Типологические показатели подсистемы согласных фонем в двух языках




Класс щелевых:

в английском языке — [f, Ɵ, s, ʃ, w, v,, ð,z, ʒ, h];

в русском языке — [ф, ф', с, с', ш, х, х', в, в', з, з', ж].

Класс аффрикат наиболее ограничен в обоих языках:

в английском языке — [tʃ, dʒ]

в русском языке — [ч, ц].

Класс сонорных:

в английском языке — [m, n, r, I, j, η];

в русском языке — [м, м', н, н', р, р', л, л', й].

Класс долгих согласных:

в английском языке — отсутствуют;

в русском языке — [ж':, ш':].

Наибольшие расхождения по инвентарю согласных фонем наблюдаются в классе щелевых, где имеются фонемы [Ɵ, w, ð, h], и в классе сонорных, где имеется фонема [η], отсутствующие в русском языке. В обеих подсистеме согласных существует корреляция по звонкости — глухости. В английской подсистеме 16 согласных из 18 образуют 6 коррелирующих пар:

[p-b]: pill-bill; [f-v]: fat-vat; [t-d]: team-deem; [s-z]: seal-zeal; [k-g]: coat-goat; [tʃ, dʒ]: rich-ridge.

Перечисленные коррелятивные пары образуют сильные фонологические оппозиции во всех трех позициях в слове — начальной, срединной, конечной. Коррелятивные пары [Ɵ-ð] и [ʃ-Ʒ] представлены лишь единичными

примерами, и поэтому их следует считать слабыми оппозициями.

В русской подсистеме из 26 членов оппозиции звонкость-глухость 18 образуют 9 коррелирующих пар:

[п-б]: путь-будь; [Ф~в]: фон-вощ [п'-б']: пить-бить; [т-д]: том-дом; [с~3]: собор-забор; [т'-д']: тень-день; [с'-з']: сев-зев; [к-г]: кол-гол; [х~к]: ход-код. 4 согласных [х, х' ц, ч] коррелирующих пар не имеют.

В отличие от английской, в русской подсистеме существует корреляция по палатальности-непалатальности. Из 30 членов этой оппозиции лишь 20 образуют 10 коррелирующих пар:[б-б']: был-бил;[т—т']: чистит-чистить; [п-п']: пыл-пил;[н-н']: нос-нёс;[в-в']: выть-вить; [с-с']: вес-весь;[ф-ф']: кров-кровь; [л-л']: лук-люк;[м-м']: мать-мять; [p-p'j: рад-ряд.

В русском языке нейтрализация наблюдается двух случаях:1)нейтрализация оппозиции звонкость — незвонкость, когда снимается различительный признак звонкости;2)нейтрализация оппозиции звонкость — незвонкость, когда добавляется признак звонкости ко второму члену оппозиции. Нейтрализация оппозиции звонкость — незвонкость происходит во всех случаях, когда звонкая фонема находится в конце слова перед паузой или перед последующим словом без паузы перед глухим или сонорным согласным, а также перед гласным; в середине слова перед глухим согласным. При этом звонкие фонемы [б, б', в, в', д, д', з, з', ж, г, г'] изменяются в глухие [п, п', ф, ф', т, т', с, с', ш, к, к']: лоб [лоп], зябь [з'ап'], кров[кроф], кровь [кроф'], сад [сат], грудь [грут'], из [ис], грязь [гр'ас'], уж [уш], луг [лук].Английской подсистеме согласных явление нейтрализации несвойственно. Звонкие фонемы, находящиеся в позиции конца слова или слогов, лишь частично утрачивают звонкость, но тем не менее они остаются вне оппозиции звонкость — незвонкость, как безразличные к данному противопоставлению. В русском языке наблюдается так называемая обратная тенденция, т.е. нейтрализация, когда глухие согласные в позиции конца слов приобретают признак звонкости, если они оказываются перед звонким согласным в позиции начала следующего слова в речевой цепи; ср. от города [ᴧд горъ?дл], с горы[з гА ры] и т.д.

В русской подсистеме согласных наиболее четко выделяются 2типа оппозиций: твердость — мягкость и глухость — звонкость. Как отмечает В. К. Журавлев, оппозиция твердость — мягкость имеет тенденцию к усилению. В английском языке существенно важным является 1 тип оппозиции: глухость — звонкость.

В обоих языках наблюдаются случаи чередования согласных. Однако по своему фактическому характеру эти чередования различны. В рус. языке существуют фонетические чередования, которые представляют собой реализацию действующего в языке закона нейтрализации звонких фонем, например: сад [сат], но [сада].в англ.этот тип нейтрализации оппозиции звонкий-незвонкий не представлены случаи фонетического чередования согласных отсутствуют. Другой тип чередования — исторические(традиционные)чередования есть обоих языках. Рус.: плуг — плужный крюк — крючок - историческое чередование используется в словоформах одной и той же лексемы и при образовании слов, принадлежащих другой части речи. В английском языке исторические чередования носят более ограниченный характер, возникают при соотнесении 2лексем: divide-division; оppress-oppression.

Дистрибуция согласных фонем в английском языке характеризуется невозможностью появления заднеязычной носовой фонемы [η]в начальной позиции в слоге или слове, и фонемы [h] в конечной.

 

В просодической типологии выделяют просодию слова (ударение) и просодию предложения (интонацию). По просодии слова языки разграничиваются на основе четырех переменных (критериев): 1) природаударения (ударение может быть силовым, или динамическим, если оно определяется силой выхода; музыкальным, если оно связано с высотой тона; количественным, если оно сопряжено с долготой звука); 2) место ударения в слове (м.б.неподвижным, или фиксированным, если оно прикреплено к определенному слогу в слове; подвижным, если оно может перемещаться в слове с одного слога на др); 3) качество ударения (главное удар-е выполняет свою осн выделит ф-цию; второстеп удар-е – более слабое, выполняет вспомогат ф-цию); 4) функции ударения (смыслоразличительная, если оно служит для различения отдельных лексических единиц, н-р мук’а - м’ука, и форморазличительная – для различения словоформ одного и того же слова, н-р зим’ы-з’имы).

Тип ударения в каждом языке устанавливается по преобладающим артикуляционно-акустическим признакам - мелодическому, динамическому или количественному. Ведущим признаком и в английском, и в русском языках является силовой, динамический признак. Расхождения между ними выявляются в сопутствующих признаках: вторым по значимости в русском языке является количественный/качественный компонент, в английском языке - мелодический компонент, что связано со значимостью долготы гласного в системной фонологии английского языка.

Место ударения в слове в современной фонологической типологии определяется не только по показателю подвижности/ фиксированности, но по дополнительному показателю - его одноместости/разноместности в слове. При таком подходе ударение в русском языке характеризуется как подвижное разноместное, а в английском языке как неподвижное, разноместное с тяготением к первому слогу. По качеству ударения русский язык относится к языкам с одним ударением в слове, главным; в английском же языке в многосложных словах присутствуют ударения, разные по качеству - главное, вторичное и даже третичное, что объясняется т.н. ритмической тенденцией, или ритмизирующей функцией словесного ударения, проявляющейся в обязательном чередовании ударных и безударных слогов. Это обусловлено типологичностью чередования односложных ударных знаменательных и безударных служебных слов в синтагматической цепи английского языка как языка доминантно изолирующего типа и переносом данной ритмической модели на акцентуальную структуру многосложных слов.

По функции, помимо универсальной кульминационной функции, ударение в слове в русском языке еще выполняет смыслоразличительные и форморазличительные функции. В английском языке этому препятствует фиксированность ударения в слове.

Интонация – комплексное явление, основными компонентами которого являются 1) мелодика, т.е. высота и движение тона; 2) интенсивность - сила или громкость звучания, проявляющаяся во фразовом ударении; 3) длительность и темп произнесения, а также паузы; 4) ритм (регулярное воспроизведение соизмеримых интонационно-ритмических единиц; 5) тембр. Основные смыслоразличительные функции выявляются в рамках сопоставляемой единицы интонации – интонемы, или синтагмы, которая определяется как отрезок речевой интонации от начала движения тона до его завершения, чаще всего ограниченный паузой, состоящий из предударной части, шкалы и завершения, накладывающихся на одну смысловую группу. Основными из перечисленных интонационных компонентов для смыслоразличения в интонемах (синтагмах) являются мелодика шкалы, которая бывает трех основных видов – с понижением тона, с повышением тона и с ровным тоном, и мелодика ядерного тона, или фразовое ударение, т.е. выделение главного по смыслу компонента в синтагме, которое бывает нисходящим, восходящим и ровным. Во всех данных компонентах прослеживаются общие и отличительные черты в интонемах русского и английского языков.

