Вы — «иллюзионист». Можете отвинтить и забросить свои руки: сначала одну, потом другую. Действуйте: встаньте, раскрепостите правую руку. Начинайте телом свободную, болтающуюся вдоль бока, руку вращать, «развинчивая ее». Круговые движения руки от плеча, все более и более энергичные, сопровождайте звуками: Ээ-Ээ-Ээ... А с последним активным звуком Э\ запустите руку далеко вперед вверх. «Отвинченная» рука легко со звуком отлетает от вас. Теперь проделайте то же самое с левой рукой. Добейтесь полной свободы в упражнении. Будут свободны тело и летящая рука — будет свободным и звук голоса. Проделайте упражнение со всеми гласными, добиваясь их свободного звучания.
Упражнение 57
«Раззадорю!»
Подхлопывайте ладонями, сопровождая хлопки междометиями; «Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп-ляля! Гоп-ляля! Гоп! Гоп! Гоп!»
Активными хлопками и эмоциональными выкриками раззадоривайте людей, чтобы они «пустились в пляс».
Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх — в головной резонатор.
Упражнение 58
«Бабушки»
Для верного звучания гласного А (это значит — близкого, собранного, «опертого») полезно «передразнить» подруг, ахающих по любому поводу:
«Ахти! Ахти! Ахтушки!» —
Разахалися бабушки.
«Ахти — ах! Ахти — ах!»
Не держатся на ногах.
Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая успокоить «разошедшегося» человека, передразниваем его междометиями: «Ах-ах-ах! — скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно». Или что-нибудь в этом роде.
Если верно выполняется задание, то обязательно ощущается очень активная работа диафрагмы: она как бы подбрасывает вверх, в головной резонатор, ударные гласные. Здесь, в этом тексте, за исключением одного ударного гласного «е» (в слове «не держатся»), все ударные падают на гласный «А». Надо следить за мягким началом звука при произнесении гласного «А».
|
Упражнение 59
«Хохлатки»
Представьте, что вы «хохлатки». Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки — это крылья хохлатки, которые отходят от боков при словах и движении. Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти, Ищете и «кудахчете», но не искажая тембра голоса:
Кудах-тах-тах!
Кудах-тах-тах!
Кудахтают хохлатки.
Куда?
Ах-ах!
Куда?
Ах-ах!
Попрятались цыплятки?
На ударных гласных руки отходят от боков. Особенно широко отходят «крылья» на междометии «Ах-ах!», как будто звук отбрасывает в стороны от боков «крылья». Это приносит свободу звучанию. Ищите и «кудахтайте» с верой в то, что делаете. Упражнение хорошо раскрепощает глотку, опирает звук на диафрагму, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.
Упражнение 60
«Птичий двор»
Приехали на отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и куры, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались — хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-тель... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис- кис! — и т. д.
|
Отлично тренируются «опора дыхания», губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание в различной тональности. Оправдывайте это разными отношениями к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело — зовете гуся, другое — голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...
Особо следует остановиться на таком виде междометий, как звукоподражательное «Ав-ав!» (собачий лай). Подобно тому как «стон» должен стать отправной точкой для поисков свободы мышц фонационных путей, — точно так же «лай» используется в качестве упражнений для тренировки естественной «опоры звука», рефлекторности фонационного дыхания. При «лае» брюшные мышцы выполняют как бы роль «буфера». Они подбрасывают вверх диафрагму, расширяют ребра, выбрасывают звук в расширенные резонирующие глоточную и ротовую полости. Рефлекторно берется воздух.
Каким образом следует пользоваться приемом «лая», чтобы он принес максимальную пользу в тренировке голоса?
Прежде всего лай наш, по существу, является «очеловеченным» лаем. Ведь мы будем «лаять» с подтекстом, думая в это время, общаясь и действуя. Звуки «ав-ав-ав» сами по себе активизируют работу голосового аппарата («запирающий» звук «б» требует активной подачи воздуха для его произнесения), а ассоциация с лаем еще более естественно родит легкий, без усилий, звук голоса. Следует выполнять только два условия при тренинге: не изменять тембра своего голоса, действовать в радостных эмоциях, «не облаивая» зло вашего собеседника. «Собака» наша будет другом человека: добрая и готовая оказать услугу.
|
Упражнение 61
«Собака»
Вообразите, что вы стали... «собакой». Жарко, скучно, вокруг такая тишина, что не на кого даже полаять. (Найдите это самочувствие. Раскрепостите свое тело: руки, плечи, шею, мышцы лица). От скуки и жары клонит ко сну...
Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: «ав-ав!» С подтекстом: «Я здесь». Не искажайте только тембра голоса. Не «облаивайте» зло хозяина. Радостно «подайте голос».
Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: «облаять» и «подать голос». «Подать голос»— это главное в упражнении «лай». «Ав-ав!» — вылетает легко, радостно, звонко. Никакого напряжения в глотке. Движения диафрагмы очень ощутимы.
Проверьте еще раз свободу звучания. Например: преданно смотрите в глаза «хозяину» и на его команду «голос»! с готовностью отвечайте: «ав-ав!» (пожалуйста, всегда готов).
— Голос! — Ав-ав! — Голос! — Ав-ав!
А теперь сосчитайте, сколько человек присутствует на занятиях: — Ав-ав-ав-ав-ав-ав... (раз-два-три-четыре-пять-шесть...).
Сколько в аудитории стульев? Хватит для гостей, которые сейчас появятся? — Ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав...
Скорее пересчитать! — Ававававававававав!
Успевайте и в быстром темпе «подлаивать». Не забывать о третьем виде выдыхания (воздух выталкивается рывками).
Упражнение 62
«Цирковая собака»
Один из вас — дрессировщик, а другой — «цирковая собака». Встаньте. Поднимите «лапы» перед грудью. Кисти свободные, мягкие, локти не прижаты к бокам. Ничто — шея, гглечи, руки, лицо — не напряжено. Нашли свободу тела? Поверили, что «собака»? Действуйте.
Дрессировщик: Голос!
Собака: Ав-ав!
Дрессировщик: Звонче лай!
Быстро, Динга, отвечай:
Сколько будет три плюс два?
Собака: Ав-ав-ав-ав-ав1
Дрессировщик: Права!
Что за цифра?
Посмотри!
Собака: Ав-ав-ав!
Дрессировщик: Все верно — три!
Прыгай, раз веселый нрав!
Алле!
Собака: Ав! (прыжок)
Дрессировщик: Алле!
Собака: Ав! (прыжок)
Дрессировщик: В пляс пускайся веселей
С «песней» звонкою своей!
«Собака» пляшет, подлаивая себе ритм мелодии танца. Какого? Какого желаете: польку, «летку-енку», краковяк, яблочко, цыганочку, современные танцы, которые требуют четкого ритма и легко «подпаиваются». В танце следите за свободой тела, движений, за свободой звучания. Не петь, а «подлаивать»!
Упражнение 63
«Шутка»
Представьте, что вам запрещено говорить и петь «по-человечьи». Только «по-собачьи». Послушно и радостно выполняете приказы своего «дрессировщика». Ведь он помогает вам закрепить навык «опоры звука».
Дрессировщик: Приветствую, друзья!
Группа: Ав-ав!
Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться!
По одному мне откликаться!
По одному: Ав-ав! Ав-ав1 Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..
Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав.
На месте — марш!
Эй, запевала!
Споем, как пели мы бывало!
Все «поют»: Ав! Ав-ав! Ав-ав-ав-ав-ав! (на мотив маршевой песни)
Дрессировщик: Стой!
Поняли, как «лаем»
«Опоры звука» достигаем?
И навык закрепили прочно?
Группа: Ав-ав!
Так точно!
Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. «При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений»68.
Упражнение 64
«Команды»
Подавайте команды: «Налее-вО!», «Напраа-вО!», «Круу-гОм!», «Шагоом-Арш!», «Раз-два!», «Раз-два!», «ЛЕвой! ЛЕвой! ЛЕвой!»... «Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
При усилении звука голос естественно стремится к повышению тона. Но сдерживайте голос от больших интервалов в повышении, иначе можно «пустить петуха». Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части — исполнительской — голос пошел вниз. Так как команда произносится в восклицательной интонации, то голос все равно несколько повысится.
Упражнение 65
«Сони»
Уговорились с товарищами идти гулять. Зашли к ним в комнату, а они... спят. Надо немедленно их разбудить!
Эй, вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну!
Ну и ну!
Вы зачем нас обманули?
Что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь,
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
Не посылайте звук далеко. Товарищи — рядом. Они могут подыграть вам «сон». Конкретность же «адреса» (к кому обращены слова) удержит от ненужного крика, напряжения. Будите не криком, а «приказом», поднимая товарищей с постели. Если подвижная диафрагма успевает быстро «подпереть» ударные слоги в словах-приказах, то голос зазвучит свободно. Снимать мышечное напряжение с фонационных путей (в области глотки) помогут междометия с сонорными согласными (в стихотворении 15 сонорных звуков). Не делайте больших пауз — весь текст звучит слитно. Слитность речи оправдайте действием: во что бы то ни стало поднять друзей! Скорее разбудить! Действуйте!..
Заговорили очень быстро, без пауз, и голос не успевает «нарисовать» различной силы вопросы, различное звучание восклицательных знаков. Сохраните выразительную «линию звучания». Ведь дважды повторенное восклицание «Ну и ну!» в третьей и четвертой или два вопроса в пятой и шестой строках по своему характеру, силе и тону звучат по-разному. Поэтому сначала «будите» не торопясь, успевая оценить, увидеть, родить слово. Затем убыстрите темп, но не за счет пробалтывания слов, а за счет энергичного движения мысли, видений, оценок. Быстрый темп, слитность речи хорошо будут тренировать автоматизм вдоха, ровность звучания голоса на протяжении всего текста.
Чтобы закрепить мышечное чувство свободы в области гортани, формирование звука мягкой атакой при произнесении гласных, проделайте следующие упражнения:
Упражнение 66
«Айда гулять»
Обращаетесь к своим подругам с предложением пойти гулять:
Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля! Айда гулять!
Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы волево, но тем не менее с мягким атакированием. Междометие «айда» (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо; пойдем, пошли.
Упражнение 67
«Победительницы»
Приветствуете своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру;
Айда Аля! Ай да Уля!
Ай да Оля! Ай да Юля!
Ай да Эля! Ай да Ия!
Спорт — родная вам стихия!
Просто чудо — мастера!
Браво, девушки! Ура!
Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе, и голосо-речевой аппарат, а отрицательные, наоборот, закрепощают. Вот почему в начальных упражнениях мы все время стараемся прибегать к положительным эмоциям. «Ай да» тождественно смыслу «Вот так», «Вот так Аля...».
Упражнение 68
«Добьюсь цели»
Надо послать «упрямого» друга, допустим, в булочную за хлебом. Добивайтесь того, чтобы желание ваше было выполнено, действуя различными глаголами:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете).
Нут-ка!
Добежать одна минутка! (приказываете)
Проследите за тем, достигли ли различного звучания глаголов: просить, умолять, приказывать. Подчиняется ли вам голос? Выражает ли ваши чувства? Попробуйте переставлять глаголы: сначала приказываете, а затем просите и умоляете.
Упражнение 69
«На рыбалке»
Используйте такие тексты:
1. Я ершей, ершей ловлю,
Из ершей уху люблю.
Из ерша ершистого
Ах, уха душистая!
Ох! Ершистый ерш какой!
Фи! Колючий! Ой-ой-ой!
Ох, уж эти мне ерши!
Лишь в ухе и хороши!
2. Эй, лови еще одну:
Поплавок пошел ко дну!
Эй, ты1 Эй, ты! Не зевай!
Поскорее подсекай!..
...Эх ты, горе-рыболов!
Где же твой большой улов?
Фантазируйте обстоятельства. Добивайтесь органичного рождения слова, гибкости голоса, выражающего все ваши эмоции и волевые проявления. А здесь они разнообразны.
Упражнение 70
«Море»
Отдыхаете на берегу моря. Оно разбушевалось. Захотели побороться с волнами:
Ох, волна! Ну и волна!
Своенравная она!
Ух, как на берег плеснула!
В море глубоко нырнула.
Вновь на нас несется! Ой!
Нас накроет с головой! Эй!
Поспорим мы с волною!
Не позволим взять с собою!..
...Эх, волна! Ты нас накрыла,
В море нас с земли не смыла!
Не кричать, не «залезать» на верха! Держитесь среднего регистра, грудного. Больше уверенности в своей победе над силами стихии. Не говорите весь текст на одной ноте. Ощущайте голосовую гибкость. По-разному звучат, например, первые слова («Ох, волна!») и последние («Эх, волна!»).
Упражнение 71
«Попался»
Оправдайте рождение такого текста:
— А-а! Попался, наконец!
Молодец?!
Уловите, как интонационно изменяется это простое словесное действие при изменении обстоятельств и отношения к объекту.
Ощутите «душу» каждого междометия, характер выражаемого им чувства или воли, обусловленных содержанием предложения. Для этого придумайте фразы или найдите их в драматургических и литературных произведениях. Попробуйте определить (и выразить интонационно), какие чувства и волевые проявления человеческой психики выражены в следующих текстах:
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави!!!
Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Ага! догнал тебя! постой!
Кричит наездник удалой!
(А. Пушкин)
«Э!.. да никак колосистую рожь
Переросла наша дочка!» —
«Так что ж?»
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я.
(Н. Некрасов)
Упражнение 72
«Футбол»
Прочитав строки детского стихотворения, передайте с помощью междометий различные отношения людей к футболу:
Сказала тетя:
— Фи, футбол!
Сказала мама:
—Фу, футбол!
Сестра сказала:
—Ну, футбол!..
А я ответил:
— Во, футбол!
(Генрих Сапгир)
Добейтесь того, чтобы в ваших интонациях выражалось и презрение (фи), и негодование (фу), и сомнение (ну), и одобрение (во). Точно определите, какие действия героев стихотворения сопровождаются тем или иным чувством. Говоря о выражении чувства, надо не рассматривать чувство в отрыве от действия, а помнить, что, говоря о чувстве, мы говорим о действии, говоря о действии, говорим о чувстве. Чувство и действие взаимопроникновенны и составляют единый процесс поступка человека.
Упражнение 73
«Болельщик»
Вы «болеете» за свою футбольную команду, живо реагируете на все, что происходит на поле, страстно желаете победы своей команде. Но матч пока проходит неинтересно, вяло, ни одного гола не забито. Подходит к концу первый тайм:
Тайм кончается. И что же?
Ну, на что это похоже?!
Даже гола не забили?!
Игроков как подменили!
(с интонацией горечи и недоумения)
А! Досада—не везет!
Мяч в ворота не идет!
(с интонацией досады)
А! Что ждать напрасно гола?!
Нет красивого футбола.
(с интонацией разочарования)
Э! Кому ты мяч послал?!
Столько вел и потерял!
(с насмешкой)
Мяч у нас! Удар!
А! Гол!! Начинается футбол.
(с интонацией неожиданной радости)
Нут-ка, братцы, так держать!
Гол за голом забивать.
Оживилася игра...
(с радостной надеждой))
А!! Второй влетел! Ура!!!
Ну и ну! Вот это класс!
Нет, недаром любим вас!
(с интонацией торжества
Гонг. Надежда не пропала.
Веселей на сердце стало.
Во втором покажут братцы,
Что такое — ленинградцы!
(с интонацией счастливой гордости)
Действуя, добивайтесь интонационного разнообразия. Добившись, прислушайтесь к звучанию. Когда будете понимать и чувствовать мелодику той или иной интонации, владеть ею, тогда в моменты творчества интонация сама родится интуитивно. Интуиция откликается только на то, что натренировано. Если голос, речь, тело будут натренированы у актера, они непременно откликнутся на внутреннюю жизнь «человека-роли».
Старайтесь точно видеть, что делается на поле и жить «в шкуре» болельщика, ярко выражая свое отношение к картинам внутреннего, видения. Не забывайте о том, что тело должно быть включено в активность действия, «пропитано» видениями. Только при этом условии голос способен будет выразить внутреннюю жизнь. По-разному зазвучат междометия.
Упражнение 74
«Кончил дело — гуляй смело»
В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи. Напоминаем о том, что при выделении ударного слога в слове тон голоса может звучать ровно, постепенно повышаться к концу слога, понижаться; сначала повышаться, а потом понижаться и, наоборот, сначала понижаться, затем повышаться. Для того чтобы легче ощутить это движение голоса в звучании одного лишь слога, мы заменим слово «мама» одним слогом — «ма». Этим междометием (условным, сокращенным.названием, часто употребляемым нами) будем обращаться к маме с просьбой отпустить погулять.
Фантазируйте, чем занимаетесь, почему мама упорно стоит на своем и не пускает вас гулять. Чтобы оправдать различное интонационное звучание фраз, продумайте, какими глаголами будете действовать, пытаясь добиться своей цели: уйти к товарищам на улицу. Допустим, используете такие глаголы: прошу, напоминаю, упрекаю, умоляю, проверяю, поражаясь, окончательное ли решение матери — не пустить на улицу:
— Ма, охота погулять. (Тон голоса — ровный. Это простое обращение с просьбой отпустить погулять.)
— Сядь!
— Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминаете маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.)
— Не уйдут.
— Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.)
— Помолчишь?!
— Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, «канючите», «прогибая» голос в гласной а, сначала поднимая, затем опуская тон).
— Не канючь и не грусти.
— Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяете, окончательное ли это решение мамы. В интонации Наивысшая степень удивления — голос опускается и тут же поднимается в слоге «ма».)
— Да.
Кончишь дело — гуляй смело.
Делайте упражнение в движении. Пустите в действие руки и тело. Пусть в диалоге участвуют не только слово, но и весь телесный аппарат. Допустим: потянулись, чтобы расправить уставшее тело, и обращаетесь с просьбой отпустить. На приказ «сядь» реагирует тело — невольно от удивления поднимаются плечи и руки. Сопровождаете это движение словами: «Ма, меня друзья ведь ждут!» На ответ матери: «Не уйдут» — плечи и руки от недоумения (никотда такого не было) пошли вниз со словами упрека: «Ма, зачем так говоришь?!» И так далее.
Приучайтесь «...одновременно наблюдать за разными областями своего существа. Такая работа тоже весьма полезна для артиста, так как она упражняет и вырабатывает очень важное в процессе творчества многоплоскостное внимание, которое тоже следует доводить до подсознательной работы, до механической приученности», 69 — учит К. С. Станиславский.
Приучайтесь «одновременно наблюдать за разными области внимания, их возможно совмещать, работая над исправлением недостатков. Округлость рук, вывернутые ноги, положение «тело на колок», свобода мышц, шеи, рук — за всем этим возможно и нужно следить в моменты работы над голосом и речью. Ведь телесная свобода несет свободу фонационным путям. Телесный и голосовой аппараты воплощения взаимосвязаны и тренируются одновременно. Перенося внимание сначала на положение тела, потом на голос, речь, контролируйте затем то и другое вместе, и опять раздельно, и снова вместе.
Большое место занимает в развитии свободы звучания раздел работы «Речь в движении».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему полезны упражнения, построенные на приеме междометий?
2. Что вы знаете о приеме «лая» в постановке голоса? Каким образом следует пользоваться этим приемом?
3. Что делается со звуком при усилении громкости и чего следует добиваться в упражнениях?
4. Какие упражнения этого раздела особенно.закрепляют мышечное чувство формирования звука мягкой атакой?
5. Расскажите о способах мелодического выделения ударного слога в слове, В каких упражнениях воспитывается голосовая гибкость?
Речь в движении
Надо так развить свое тело и движения и все то, что дает возможность выявлять переживания артиста, чтобы инстинктивно, быстро, ярко воплощалась эмоция. Первое условие для этого — не должно быть непроизвольного напряжения ни в теле, ни в голосе...
К. С. Станиславский
Задачи тренинга речи в движении многообразны70. Главное же — добиться свободного звучания голоса при любых физических действиях, когда есть мышечное напряжение организма и неудобное для звучания положение тела. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосоречевой аппарат, владеть изолированным сокращением мускулатуры; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное — речевое, чтобы они не конфликтовали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голодания организма (одышка) в процессе большой речевой и физической нагрузки.
Вот ряд упражнений на одновременную тренировку звучания и движения.
Упражнение 75
«Хватай мяч»
Сядьте на стул, свободно откинувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете в шезлонге на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг
Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!
Мяч скачет прямо в речку!
Держи его! Хватай!
Как только «увидели» эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием «Ай!») отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, «хватаете мяч». Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически.
Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, рассчитайте движения и распределите текст таким образом:
— Ай! (тело слегка вздрогнуло — увидели «мяч»).
— Ай-ай-ай-ай-ай! (оторвались от спинки стула).
— Мяч скачет прямо в речку! (вскочили со стула).
— Держи его! (бежите).
— Хватай! (нагибаетесь в броске за «мячом»). Сначала делайте упражнение неторопливо — добейтесь
синхронизации движения и речи. Затем убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук «не убегал» в высокие тона — в визг. Держитесь «центра» голоса, особенно в слове «хватай».
Выполняя те же методические советы, проделайте еще одно упражнение.
Упражнение 76
«Дождик»
Идете по улице и вдруг... пошел дождь. Скорее укрыться от него!
— Эй, дождик озорной,
Ты гонишься за мной?
А я скорей в кусты!
Но здесь уже и ты...
А я к забору — прыг!
Но ты и тут настиг...
А я домой, за дверь,
Достань меня теперь!
(А. Шибаев)
Упражнение 77
«Скакалка»
Легко прыгаете со скакалкой и говорите
Со скакйлкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно моглб бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
Й не чувствую одышки,
Голос звучен, Льётся ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз-два! Раз-два! Раз-два!..
Раз!..
Можно прыгать
целый чйс!..
Прыгайте на одной или двух ногах, делая согласованные движения руками: крутите воображаемую скакалку. Произносите стихи, скандируя их, то есть по слогам, четко выделяя ударный (выделенный черточкой). Добейтесь синхронности прыжков, движения рук и речи. Прыжок совпадает с произнесением ударных слогов в словах. В этом тексте 48 ударных слогов, значит, 48 прыжков. Не задерживайте дыхание во время прыжков! «Подлаивайте» ударные слоги, чтобы они легко, вместе с прыжками отскакивали вверх — в резонаторы! Гордитесь своей ловкостью!
Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.
Заканчивая прыжки, скажите себе: «Кончу прыгать — сяду я. Речь легко звучит моя». И тут же проверьте свободу звучания в чтении каких-либо стихов, прозы или в диалоге.
Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном положении шеи (запрокинутой голове) в следующем упражнении:
Упражнение 78
«Яблочко»
Ах, яблочко румяное,
Тебя сейчас достану я,
Висишь вот только высоко —
Сорвать тебя не так легко.
Раз!
Не допрыгнул...
Два!
Опять!..
Нет, должен я тебя сорвать!
Три!
Есть!
Ага, в руке моей!..
Попробуем...
Тьфу!
Нет кислей!
Выполняя физические действия (разглядывая яблоко, прыгая за ним, надкусывая яблоко, отшвыривая его рукой или пинком ноги), сохраняйте свободу звука. Свобода мышц фонационных путей остается и при запрокинутой назад голове (разглядываете), и при прыжках (со словами: «раз, два, три»), и при резком движении рукой или ногой, которые отбрасывают кислое яблоко. Движения все — естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма.
Упражнение 79
«Земляника»
Эй, присядь скорей,
взгляни-ка!
Что за прелесть — земляника!
Ах, какая красота!
И вот эта!
И вот та!
Эта, правда, белобока —
Пусть немножко подрастет...
Налилась вот эта соком —
К нам в лукошко попадет.
Стой!
А здесь-то,
посмотри-ка:
Все — одна одной под стать!
Что за прелесть земляника —
Даже жалко обрывать!
Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сборе ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слышать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Для чего зовете подругу? Чтобы обрадовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!
Упражнение 80
«В огороде»
Ах, какие огурцы!
Право слово — молодцы,
Душистые, зеленые!
Ей-ей! Не зря хваленые!
Какой же мне сорвать и съесть?
Вот этот? Тот? Вот этот! Есть!
В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, добиваться благозвучия речи.
Упражнение 81
«Иголка»
Сидите, шьете.
Ой, иголка вдруг упала!
Как теперь ее найдешь?
Стой!
Куда же ты пропала?
От меня ведь не уйдешь!
Здесь, наверно?
Нет, не видно!
Под столом ты?
Нет.
Обидно!
Верно, спряталась
в паркет?
И в паркете
тоже нет.
Да, как видно, мало толку —
Не найти
мою иголку!..
Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищете иглу), следите за свободой звучания.
Наклонили голову. Нагибайтесь все ниже, ниже. Приседаете. Поворачиваетесь к зрителю спиной… Но зритель должен слышать вас при любом положении. Если звук «летит», значит, сохранена свобода фонационных путей, есть «опора» звука.
Как оправдать активное звучание речи? Допустим, торопитесь на вечер, пришиваете последнюю пуговицу к новому платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи — результат активной реакции организма на случившийся факт, активной оценки его.
Упражнение 82
«Волейбол»
Вдвоем играете в волейбол. Сопровождаете игру следующим диалогом:
Первый. Раз — сильнее нет подач!
Второй. Два — отбил удачно мяч!
Первый. Три — уж этот не возьмешь!
Второй. Взят — меня не проведешь!
Первый. Ну-ка, мяч такой отбей!
Второй. На, держи! Мой посильней!
Первый. Молодец — играешь ловко!
Второй. Хоп! Во всем нужна сноровка!
Первый. Режу! («мяч» ударяется в сетку).
Вот ведь неудача:
В сетке мяч!
Твоя подача (бросает «мяч» под сетку).
Игру в том же порядке слов начинает теперь второй (меняются текстами).
В тексте подчеркнуты слова, произнесение которых совпадает с ударом по «мячу». Слово летит вверх за «мячом» (не по тону, а по направленности звуковой волны в резонатор).
Не отрывайте от ударного слова всю строку! За ударным словом «летит» и вся строчка. Играя, следите друг за дру-ром, за направлением движения «мяча». Держите темп игры: один темп, когда идет подача (перелет мяча через все поле), иной темп, когда один «режет», а другой берет или блокирует «мяч». Добейтесь синхронности движения и. речи. Дыхание ритмично, звук летит, движения свободные, речь звучит как отличная сценическая скороговорка.
Упражнение 83
«Вальс»
Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:
Раз-два-три! Раз-два-три!
Снова заданье:
В медленном вальсе кружиться легко
И, сохраняя свободу звучанья,
Надо пытаться дышать глубоко.
Как непрерывны и плавны движенья,
Так же и речь мелодично звучит.
С музыкой слиться — одно наслажденье:
В ритме живешь ты,
и чувство не спит.
Знаю одно: если вылилось чувство
В голосе сильном и гибком моем,
Значит, владею дыханьем искусно,
Значит, могу быть уверена в нем.
Вальс увлекает, и чувства прекрасны,
Радость кружит все быстрей и быстрей...
Вихрем несет...
И становится ясно:
Голос, дыханье во власти моей!..
Кончился вальс.
Как дыханье?
Ритмично.
Значит, справляюсь с заданьем отлично.
Включайте в упражнение музыку. Вначале можно говорить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорите естественно, слитно, в ритме, не забывая сохранять логику мысли, голосовую подвижность... Убыстряя темп движения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит, добились «мирного сосуществования» физиологического и речевого дыхания.
Приведенный текст, который специально предназначен для фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трехсложной стопой с ударением на первом слоге).
Упражнение 84
«Кто сильнее»
Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки. Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку «противника», свободно ли сидите? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого «уложит», чья рука коснется стола тыльной стороной ладони.
Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный контролер должен не дремать: борясь с «противником», надо не зажать голосовой аппарат. Следовательно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Соревнуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно «рисовать» мысль.
Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и действия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в моменты мускульного напряжения организма. Помните об установке? Ведите диалог.
Один говорит:
Напряжен — борюсь с тобой, Но свободен голос мой.
Другой продолжает:
Говоришь свободно?
Что же.
Я умею делать то же:
«Аппарат» раскрепостить
И свободно говорить.
Один говорит чистоговорку, выделяя в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слов'о.
Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала
нерасчувствовавшегося Вавилу.
Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала
нерасчувствовавшегося Вавилу.
Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала
нерасчувствовавшегося Вавилу.
Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала
нерасчувствовавшегося Вавилу.
Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в «Боксе» (бейте в воображаемую грушу, сопровождая движения определенным текстом), «фехтовании»; «тяните канат», поднимайте «тяжесть», стойте вниз головой на руках, прыгайте со скакалкой и тому подобное, ведя диалог вовремя всех этих физических движений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Какие навыки звучания воспитываются при тренировке речи в движении?
- Почему в упражнении «Скакалка» вначале предлагается скандировать слова?
- Какое главное условие позволяет избегать одышки во время речи при физических действиях?
- Найдите в драматургических произведениях диалоги, которые сопровождаются сложными физическими действиями. Какими упражнениями можно технически себя подготовить к словесному действию в этих диалогах?
Во всех упражнениях с движениями, как и в упражнениях с междометиями, голос должен уже обладать определенной подвижностью, гибкостью, точно выражать волевые импульсы и малейшие изгибы чувства. Поэтому параллельно идет работа над развитием диапазона голоса.