Средства развития учебной самостоятельности младших школьников




Сегодня далеко не у всех младших школьников наблюдается достаточный уровень самостоятельности, у них слабо развиты умения анализировать и производить оценку своей деятельности, своих поступков, что снижает способность к самореализации, влияет на процесс получения новых знаний, на обучение.

В связи, с чем становится актуальной проблемой поиск методов обучения, разработка заданий, которые способствуют развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей. Поэтому перед начальной школой, сегодня стоит задача оказать младшему школьнику содействие как субъекту самосознания, самодеятельности, а в педагогической деятельности реализовывать педагогическое сопровождение самостоятельности школьника в обучении.

В современных программах начальной школы содержатся требования воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Учебная самостоятельность, фундамент которой закладывается в 1 классе, определяется в качестве одного из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Значит, задача учителя – включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, научить применять полученные знания в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Одним из результативных средств, способствующих формированию учебной самостоятельности, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать [15, с. 335].

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьник обязательно допускает ошибки.

Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.

Учебная самостоятельность включает в себя следующие составляющие:

· способность к обнаружению учебной задачи;

· умение сделать вывод;

· способность обобщать;

· развитие речевых умений;

· самоконтроль и рефлексию;

· способность планировать.

Существует четыре этапа учебной работы:

Первый этап, цель которого сводится к выходу учащегося на уровень простейшей воспроизводящей самостоятельности. На данном этапе учитель осуществляет знакомство учащихся с простейшими формами познавательной деятельности, сообщая сведения, дает разъяснение, как можно было бы получить их самостоятельно.

Второй этап учебной работы заключается в том, что учитель привлекает школьников к обсуждению разнообразных способов решения учебной задачи и отбору наиболее рационального из них, применяет поощрение самостоятельной деятельности учащихся в сравнении способов. Учитель знакомит школьников с общими и частными указаниями, способствующими самостоятельному выбору путей решения познавательной задачи посредством уже изученных приемов, способов и методов решения подобных задач.

Третий этап является наиболее ответственным, поскольку именно на данном этапе должен осуществиться выход всех учеников на базовый уровень самостоятельности. В данной ситуации большое внимание уделяется организации самостоятельного изучения учащимися дополнительной учебной, научно-популярной и научной литературы, сопровождаемого решением необходимого числа задач; подготовке рефератов и докладов по предмету; творческому обсуждению докладов и сообщений; самообучению школьников с учетом индивидуальных интересов и потребностей.

На четвертом этапе осуществляется индивидуальная работа с учениками, разделяемая с учетом познавательных интересов каждого учащегося. Самостоятельная работа учеников на данном этапе работы приобретает поисково-исследовательский характер и требует творческих усилий. Школьники самостоятельно в течение достаточно долгого срока решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем. Помощь преподавателя сводится к проведению индивидуальных консультаций, к рекомендациям соответствующей литературы. Задачи развития самостоятельности личности в обучении заключаются в управлении процессов перерастания воспроизводящей самостоятельности в самостоятельность творческую.

По мнению Ж.Е. Сарсекеевой, Н.Б. Сафаровой, К.Л. Полупан, самостоятельность младших школьников будет развиваться наиболее успешно, если они овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, по мнению авторов, - активный метод обучения. Для одних – это форма и метод организации учения, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – деятельность учащихся, которая протекает без непосредственного участия учителя [17, с. 272].

Самостоятельная работа используется с целью повторения, систематизации, проверки знаний. Существенную роль в организации самостоятельной деятельности играют технические средства и оборудование. На уроках могут использоваться технические средства, учебные пособия, сборники задач и упражнений, учебник.

Р.Ф. Швецова в качестве средства развития самостоятельности младших школьников выделяет свободную работу. Автор полагает, что свободная работа как средство развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности дает возможность диалектически соединить два главных принципа обучения: управления учебным процессом со стороны учителя и саморегулирования процесса учения конкретно учащимся [24, с. 163].

Для организации свободной работы важно наличие продуманной средовой организации дидактического материала, заданий, направленных на саморазвитие детей, которые бы они выполняли с удовольствием, по своему внутреннему побуждению.

Характеризуя материал для свободной работы учащихся, М. Монтессори относила к нему учебники, рабочие тетради, словари, дополнительную литературу, различные плакаты, карты, атласы, аудиотехнику, индивидуальные учебные доски, счеты, счетные и логические материалы, модели, препараты для исследовательской работы и другие материалы.

Свободная самостоятельная деятельность отличается присутствием наиболее характерных и специфичных мотивов самоконтроля и самостоятельности, которые выражаются, прежде всего, в желании ученика решить задание без посторонней помощи, умиротворять свои познавательные потребности, утвердить свою индивидуальность. Поэтому для большинства учащихся создаются благоприятные условия для проверки своих сил и потенциальных возможностей как субъектов учебной деятельности и познания.

В учебной деятельности в условиях усиленного использования форм и методов свободной работы более чем в других видах познавательной активности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых выступает самоконтроль. Каким бы активным ни было руководство педагога, правильные результаты учебной работы не могут быть достигнуты, если ученик сам не контролирует свои действия. Неумение проверить себя – типичнейшее затруднение, которое испытывают многие ученики при традиционном подходе к обучению.

А.У. Уртенова в качестве средства развития учебной самостоятельности младших школьников выделяет выполнение домашней работы. По мнению автора, домашняя работа, как форма организации самостоятельной, индивидуальной работы учеников во внеурочное время, обладает огромным потенциалом для формирования личности учащегося. В ходе домашней работы не только закрепляется или повторяется тот или иной материал курса начального обучения и, что особенно важно, формируются важные умения и навыки самостоятельной деятельности учеников [20, с. 513]. При выполнении домашних заданий учащимся предоставляется большая самостоятельность в работе. У них есть выбор темпа и способов выполнения пунктов и так далее, а это является важным стимулом в формировании самостоятельности у детей.

Для того чтобы домашние задания способствовали формированию учебной самостоятельности учащихся, они должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, задания на дом должны содействовать формированию независимого мышления учеников. Для реализации данного требования следует включать в домашние задания элемент новизны, задания творческого характера, обеспечивать учеников возможностью проявлять находчивость, индивидуальность, возможность повторить необходимый теоретический материал.

Во-вторых, домашнее задание должно явиться эффективным средством индивидуализации в дифференциации обучения младших школьников. Так, если домашнее задание применяется с целью предъявления нового материала, с целью использования приобретенных знаний имеет смысл единое домашнее задание. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание. Очевидно, для школьников, которые уже овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же – требование заниженное. Было бы правильнее избавить этих детей от обязательного домашнего задания и порекомендовать им, поработать над заданиями повышенной трудности. Предлагая задания подобного вида, учителю необходимо предложить такую инструкцию по их выполнению, которая должна оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, настраивая учащихся к самостоятельному получению знаний [14, с. 65].

Т.В. Никифорова в качестве средства развития учебной самостоятельности младших школьников предлагает разработанные ею задания. Особенность занятий заключается в том, что каждый ребенок выполняет задания на карточках в соответствии со своими возможностями и способностями, индивидуально. Данная система карточек с заданиями трехуровневая, что предполагает выполнение ребенком заданий: непосредственно с участием учителя; с помощью совета учителя; самостоятельно (это самый высокий уровень самостоятельности) [11, с. 331]:

1.Задания, направленные на устранение пробелов в знаниях. Здесь предусмотрен следующий вид заданий: решение задач с разным уровнем подсказок учителя, предусматривающих постепенное сокращение объема помощи учителя ученику.

2.Задания, направленные на развитие самоконтроля и саморегуляции школьников. Это разноуровневые задания при решении задач и задания по составлению задач, обратных данных, которые нацелены на: развитие саморегуляции; закрепление навыка решения задач; создание ситуации успеха; что стимулирует ребенка к выполнению более сложных заданий.

3.Задания, направленные на развитие самостоятельности младших школьников, направленные на закрепление навыка решения задачи, составления краткой записи к ней; проявление учащимися самостоятельного выбора решения задания; повышение уровня самооценки школьников.

4.Задания, предусматривающие применение творчества, цель которых – развитие креативного мышления; повышение уровня самостоятельности.

5. Рефлексия: осознанно, самостоятельно или нет, решают задачу. Цель рефлексии: проверить уровень освоения детьми навыка самостоятельного решения задач и уровня самостоятельности, повысить самооценку и самоконтроль учащихся.

Таким образом, рассмотрев методы работы с младшими школьниками, убедились, что они способствуют становлению и развитию у детей учебной самостоятельности.