Мелодика характеризуется движением тона.

Существует восходящий, нисходящий, ровный тоны.

Слоговые структуры.

С просодией связан вопрос о слоговой структуре слов, поскольку слог – это фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и синтагмой.

В русском языкознании в наст время пользуется признанием концепция слога, предложенная Щербой, известная как теория мускульного напряжения. Согласно этой концепции слог представляет собой «часть речевого потока, начиная с усиливающегося звука и кончая ослабляющимся». Иными словами, степень громкости звуков зависит от степени мускульного напряжения. В зависимости от восходящих в ним фонем и порядка из следования слоги могут иметь различную структуру, что может быть сведено к ограниченному числу типов, которые носят название типов слоговых структур. В рус яз – их кол-во не превышает 20, в английском языке равно 23.

Для определения типа слоговой структуры необходимы след критерии: 1) наличие гласного или неслогового согласного в составе вершины слога; 2) число согласных перед вершиной слога (в препозиции); 3) число согласных после вершины слова (в постпозиции).

Используя 1-й критери1 можно выделить 2 типа языков: 1) языки, в кот вершина слога образуется только с помощью гласного (рус, украинский, белорусский, тюркские и др); 2) языки, в которых вершина слога образ-ся не только с помощью гласного, но и с помощью слогового согл. (англ, армянский, арабский, чешский).

В отличие от рус. и др. языков, в англ. существуют такие типы слоговых структур, кот состоят только из одних согл., включая также слог согл-е (встречаются только в конечной позиции).

Типы слоговых структур.

1. СС – складывается из 2-х согл. Вершиной слога являются сонанты l, n и редко m. Данный тип отсутствует в рус.

2. ССС – вершина слога – слоговый сонант, чаще всего n между двумя гласными (recent). Данный тип отсутствует в рус.

3. СССС – встречается преимущественно в конечной части англ. слов. Вершину слога образуют слоговые сонанты l и n. Может быть как после первой согл. (peasants), так и после 2-й (pisrols, functional).

Для англ. языка возможны такие типы слоговых структур, в кот имеется не более трех согл и 1 гл, т.е. CCCV, причем этот тип имеет очень четкие ограничения в отнош-и состава согл: 1-s, 2-k, p, или t, 3-l, и r, т.е. это звукосочетание skr+V, str+V, spr+V (scream, spring, spray, street, straw).

Для рус, укр и белорус возможны типы слог структур, в кот в препозиции могут находиться от1 до 4 согл, т.е. могут иметь 1 из след стр-р: CV, CCV, CCCV, CCCCV (во-да, сте-бель, стричь, встреча).

Наиболее распространенным типом в рус. и англ. языках следует считать структуру CVC (полностью закрытый слог), а также CV (полностью открытый).

По типологии слога русский язык входит в число языков, в которых практически не существует ограничений в строении слога и внутрислоговые структуры выражены нечетко. Единственное ограничение – слог в русском языке обязательно образуется с участием гласного. В английском языке вершиной слога могут служить также некоторые согласные. Расхождения отмечаются также по структуре слога: скопление согласных в русском языке стремится к инициалу слога, в английском – к его финалу. Наиболее частотный тип слога в английском языке - со структурой CVC и CV, в русском языке - со структурой CVC, CCVС и CVCC.

 

Литература:

1. Аракин, В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков: учебник / В.Д. Аракин. – 4-е изд., испр. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. – С. 66-94

2. Афанасьева, О.В. Сравнительная типология английского и русского языков (практикум): учебное пособие/ О.В. Афанасьева, М.Д. Резвецова, Т.С. Самохина. – 2-е изд., испр. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. – С. 62-81.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: