Цель исследования: определить основные характеристики дыхания
Обязательное условие: подсчет числа дыханий проводится в течение I минуты, в спокойном состоянии больного.
Подготовка пациента:
- познакомить ребенка (маму) с ходом исследования, установить доброжелательные отношения;
- обеспечить спокойную обстановку (у ребенка первого года жизни проводить подсчет дыханий во сне);
Подготовка необходимого материала:
- часы с секундной стрелкой (секундомер);
- ручка, синий карандаш;
- температурный лист;
Методика исследования:
- при осмотре необходимо оценить движения грудной клетки и передней брюшной стенки: у детей раннего возраста определяется брюшной тип дыхания; у девочек с 5-6-летнего возраста появляется грудной тип дыхания; у мальчиков он остается без изменений;
- для определения частоты дыхания можно наблюдать за движениями грудной и брюшной стенки в течение I минуты;
- если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то можно положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от типа дыхания и подсчитывать частоту дыханий за I минуту;
- у новорожденных и детей первых месяцев жизни для подсчета числа дыханий можно пользоваться мягким стетоскопом, раструб которого держат около носа ребенка; этот способ дает возможность, не раздевая ребенка подсчитать число дыханий.
- результаты исследования записывают в температурный лист и изображают графически.
ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Цель: определение функционального состояния сердечнососудистой системы.
Показания: заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
Противопоказания: нет.
Оснащение- тонометр, фонендоскоп.
Последовательность действий
1. Пациента усадить или уложить.
2. Руку больного свободно положить в разогнутом состоянии ладонью вверх.
3. Аппарат поставить на одном уровне с рукой больного.
4. На обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба плотно наложить манжету (между манжетой и кожей больного должен проходить палец, трубки манжеты должны быть обращены вниз по боковой поверхности предплечья).
5. Соединить трубки манжеты с манометром аппарата.
6. Пальпаторно найти на локтевом сгибе пульсацию локтевой артерии, приложить к этому месту фонендоскоп плотно, но без давления.
7. Закрыть вентиль баллончика, постепенно накачать им воздух на 20 мм рт. ст. выше предполагаемого уровня артериального давления пациента.
8. Открыть вентиль и медленно выпускать воздух, наблюдая за шкалой манометра:
- первый выслушиваемый тон указывает по шкале манометра уровень систолического давления, последний — диастолического;
- разница между систолическим и диастолическим давлением называется пульсовым давлением (ПД).
9. Разъединить трубки, снять манжету.
10. Отметить результат в температурном листе в виде заштрихованного прямоугольника красного цвета, верхняя граница которого соответствует систолическому давлению, нижняя граница — диастолическому.
Примечание: формулы для определения артериального давления, соответствующего возрасту больного: систолическое давление: 102+0,6×n; диастолическое давление: 63+0,4×n, где п — возраст больного.
Последовательность движений при обработке рук Европейский стандарт обработки рук, EN-1500 Иллюстрации взяты с сайта торговой компании «Бинго Гранд» (www.infodez.ru) | |
1. Тереть одну ладонь о другую ладонь возвратно-поступательными движениями. | |
2. Правой ладонью растирать тыльную поверхность левой кисти, поменять руки. | |
3. Соединить пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой, тереть внутренние поверхности пальцев движениями вверх и вниз. | |
4. Соединить пальцы в «замок», тыльной стороной согнутых пальцев растирать ладонь другой руки. | |
5. Охватить основание большого пальца левой кисти между большим и указательным пальцами правой кисти, вращательное трение. Повторить на запястье. Поменять руки. | |
6. Круговым движением тереть ладонь левой кисти кончиками пальцев правой руки, поменять руки. |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Определение сестринского дела.
2. Характеристика этапов сестринского процесса.
3. Сестринский диагноз.
4. Организация работы приемного отделения: его устройство и оснащение.
5. Функциональные обязанности медицинской сестры приемного отделения.
6. Прием и регистрация больных в стационаре. Документация приемного отделения.
7. Транспортировка больных. Способы и виды транспортировки. Осложнения, связанные с нарушением правил транспортировки. Понятие о транспортабельных и нетранспортабельных больных.
8. Осмотр пациента для выявления педикулеза. Тактика медсестры при педикулезе, дезинсекция.
9. Санитарная обработка пациентов: виды, оснащение, методика проведения.
10. Антропометрия (измерение массы, длины тела, окружности головы и грудной клетки).