Особенности формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста в учебной деятельности




 

 

Учебная самостоятельность – это способность младшего школьника самостоятельно реализовывать деятельность учения, добивать учебных целей, исследовать и применять необходимые средства и способы их достижения, осуществлять контроль и оценку процесса и результата учебной деятельности [1, с. 12].

Младший школьник, обладающий высокой самостоятельностью, умеет осознанно контролировать свои действия, имеет высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, обладает адекватной самооценкой, которая позволяет при внешнем призыве сохранять себя и корректировать себя с учетом внутреннего [3, с. 156].

Однако самостоятельность не является имманентным качеством личности, а формируется в течение всей его жизни. Младший школьный возраст можно определить как сензитивный для формирования самостоятельности как качества личности, прежде всего в учебной деятельности.

По мнению, М.К. Хуснетдиновой, самостоятельность младших школьников – интегративное качество, которое характеризуется совокупностью знаний и умений личности, отношением ее к процессу, результату и условиям осуществления деятельности, а также к складывающимся связям с другими людьми, позволяющее осуществлять деятельность по конструктивному преобразованию действительности без вмешательства со стороны [22, с.63].

Исследователи различают репродуктивную самостоятельность, которая подразумевает выполнение действий на основе заранее заданного образца, и продуктивную самостоятельность, которая предполагает внесение изменений в заданный образец и может быть разбита на ряд ступеней или уровней.

М.К. Хуснетдиновой были выделены следующие уровни продуктивной самостоятельности младшего школьника на основе критерия участия взрослого в деятельности ребенка [22, с. 64]:

Уровень 1 – уровень полного контроля;

Уровень 2 – уровень усиленного контроля;

Уровень 3 – уровень ослабленного контроля;

Уровень 4 – уровень присутствия;

Уровень 5 – уровень самостоятельного выполнения работы.

Освоение нового дела учеником происходит так: от работы под жестким руководством до полной самостоятельности в действиях. Особенно важным является так называемый «Уровень присутствия». Длительность данного этапа ничуть не менее важна, чем само его наличие. При слишком быстрой передаче дела для самостоятельного выполнения оно может оказаться не по силам ученику, и неудача уничтожит интерес к делу, а слишком долгое присутствие наставника может надоесть и отбить всякое желание работать самостоятельно [23, с. 13].

Развития умения самому мыслить и действовать важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте, так как именно в начальных классах начинают закрепляться учебные действия, закладываются приемы решения задач, способы умственной деятельности.

А.Б. Воронцов полагает, что центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, ее ядром и основной формой проявления выступает контрольно-оценочная самостоятельность. По мнению автора, к главным элементам контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников относятся: умение определить задачу как новую, произвести оценку своих возможностей совершать действие в новой ситуации, отделить известное от неизвестного. В основном, знание границ возможностей учеников находится «в монопольном ведении» педагога: во-первых, учитель знает, чего еще не проходили его ученики и, во-вторых, старается давать задания в рамках усвоенного. Сам ученик обычно не знает, где проходит граница его знаний. Не зная, чего он не знает, ребенок не знает, что ему следует узнать. И не старается узнать. Сам ученик обычно не принимает решений о том, что он готов предъявить свои знания взрослому для оценки. Это решение почти всегда ученику навязывается. Сам ученик почти никогда не принимает участия в принятии решения о том, усвоена ли тема, можно ли переходить к изучению нового материала. Сам ученик довольно редко имеет возможность освоить уровень сложности задачи к своим возможностям и потребностям. Изложенного достаточно, чтобы определить один из принципов современной школы: ученику не часто предоставляется возможность приобрести и проявить контрольно-оценочную самостоятельность [5, с. 23].

Таким образом, система технологического инструментария для развития самостоятельности младшего школьника включает в себя совокупность приемов, методов и форм организации классной и внеклассной работы, мероприятий, учебных и наглядных знаково-символических пособий, демонстрационных устройств, технических средств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: