Тема: Расчёт экономической эффективности ввода в эксплуатацию отдельных видов устройств автоматики и телемеханики
Цель работы: Научиться определятьсумму годовых приведенных затрат; учитывая эксплуатационные расходы
Задание: Рассчитать эффективность внедрения передовой технологии по двум
сравниваемым вариантам методом удельных затрат на единицу продукции на
основании исходных данных (таблица 1).
Таблица 1 – Исходные данные
Исходные данные | Задачи | |||||||||
Вариант | Вариант | Вариант | Вариант | Вариант | Вариант | Вариант | Вариант | Вариант | Вариант | |
Стоимость строительства К, млн. | ||||||||||
Амортизационные отчисления | 6,2 | 4,6 | 5,6 | 5,1 | 5,6 | 6,1 | 5,4 | 6,0 | ||
Годовой фонд заработной платы | ||||||||||
Отчисления на социальное страхование, | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 39,9 | 39,9 |
Стоимость материалов, | ||||||||||
Прочие расходы, % | ||||||||||
Расходы на электроэнергию | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Нормативный срок окупаемости, | ||||||||||
Размер движения поездов сут., |
Пояснения к работе:
Эффективность применения новых современных средств автоматики и телемеханики, как и всякой прогрессивной техники, определяется целым рядом показателей.
Внедрение устройств СЦБ прежде всего должно удовлетворять требованиям обеспечения безопасности и регулярности движения поездов.
Применение автоматической блокировки на двухпутных участках повышает участковую скорость в среднем на 10-15%, что дает возможность на значительное время
отказаться от строительства дополнительных путей, а также значительно повышает
пропускную способность железнодорожных участков по сравнению с
полуавтоматической блокировкой. Расчетная пропускная способность двухпутных
линий примерно соответствует цифрам, приведенным в таблице 2.
На однопутных участках средства организации движения поездов на перегонах рассматриваются обычно в сочетании с устройствами автоматики на промежуточных
станциях, т.е. в сочетании со способом управления стрелками на промежуточных станциях. Диспетчерская централизация стрелок и сигналов на однопутных участках
Таблица 2
Число пар поездов в сутки | |||
Устройства СЦБ на перегонах | % | ||
Расчётное | 80 % от расчётного | ||
Полуавтоматическая блокировка без постов | |||
То же, с постами | |||
Автоблокировка / = 1 0 мин | |||
Автоблокировка /= 8 мин | |||
Автоблокировка / = 5 мин | |||
Автоблокировка / = 4 мин |
позволяет отложить строительство вторых путей, значительно сокращая тем самым капитальные затраты, участковая скорость при этом повышается по сравнению с полуавтоматической блокировкой примерно на 15-20 %.
Примерные цифры пропускной способности автоблокировки и диспетчерской централизации по сравнению с полуавтоматической блокировкой на однопутных
участках приведены в таблице 3.
Путевая блокировка как автоматическая, так и полуавтоматическая исключает возможность отправления поездов на занятый перегон или блок-участок. Автоблокировка,
кроме того, обеспечивает контроль целостности рельсов. Особое значение для безопасности движения поездов имеет применение при автоблокировке автоматической локомотивной сигнализации с автостопом, которая предотвращает случаи проезда запрещающих
сигналов.
Для станционных устройств характерным показателем является время приготовления маршрутов, которое резко уменьшается при электрической централизации. Если при
ключевой зависимости и ручных стрелках время приготовления маршрута составляет
5-10 мин, то при электрической централизации время приготовления маршрута равно
всего 10-12 с. Уменьшение времени задания маршрута сокращает станционные
интервалы и значительно повышает пропускную способность станций.
Важной особенностью современных систем электрической централизации является полное секционирование всех маршрутов. Электрическая централизация повышает пропускную способность горловины станции в 1,5-2 раза и пропускную способность
станционных путей — примерно на 15-20%.
Таблица 3
Устройства СЦБ на перегонах и станциях | Расчетное число пар поездов в сутки | % |
Полуавтоматическая блокировка с ручным управлением стрелками на станциях | ||
Автоблокировка с ручным управлением стрелками на станциях | ||
Диспетчерская централизация | ||
То же, при продольной схеме станций |
Кроме того, электрическая централизация исключает прием поездов на занятые
пути, отправление по неготовому или враждебному маршруту. Диспетчерская
централизация, сочетая в себе автоблокировку на перегонах и электрическую
централизацию на станциях, дает по безопасности движения суммарный эффект
обоих этих систем.
Повышение участковой скорости и получаемое в результате сокращение
поездо-часов в конечном счете являются наиболее важными экономическими
показателями эффективности капительных вложений рассмотренных выше технических средств.
Вторым источником сокращения эксплуатационных расходов при внедрении
устройств автоматики и телемеханики является уменьшение штата.
При автоматической блокировке штат работников, организующих движение поездов, как правило, не уменьшается и в то же время увеличивается технический штат на 25-30 чел. на
100 км пути. Однако в сочетании с электрической централизацией на двухпутных
участках за счет высвобождения дежурных по стрелочным постам общий штат в среднем уменьшается на 20-40 чел. на 100 км.
Диспетчерская централизация уменьшает штат дежурных по стрелочным постам на промежуточных станциях и штат дежурных по станциям, где нет местной работы или размеры ее невелики, на 40-50 чел. (с учетом роста численности технического штата) на каждые
100 км. В результате производительность труда при введении диспетчерской
централизации повышается в 1,5-2 раза. При электрической централизации резко
уменьшается штат дежурных по стрелочным постам (небольшое их число остается только в районах маневровой работы), но зато увеличивается технический штат. В среднем на
100 стрелок штат уменьшается на 30-50 чел. Производительность труда работников
службы движения повышается на 35-40%.
Устройства автоматики и механизации на сортировочных горках решают
полностью или частично следующие основные задачи: заменяют тяжелые и трудоемкие процессы работой механизмов, действующих автоматически, полуавтоматически или управляемых дистанционно, уменьшая этим эксплуатационный штат; увеличивают перерабатывающую способность сортировочной горки, способствуя этим сокращению времени простоя вагонов на сортировочных станциях; снижают стоимость переработки вагонов, уменьшая этим эксплуатационные расходы по грузовым перевозкам.
Полная автоматизация существенным образом изменяет условия труда работников сортировочных горок и освобождает их также от сложных действий на пульте управления при разборке состава, требующих огромного напряжения и точности.
В зависимости от местных условий абсолютные значения капитальных вложений и эксплуатационных расходов по устройствам автоматики на разных участках железных дорог колеблются в значительных пределах.
Соотношение экономии эксплуатационных расходов с капитальными затратами
дает возможность определить примерные сроки окупаемости: для автоблокировки
6-7 лет, диспетчерской централизации 4-6 лет, электрической централизации 3-5 лет.
Внедрение средств автоматики улучшает условия и культуру труда работников, организующих движение поездов. Так, при диспетчерской централизации ликвидируется тяжелый труд дежурных по стрелочным постам, сокращается штат дежурных по станции, труд большой группы работников движения заменяется трудом диспетчеров, работающих в лучших условиях. Применение локомотивной сигнализации дает возможность машинисту вне зависимости от условий видимости путевых сигналов уверенно вести поезд.
Важное значение имеет механизация сортировочных горок с применением горочной централизации и автоматического регулирования скорости отцепов. При этом отпадает необходимость в дежурных стрелочных постах и регулировщиках скорости движения вагонов, ранее выполнявших опасную и тяжелую работу.
Улучшение условий труда дает возможность операторам, машинистам, дежурным по станции, диспетчерам работать более творчески, больше времени уделять принятию управленческих решений. Эти факторы очень трудно оценить количественно, но они должны учитываться при определении эффективности внедрения средств автоматики.
Важнейшей задачей внедрения средств автоматики на дорогах является повышение уровня безопасности движения поездов, что также не поддается в полной мере экономическому расчету. Так, потеря народно-хозяйственных грузов в результате аварии
или крушения часто наносит государству ущерб, значительно превышающий номинальную стоимость этих грузов. Тем более очевидна несравнимая ценность человеческой жизни или
здоровья, которые могут быть потеряны в результате аварии.
Таким образом, эффективность применения на железных дорогах современных средств автоматики, вопросы их технико-экономической эффективности следует рассматривать исходя из следующих основных факторов: обеспечения безопасности движения поездов; повышения пропускной способности железнодорожных участков и станций; увеличение участковой скорости движения поездов; сокращение эксплуатационных расходов и срока окупаемости капитальных вложений; снижения себестоимости перевозок; роста производительности труда; улучшение условий и повышения культуры труда.
Применение при передаче данных метода коммутации сообщений позволяет увеличить коэффициент использования каналов, производительность труда операторов оконечных пунктов, значительно повысить надежность и живучесть сети.
Порядок выполнения работы:
В данных задачах следует определить эффективность внедрения передовой технологии по двум сравниваемым вариантам.
Необходимо определить сумму годовых приведенных затрат:
Э пр = К i + Т н С i
где К i - стоимость строительства по вариантам,
Т н - нормативный срок окупаемости,
С i - годовые эксплуатационные расходы по вариантам.
Годовые эксплуатационные расходы определяются по формуле:
С i = ГФЗП + Р соц.ср. + А + Р м + Р эл + Р пр;
где ГФЗП - годовой фонд заработной платы.
Р соц.ср - отчисления на социальное страхование, Р соц.ср = %ГФЗП,
А - амортизационные отчисления, А = %К,
Рм - расходы на материалы, Р м = % К,
Р эл - расходы по оплате электроэнергии, Рэл = %К,
Р пр - прочие расходы, Рпр = % ГФЗП.
Эффективным из сравниваемых вариантов является тот, который имеет минимальные приведенные затраты.
Содержание отчёта:
1. Титульный лист в соответствии СТП 1.2-2005
2. Цель работы
3. Задание
4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием и вариантом
5. Ответы на контрольные вопросы
6. Вывод
Отчёт необходимо вложить в личную папку.
Контрольные вопросы:
1. За счёт чего увеличивается экономическая эффективность при строительстве автоблокировки на двухпутных участках?
2. За счёт чего снижаются капитальные затраты при диспетчерской централизации стрелок и сигналов на однопутных участках?
3. Как влияет внедрение электрической централизации на повышение пропускной способности станции?
4. Почему применение диспетчерской централизации обладает двойным суммарным эффектом?
5. Какие показатели передовых технологий являются наиболее важными экономическими показателями эффективности капительных вложений?
6. Внедрение каких технологий способствует сокращению штата?
7. Какие технологии, приводя к увеличению штата, способствуют повышению экономической эффективности?
8. Каковы сроки окупаемости внедрения автоблокировки? диспетчерской централизации? электрической централизации?
9. Как повышение уровня безопасности движения поездов влияет на сохранение номинальной стоимости грузов?
Приложение А
(справочное)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный университет путей сообщения»
структурное подразделение среднего профессионального образования
«Омский техникум железнодорожного транспорта»
(СП СПО ОТЖТ)
Специальность 27.02.03 «Автоматика и телемеханика на транспорте»
(по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)
Практическая работа № 6
Обработка и анализ затрат труда
Дисциплина Экономика организации
Студент гр. ______________
(номер группы, курс)
_____________________ ______________
(подпись студента) (И., О., Фамилия студента)
________________
(дата)
Преподаватель
_____________________ _______________
(подпись преподавателя) (И., О., Фамилия преподавателя)
______________
(дата)
__________________________________
(оценка)
Омск 2015
Цель работы – формирование навыков обработки материалов индивидуальной фотографии рабочего дня.
Задание:
6. По фотографии рабочего дня (вариант №11) определить индексы затрат рабочего времени исполнителя и проставить соответствующие коды.
7. Оформить наблюдательный лист индивидуальной фотографии рабочего дня или производственного процесса.
8. Произвести сводку одноимённых затрат времени.
9. Проанализировать потери рабочего времени.
10. Рассчитать затраты рабочего времени, заполнив аналитическую сводку и подсчитав коэффициент возможного повышения производительности труда.
Решение:
Решение практической работы заключается в заполнении таблиц по заданию (следующие листы).
Таблица 1
ШЧ-2 | Наблюдательный лист № 1 индивидуальной фотографии рабочего дня или производственного процесса | Участок | ЭЦ Комбинатская | |||||||||||||
(наименование предприятия) | Отделение | |||||||||||||||
Дата | Начало наблюдения | Конец наблюдения | Перерыв | |||||||||||||
13.01.2011 | 8:00 | 17:00 | 12-00 | 13-00 | ||||||||||||
Ф.И.О. | Наименование профессии | Тарифный разряд квалификации | Стаж работы по профессии, в т.ч. по разряду | Средний процент выполнения норм | ||||||||||||
Зинин С.С. | электромеханик СЦБ | 9 разряд | ||||||||||||||
Технические средства | ||||||||||||||||
Наименование, завод-изготовитель | Тип, модель | Инвентарный номер | Краткая характеристика | Состояние | ||||||||||||
Состояние организации труда на рабочем месте, включая его обслуживание | ||||||||||||||||
Характеристика обстановки на рабочих местах | удовлетворительно | Характеристика качества применяемого инструмента и приспособлений | удовлетворительно | |||||||||||||
Порядок обслуживания материалами, инструментом и др. | самим исполнителем | Порядок ухода за оборудованием (смазка, чистка) | самим исполнителем | |||||||||||||
Организация наладки оборудования, смены и заточки инструмента | самим исполнителем | Подъемно-транспортные средства | ||||||||||||||
Работы, выполненные в течении фотографии | ||||||||||||||||
№п/п | Содержание выполня-емой работы | Измери-тель работы | Затраты времени по наблюдению | Выполнено единиц | В среднем на единицу | Действующая норма выработки | Про-цент выпол-нения норм | |||||||||
Проверка состояния стрелочных переводов | стрелка | 372,0 | 42,0 | 8,9 | 8,7 | 98,2% | ||||||||||
Таблица 2
№ п/п | Что наблюдается | Текущее время, мин | Продолжи-тельность, мин | Индекс или код |
Планерное совещание, получение инструктажа, указаний | 8-08 | ПЗ-2 | ||
Подготовка, изучение технологических карт | 8-12 | ПЗ-1 | ||
Оформление записей в журнале формы ДУ-46 | 8-17 | ПЗ | ||
Проход к месту работ | 8-21 | ПЗ-6 | ||
Осмотр стрелочного перевода, проверка стрелок на невозможность их замыкания в плюсовом и минусовом положениях при закладке между остряком и рамным рельсом щупа толщиной 4 мм №305,307,309,311,313,315,323,325,327,331,329,333,335,337,339,13,15,7 | 11-10 | Ор | ||
Пропуск поездов | 11-31 | ПТ | ||
Межоперационные проходы | 11-38 | ПЗ-7 | ||
Возвращается на пост ЭЦ | 11-47 | ПЗ-6 | ||
Моет руки, убирает инструмент | 12-00 | Об | ||
Обеденный перерыв | 13-00 | |||
Берет инструмент, проход к месту работ | 13-03 | ПЗ-6 | ||
Осмотр стрелочного перевода, проверка стрелок на невозможность их замыкания в плюсовом и минусовом положениях при закладке между остряком и рамным рельсом щупа толщиной 4 мм №9,47,49,27,29,5,23,31,33,35,37,39,43,45,51,41,55,317,59,57,61,63,319,321 | 16-26 | Ор | ||
Пропуск поездов | 16-36 | ПТ | ||
Межоперационные проходы | 16-47 | ПЗ-7 | ||
Возвращается на пост ЭЦ | 16-52 | ПЗ-6 | ||
Оформление журналов, оперативного плана | 17-00 | ПЗ | ||
Окончание наблюдения |
Таблица 3
Сводка одноименных затрат времени | ||||||
Затраты рабочего времени | Повторя-емость | Продолжи-тельность | ||||
Индекс или код | Наименование | |||||
ПЗ | Оформление записей в журналах установленной формы | |||||
ПЗ-1 | Подготовка по технологическим картам | |||||
ПЗ-2 | Получение инструктажа, оформление записи в журналах | |||||
ПЗ-6 | Межоперационные проходы до и после обеденного перерыва | |||||
ПЗ-7 | Межоперационные проходы | |||||
Ор | Выполнение работ по графику техпроцесса | |||||
Об | Моет руки, убирает инструмент | |||||
ПТ | Пропуск поезда | |||||
ИТОГО | ||||||
Замечания и пояснения наблюдателя | ||||||
Наблюдал | Проверил | |||||
Дата | Должность | Подпись | Дата | Должность | Подпись | |
Таблица 4
Анализ потерь рабочего времени | ||||||||||||||||||||||||||||||
Затраты рабочего времени | Чем вызваны потери | Предложения по совершенствованию технологии и организации труда | Возможное сокращение потерь | |||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Индекс | Код | Наименование потерь | Продол-житель-ность, мин | ||||||||||||||||||||||||||
ПЗ | Сверхнормативные затраты на подготовительно-заключительное время | Межопераци-онные проходы | Совмещать межоперационные проходы с осмотром напольного оборудования | |||||||||||||||||||||||||||
Об | Сверхнормативные затраты на обслуживание рабочего места | Беспорядок в инструментах | Навести порядок на стеллажах в инструментах | |||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО | ||||||||||||||||||||||||||||||
Аналитическая сводка | ||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование рабочего времени | Баланс времени рабочего дня, мин | |||||||||||||||||||||||||||||
Основная группа | Категория | Индекс | Код | Фактический | Нормальный (рациональный) | |||||||||||||||||||||||||
Про-дол-жи-тель-ность, мин | В % к про-дол-жи-тель-ности рабоче-го дня | В % к опе- ратив ному вре-мени | Про- дол-жи-тель-ность, мин | В % к про-должитель-ности рабо-чего дня | В % к опера-тив-ному вре-мени | |||||||||||||||||||||||||
Время работы | Подготовительно-заключительное | ПЗ | 64,00 | 13,33 | 13,33 | 42,837 | 8,92 | 11,42 | ||||||||||||||||||||||
Оперативное | Основное ручное | Ор | 372,00 | 77,50 | 77,50 | |||||||||||||||||||||||||
Основное машинно-ручное | Омр | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Основное машинное | Ом | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательное ручное | Вр | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательное машинно-ручное | Вмр | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Вспомогательное машинное | Вм | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Итого оперативного | ОП | 77,50 | 77,50 | 375,1 | 78,15 | |||||||||||||||||||||||||
Обслуживание рабочего места | Об | 13,00 | 2,71 | 2,71 | 5,44 | 1,13 | 1,45 | |||||||||||||||||||||||
Итого продуктивного | РЗ | 93,54 | 93,54 | |||||||||||||||||||||||||||
Случайная работа | СР | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Лишняя непроизводительная работа | НР | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Итого непродуктивного | НЗ | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Время перерывов | Регла-ментиро-ван-ные | Технологческие | ПТ | 31,00 | 6,46 | 6,46 | ||||||||||||||||||||||||
Отдых и личные надобности | Потл | 0,00 | 0,00 | 25,62 | 5,34 | 6,83 | ||||||||||||||||||||||||
Вызванные нарушением производственного процесса | ПНТ | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Вызванные нарушением трудовой дисциплины | ПНД | 0,00 | 0,00 | |||||||||||||||||||||||||||
Итого перерывов | П | 6,46 | 6,46 | |||||||||||||||||||||||||||
Всего рабочего времени | 480,0 | |||||||||||||||||||||||||||||
К=1+ | Твсп | =1+ | =1,0643 | |||||||||||||||||||||||||||
Тсм - Твсп | 480 - 0 | |||||||||||||||||||||||||||||
Составил | Проверил | Согласовал | ||||||||||||||||||||||||||||
Дата | Должность | Подпись | Дата | Должность | Подпись | Дата | Должность | Подпись | ||||||||||||||||||||||
Ответы на контрольные вопросы:
1. При разработке норм времени используются следующие материалы …
2. При установлении норм времени учитываются следующие виды затрат труда …
3. В технолого-нормировочных картах учитываются следующие виды затрат труда …
4. В нормах времени не предусмотрены данные виды работ… Они учитываются …
5. Комплексное выполнение технологически совместимых операций проводится с целью …
6. Отраслевые нормы времени рассчитаны работников …
7. Наименование должности "Электромеханик" и разряды оплаты труда установлены в связи с …
8. Наименование профессии "Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки" и разряд работ установлены в связи с …
9. Разряд работ и наименование профессии "Электросварщик ручной сварки" установлен в связи с …
10. Методика разработки технически обоснованных норм численности заключается в …
11. Производственный штат дистанции определяется …
12. Бригадные нормы обслуживания устройств устанавливаются …
Вывод: В результате выполнения практической работы были сформированы навыки обработки материалов индивидуальной фотографии рабочего дня.
Приложение Б
Таблица 10 – Расчет фонда заработной платы
Наименование подразделений и устройств | Профессия, должность | Разряд | Количество | Ставка заработной платы в месяц, руб. | Доплата з работу в праздничные дни, руб | Доплата за работу в ночное время, руб. | Премия, руб. | Районный коэффициент, руб | Заработная плата в месяц, руб | Фонд заработной платы в месяц, руб | Годовой фонд заработной платы, руб. | |
ПБТО в составе: | ШЧУ | |||||||||||
РТУ | ШНС | |||||||||||
ШН | ||||||||||||
ШЧИ | ||||||||||||
ШЦМ | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Аварийно-восстановительная летучка СЦБ | ШНС | |||||||||||
ШН | ||||||||||||
ШЦМ | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Дистанционная мастерская | ШНС | |||||||||||
ШН | ||||||||||||
ШЦМ | ||||||||||||
Слесарь | ||||||||||||
Электро-сварщик | ||||||||||||
Токарь | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Участок механизации и автотранспорта | ШНС | |||||||||||
Водители | ||||||||||||
Слесарь | ||||||||||||
Окончание таблицы 10 | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Итого по ПБТО | ||||||||||||
Аппарат управления | Начальник дистанции | |||||||||||
Заместитель начальника дистанции | ||||||||||||
Главный инженер | ||||||||||||
Специалист по управлению персоналом | ||||||||||||
Инженер по организации и нормирова-нию труда | ||||||||||||
Инженер по СЦБ | ||||||||||||
Инспектор по кадрам | ||||||||||||
Главный бухгалтер | ||||||||||||
Бухгалтер | ||||||||||||
Заведующий складом | ||||||||||||
Секретарь | ||||||||||||
Итого | ||||||||||||
Итого по дистанции | ||||||||||||