринявший экспедицию, в ходе которой была вскрыта усыпальница в известной гробнице Тутанхамона. Присутствовавший на вскрытии Артур Вейгал описал в своем эссе «Гробница Тутанхамона» веселую атмосферу, которая царила по этому случаю. Так, сам Карнервон, например, начал похваляться тем, что даст концерт в гробнице, на что Артур Вейгал якобы заметил: «Если он спустится туда в таком настроении, я лично даю ему не больше шести недель жизни».
|
Эта сцена произошла 16 февраля. Смерть лорда Карнервона, которую приписали укусу ядовитого москита, была не единственной. За ней последовали смерть А. С. Мэйса, одного из главных гробокопателей, а затем, к бурной радости прессы, раздувавшей сенсацию, девятая смерть, десятая... двадцатая жертва, и т. д. Члены экспедиции начали умирать один за другим, причем несколько людей умерли при весьма загадочных или трагических обстоятельствах. Что касается Вейгала, то он стал двадцать первой жертвой (причина смерти — неизвестная науке лихорадка). Его смерть последовала за смертью сводного брата Карнервона, покончившего с собой во время припадка безумия, и леди Карнервон (снова укус насекомого). К 1930г. в живых оставался лишь один из участников той экспедиции, покусившейся на священную гробницу — ее основатель Говард Картер.
Предположение, что в смерти лорда Карнервона повинно «проклятие фараона», не слишком популярно среди археологов. Однако можно считать доказанным, что перед вскрытием гробницы лорд Карнервон получил недвусмысленное предостережение не делать этого; если он не хочет умереть. Это предостережение прислал ему граф Хеймон, известный в те времена мистик (в кругах ясновидящих он был известен как Нейро). К письму, написанному 30 ноября 1922г., были приложена записка с текстом, который сам Нейро получил «свыше» и записал на бумаге. Текст гласил:
«Лорд Карнервон, не входить в гробницу. Непослушание ведет к смерти. Опасная болезнь, от которой он не оправится. Смерть заберет его в Египте».
(Предостережение похожего содержания получил и советский лидер Хрущев, и это заставило его изменить свое намерение посетить пирамиду в самый последний момент.)
Получив это послание, Карнервон не на шутку встревожился. На этом основании лорд Карнервон даже решил отменить экспедицию в Египет. Однако к тому времени приготовления зашли слишком далеко, и он мужественно решился — это его собственные слова — «бросить вызов темным силам веков».
Чарльз Форт с характерной для него непоследовательностью, ограничился в своих комментариях по делу Карнервона лишь цитатой из лондонских газет того времени («Дейли Мейл» от 12 апреля 1922 г. и «Дейли Ньюс» от 13 апреля):
«В имении лорда Карнервона возле Ньюбери, Хемпшир, часто видели дикого голого человека, которого так и не смогли поймать. Впервые его заметили во владениях лорда 13 марта. И именно 17 марта лорд заболел. Умер же он 5 апреля, и с 5 апреля дикого человека и след простыл».
Есть и много других исторических и в то же время таинственных фактов, беспокоивших умы исследователей и мыслителей, многие из которых в конце концов пришли к тому, что причины этого — что-то неестественное. Но что же это такое неестественное, для многих остается загадкой, и остается без ответа вопрос, почему случаются трагедии именно там, где присутствует мумия фараонов или что-то из их обихода, взятое или выкраденное из пирамид. По некоторым данным, причиной крушения «Титаника» было то, что на борту судна была мумия фараона, когда-то выкраденная из пирамиды.
Есть и много других историй, в которых рок под названием «Проклятие Фараонов» преследует свои жертвы.
«Скажи: «Взывайте с мольбой к тем, кого вы считаете богом, кроме Него. Ведь не в их власти отвратить от вас беду или перенести ее на другого».
(Аль-Исра, 56)
Из этого понятно, что сами по себе ни тело фараона, ни какая-то другая мумия не могут что-либо сделать, тем более вредить другим. А вредят джинны, призванные для стражи хозяйства фараонов, заколдованного много тысяч лет назад. В действительности колдовство может продолжаться длительное время: иногда — несколько месяцев, иногда — несколько лет, а иногда — многие тысячи лет, в зависимости от того, насколько способен сохраниться материал, на который направлено колдовство. Например, если это бумага или тряпка, колдовство сохраняется, пока эта бумага или тряпка не сгниет или не сгорит, и так далее. Но если колдовство было сделано на металле или камне, то оно сохраняется более длительное время.
А история показывает, что в Египте во времена фараонов были самые искусные колдуны, на что и указывают многие корани-ческие аяты. Например:
«Бросайте!» — ответил он. И когда они бросили посохи, то заколдовали глаза людей, застращали их, и сотворили великое чародейство».
(Аль- Аграф, 116)
Таковы аяты, повествующие нам об отношениях Мусы, мир ему, и Фараона и других властелинов Древнего Египта, которые объявили себя богами:
«И сказал: «Я — ваш Господь Высочайший».
(Ан-Назиат, 24)
Для утверждения этой идеи властители прибегали к помощи колдунов, которые их окружали, и за свой труд получали дорогое вознаграждение. Такова была связь колдунов с фараонами, убежденными, что они восстанут после смерти и будут пребывать в окружении богатства, которое было возложено вокруг них в пирамидах.
А чтобы сохранить их тела, были призваны самые искусные колдуны, которые обращались к джиннам, чтобы те их научили искусству бальзамирования, и затем охраняли саркофаг с мумией и остальное имущество фараона, находящееся в пирамиде.
И когда были найдены 143 единицы различных драгоценностей, ученые удивились тому, что среди них находился кусок металла странной формы, на котором были магические знаки. Это, скорее всего, и есть тот предмет, с долговечностью которого связана долговечность действия колдовства, а следовательно, и долговечность служения джиннов на страже тел фараонов и их драгоценностей.