 


Заключение

 

Таким образом, развитие учебной самостоятельности является приоритетным направлением общеобразовательных учреждений. Развитие учебной самостоятельности это условия для самоактуализации младшего школьника. Развитие способности школьников к самостоятельным активным действиям в итоге послужит показателем нового качества образования.

Установлено, что учебная самостоятельность заключается в способности младшего школьника самостоятельно реализовывать деятельность учения, ставить учебные цели, искать и применять необходимые средства и способы их достижения, осуществлять контроль и оценку процесса и результата учебной деятельности

Система технологического инструментария для развития самостоятельности младшего школьника является проектная деятельность и др.

В работе рассмотрены средства развития учебной самостоятельности младших школьников, к которым относятся: домашние задания, свободная работа, самостоятельная работа, проектирование и другие.

Итак, проблему учебной самостоятельности необходимо рассматривать не только в контексте одной ступени образования. Ведь данная проблема является проблемой всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.


Список использованной литературы

1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: учеб. пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод основы. – М.: Просвещение, 1977. – 245 с.

3. Балясникова, Л.В. Понятийная характеристика самостоятельности младшего школьника / Л.В. Балясникова // Акмеология. – 2011. - № 3 (39). – С. 153 – 157.

4. Воронцов, А.Б. Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе / А.Б. Воронцов. – М.: Вита-Пресс, 2011.

5. Воронцов, А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка / А.Б. Воронцов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. - № 5. – С. 21 – 23.

6. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе. – М.: Педагогика, 1957. – 156 с.

7. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Учпедгиз, 1961. – 212 с.

8. Ивошина, Т.Г., Шварева, Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История, проблемы / Т.Г. Ивошина, Л.В. Шварева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2011. - № 24. – С. 945 – 950.

9. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся. – М.: Учпедгиз, 1963. – 124 с.

10. Никифорова, Т.В. Система заданий, направленная на развитие самостоятельности младших школьников при педагогическом сопровождении / Т.В. Никифорова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 6. – С. 331 – 333.

11. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. – Тарту, 1976. – 184 с.

12. Попова, Г.И. Организация домашнего учебного труда школьников / Г.И. Попова // Педагогика. – 2007. - № 4. – С. 65 – 69.

13. Пятова, Л.А. Образовательная самостоятельность младших школьников / Л.А. Пятова // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. - № 6 (14). – С. 335 – 336.

14. Ромаева, Н.Б. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация / Н.Б. Ромаева, А.П. Ромаев // Практическое образование и наука. – 2006. - № 5. – С. 9 – 12.

15. Сарсекеева, Ж.Е., Сафарова, Н.Б., Полупан, К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников / Ж.Е. Сарсекеева, Н.Б. Сафарова, К.Л. Полупан // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. - № 1. – С. 270 – 274.

16. Склюева, Е.С. Самостоятельность младших школьников в учебной деятельности / Е.С. Склюева // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 4 (41). – С. 196 – 198.

17. Старцева, Г.А. Проблема активности и самостоятельности личности младшего школьника: теоретические аспекты / Г.А. Старцева // Педагогика и современность. – 2013. - № 6. – С. 19 – 21.

18. Уртенова, А.У. Домашнее задание как средство формирования учебной самостоятельности учащихся младших классов // Science Time. – 2016. - № 1 (25). – С. 513 – 516.

19. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – СПб., 1907. – Т. 1.

20. Хуснетдинова, М.К. Развитие самостоятельности младших школьников средствами проектных технологий / М.К. Хуснетдинова // Преподаватель XX век. – 2009. - № 1. – С. 63 – 67.

21. Чугреева, М.К. Развитие самостоятельности у школьников / М.К. Чугреева // Начальное образование. – 2006. - № 2. – С. 13 – 14.

22. Швецова, Р.Ф. Особенности развития самостоятельности младших школьников средствами свободной работы / Р.Ф. Швецова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2013. - № 1 (5). – С. 161 – 166.

23. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М., 2010.

24. Ivoshina T. G., Shvareva L. V. – The formation of educational school independence. Problem’s history // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 945–950.

25. Sokolova, M.V. Adventure Playground as an Example of the Child’s Right to Play /M.V. Sokolova // E-journal «Psychological Science and Education psyedu.ru. -2014. – no.2. – pp. 7.

 


[1] ФГОС НОО с изменениями на 18 мая 2015 года

[2] Давыдов В. В. (ред.) Психическое развитие младших школьников. М., 1990. с. 73

[3] Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: