Широкая голосовая гамма. Если б только вы знали, до какой степени она важна в сценической речи! Чем шире диапазон, тем больше им можно выразить.
К. С. Станиславский
Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо сохранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, грудном, головном. Регистр — это часть звукоряда, ряд соседних звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.
Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса на всем диапазоне, доступном данному человеку), надо «сравнять» регистры, заставить их работать совокупно. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном — нижний.
Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые помогают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое интонационное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее; ясные, определенные точки, завершающие мысль.
Только при этом условии речь становится понятной и воздействует на зрителя. Вот почему с первых же дней занятий над голосом надо развивать его диапазон.
Упражнение 85
«Сплетник»
Используйте междометия: «но, ну, ни».
Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.
«Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не смей этого делать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.
Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...
«Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы его («приказываю — прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бойтесь этого естественного повышения. Только сохраняйте свободу фонационных путей. Проверьте свободу звучания голоса в головном регистре.
Товарищ послушался — остановился.
«Ни-ни-ни-ни-ни! — сказали вы ему (строгое предупреждение — «не делай таких вещей никогда»).Тон голоса понизился. Голос звучит в грудном регистре.
Интервалы повышения и понижения голоса увеличивайте постепенно. Не торопитесь!
Упражнение 86
«Чудо-лесенка»
Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, полезно, повышая строку стихотворения, говорить текст четко по слогам, подбрасывая их вверх — в головной резонатор, как бы слегка «подлаивая». Так можно ощущать опору звука на каждом произносимом слоге:
(низкий тон) — Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,
(выше) — вы-со-ту-я-на-бй-ра-ю:
(выше) — шаг-на-го-ры,
(еще выше) — шаг-на-ту-чи...
(еще) — А-подъ-ём-всё-вы-ше-кру-че...
(еще) — Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,
(самый высокий тон голоса) — пря-мо-к-солн-цу-я-ле-чу!
Рассчитайте свой диапазон. Интервалы очень маленькие. Едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет?! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!
Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Это достигается большим трудом. Поэтому следует уделять максимум внимания подобным упражнениям.
Упражнение 87
«М а л я р»
«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте словами:
— И вверх, и вниз, и вверх, и вниз...
Сначала маленькие мазки.(надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки — так же коротко звучат слова:
Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и слова крупнее, а голосподнимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.
Упрежнение 88
«Авиамодель»
Кисть руки — это сконструированная вами «авиамодель». Вы искусно управляете ею: «Модель» набирает высоту, опускается, снова взмывает в поднебесье, делает «мертвую петлю», мягко опускается на землю...,
Сопровождайте движение руки («модели») тянущимся звуком ааааа... Голосом «рисуйте» путь следования «модели», которая легко маневрирует в воздухе. Действуйте, направляя все внимание на движение руки.
«Модель» вырисовывает в воздухе всевозможные фигуры, а голос ваш повторяет их рисунок.
Упражнение 89
«Этажи»
Шагайте (мысленно) по этажам, отсчитывая пройденные:
Звук при этом направляйте не вперед, а вверх — в голову. Слова «кладутся» все выше и выше на следующие этажи: голос повышается от грудного в средний, затем в головной регистр.
Затем спускайтесь вниз:
Дойдя до «первого этажа», не «сажайте голос на горло», а обязательно держите его в высокой позиции — на «опоре» (и на грудных тонах посылая звук в головной резонатор).
Тем, кто излишне завышает голос, не умея снизить его, полезны упражнения на постепенное, расчетливое понижение голоса.
Еще органичнее повышается голос, если в работу включается все тело, когда начинается физическое действие. Каким образом?
Стройте «из кубиков» дом. Присядьте вдвоем на корточки. Первый из вас кладет «кубик» на пол и говорит — подвал; второй кладет свой «кубик» и говорит — первый этаж; первый поднимает и укладывает еще «кубик», произнося — и второй этаж; второй, поднимаясь с корточек и кладя свой «кубик», говорит — и третий этаж... И т. д.
Хорошо слушайте друг друга и непременно повышайте в сравнении с товарищем тон своего голоса. Движение тела, которое выпрямляется, и рук, которые поднимаются с каждым словом все выше и выше, естественно вызывают и постепенное повышение голоса. Построив «дом», разрушьте его, сбрысывая «кубики» один за другим и опуская голос рслед за движением рук, которые идут вниз с каждым сброшенным «кубиком». Счет идет теперь в обратном порядке:
![]() |
После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении, и понижении голоса большими интервалами.
«Чтоб увеличить интервал, смелее — вверх и вниз — в подвал», — приказывайте себе и действуйте.
Помогайте рукой. Смелее подъем — шире движение руки, Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помо- гите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повышая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает и «кладет» выше, на следующий «этаж» — воздушный столб.
Упражнение
Трап»
Диапазон свой разовью
В прыжках на трап и на траву.
Три разных трапа предо мной.
Я звуку помогу рукой,
«Подлаивать» не забывать,
И все три трапа можно «взять».
Вот п е р в ы й трап. Он не высок.
Все тело делает прыжок:
![]() |
В т о р о й трап выше? Ничего
Сечас возмем мы и его:
![]() |
Ого! А т р е т и й как высок!
Ну что ж! Проверим «потолок»
Посмотрим, крепки ли «верха»?
Иль голос пустит «петуха»?
Нет, голос мой не подведет.
От «петуха» нас «лай» спасет:
![]() |
Теперь уже без лишних слов
Подряд три трапа «взять» готов:
Стихотворные строки, которые предшествуют «прыжкам», играют роль «установки», то есть как бы мобилизуют весь организм и голосовой аппарат к «взятию» определенной высоты. В дальнейшем можно делать упражнение, не прибегая к тексту мнемонических стихов, данных специально для запоминания цели упражнения и советов: каким образом следует выполнять упражнение. Прибегайте к помощи руки, которая активно «прыгает» на воображаемый перед вами стоящий трап. За рукою, которая легко «вспрыгивает» на видимую внутренним взором высоту, свободно повышается и тон голоса. Ощущение толчка и приземления на трапе и на земле способствует аналогичному характеру звучания: «опёрто-сти» звука, «подлаиванию», что уберегает голос от срыва на верхних тонах звучания, позволяет тренировать активно звучащие верхние ноты — развивать свой «потолок».
Упражнение 91
«Прыгун»
Вообразите, что просматриваете киноленту, которая зафиксировала (замедленные кадры) ваш прыжок в высоту через планку. Видя (на своем «внутреннем» экране — в воображении) «линию прыжка», рисуйте его голосом.
Вот примерное графическое изображение линии звучания такого текста:
На слове «загиб» загните голос кверху. Затем спокойно опустите его вниз и положите на «дно».
Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.
Упражнение 92
«Прыжок в воду»
В воображении (мысленно) проделайте движения прыгуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их текстом:
![]() |
Не забывайте «лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лак» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучания при переходах из регистра в регистр.
Упражнение 93
«Колокола»
Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.
Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение:
В грудном регистре
Что за гром?
Бум! Бом!
Бум! Бом!
А в среднем гул
На целый дом:
Бим-бом! Бим-бом!
Вот в головном
Чистейший звон:
Динь-дон! Динь-дон!
И все звенит,
Гудит им в тон:
(Быстрое переключение с грудного в головной регистр.)
Все шутливо, весело. Послушайте себя, что делается в вашем «доме» (в резонаторах). Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Значит, резонаторы работают совокупно.
Еще одно упражнение на сравнивание регистров.
Упражнение 94
«Регистры»
Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.
Головной регистр (голос звучит высоко).
И средний регистр (голос звучит на «центре»).
И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ниже «центра»),
(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на Диафрагму),
(средний) И тут говорить (показываете на грудь),
(верхний) И там говорить (рука выше головы),
(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме).
Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом упражнении идет сглаживание регистров, совместная работа резонаторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего регистра — слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогайте руками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.
Упражнение 95
«Аквалангист»
Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой. На низких тонах не снимайте голос с «опоры». Сохраняйте высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь — руки! Свободные, они медленно, легко (под водой) плавают, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.
Упражнение 96
«Самолет»
А сейчас еще раз «полетим голосом» вверх — вместе с самолетом будем набирать высоту:
(центр) Белокрылый мощный «Ту»
Набирает высоту,
(выше) Он летит все выше, выше...
(выше) Превратились в точки крыши...
(еще выше) Вот уже он выше туч...
(еще) А теперь — меж облаками...
(еще) Вдруг ударил солнца луч!
Голубой простор над нами,
(еще и еще выше) Выше, выше мчится «Ту»,
(выше) Покоряя высоту...
Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходите до своего «потолка».
Еще одно упражнение на постепенное, расчетливое понижение голоса:
Упражнение 97
«Парашютист»
Представьте мысленно, что вы летите высоко в самолете и готовитесь совершить парашютный прыжок. Начинайте говорить в верхнем регистре вашего диапазона, постепенно понижая голос, помня, что
Когда начну я опускаться,
Мой голос должен отражаться:
И в резонаторе грудном,
И непременно в головном.
Высоко, высоко над землею лечу.
Совершить с парашютом прыжок я хочу.
Вот шагнул — и...
стремительно
падаю
вниз...
Ветер бьет мне в лицо.
Я рванул за кольцо!..
Надо мною спасительный купол навис.
Опускаюсь я медленно ниже
и ниже...
А земля подо мною все ближе
и ближе...
Продолжаю снижаться...
Совсем уже низко...
Опустился еще...
Как земля моя близко!
С голубыми озерами,
ширью полей...
Рядом...
Вот она!
Крепко стою я на ней.
Проверьте, на «опоре» ли говорите последнюю фразу, полетит ли она в зал? Запомните: чем ниже звучит голос, тем выше (в головной резонатор) надо посылать звук, чтобы работать на смешанном регистре.
Упражнение 98
«Спор»
Тренируйте постепенность повышения и понижения голоса, зная свою как самую высокую «рабочую» ноту («потолок»), так и самую низкую («дно»).
Первый: Чем шире наш диапазон,
Тем больше выразит нам он.
Второй: Давай поспорим.
Заодно
Проверим «потолок» и «дно».
Первый: Широк ли твой диапазон?
Второй: Широк ли? В две октавы он!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!
Первый: Мой шире!
Второй: Мой!.. — И так далее.
Начинайте спор спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, произнося слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).
Наконец, один из вас, почувствовав, что выше идти не может, в речевой — утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит:
Мой шире! Вот твой «потолок» (головной регистр).
Пойдем-ка вниз с тобой, дружок.
Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, говорит:
Первый: Твой шире! Вот мое и «дно».
Второй: И я закончу заодно (грудной регистр).
Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире», как одно слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, — поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-речевой интонации перед «потолком» и «дном» не забывайте о «лае». Он позволяет проверить «рабочие» высокие и низкие тона голоса.
Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что товарищ не может идти выше, идите с ним вниз.
Речь не должна топтаться на месте. Она движется, развивается, стремится к главному. Однако следует пользоваться с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому — постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К. С. Станиславский показывает, как экономно пользоваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса, делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего.
«Однако если каждый такт, — говорит Станиславский,— поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребуется диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнуть той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский рекомендует делать голосовую «оттяжку» вниз.
«Пять нот — вверх, две — оттяжка!
Итого: только терция!. А впечатление, как от квинты!
Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз!
Итого: только две ноты повышения. А впечатление — четырех!
И так все время.
При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!»71
Упражнение 99
«Девятый вал»
Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом использовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это?
«Да... одной половиной своей души артист весь уходит в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видения, в линии элементов самочувствия, а другой — артист живет психотехникой...»72
Начинайте говорить в грудном регистре, но не очень «занижайте» голос, иначе (если его «посадите на горло») он не будет способен повышаться:
Чтоб зритель не видал предела
Диапазона, я умело
Прием «оттяжки» применю,
Когда по «лесенке» пойду;
И вымыслом воображенья
Я оправдаю повышенья.
Вообразите: море... шквал...
Как подступал девятый вал.
Идет волна, еще волна...
Вот третья им во след спешит,
За нею, силою полна, Волна четвертая бежит. Вот пятая о скалы бьет И отступает далеко... Стремителен шестой полет: Она, взмывая высоко, Разбилась в брызги!
И опять Пошла на берег наступать Волна седьмая!
Вслед — восьмая!
И я слегка звук опускаю,
Волною новою пленен.
Мне грозный рокот моря слышен.
(очень легкое повышение на слове «еще»)
(снова небольшое голосовое повышение)
(голос немного вниз, чтобы «под нять» слова следующей строки) (голос выше)
(голосовая оттяжка и опять вверх, к «шестой волне-») (держитесь того же тона)
(чтобы звук слегка понизился, взять разгон вверх, на каждом слове к «седьмой-» волне) (еще выше)
(голосовая оттяжка, надо подобраться к самой высокой и самой сильной ноте звучания)
Мой голос крепнет! Силы полн,
Звучит он выше, (началось повышение)
выше,
выше...
Встает огромною волной (легкое понижение перед броском
Девятый вал... (самая высокая тональность)
передо мной! (голос понизился, заканчивая
мысль) -
На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому как на море движение волн непрерывно, так и в речи — непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы — ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «добор» частый).
Упражнение 100
«Утро»
Почувствуйте необходимость владения диапазоном голоса при передаче своеобразной картины наступающего утра в стихотворении А. Прокофьева:
Грудной регистр …А ночь тянулась тусклая.
И, стряхивая злость,
Вода на море хрустнула,
И тотчас началось:
Постепенное повышение голоса Сердитою, оскаленной,
Сильней других одна,
Страх наводя окалиной,
Приподнялась волна,
Надвинулась, нахлынула,
Уже белым-бела,
Головной регистр Под небо шапку кинула
И новую взяла!
Самый высокий тон И снова в небо прянула,
Где, вскинув алый флаг,
Всходило солнце рдяное.
Средний регистр День начинался так...
Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально.
Умение пользоваться диапазоном голоса с расчетом (с постепенным, по небольшим интервалам, повышением или понижением тона голоса) должно быть подкреплено и умением владеть силовым диапазоном голоса. И тогда даже при небольшом голосе с помощью контраста р1апо и гойе (тихо и громко) в речи можно будет «удесятерять иллюзию силы своих природных данных» (К. С. Станиславский).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Раскройте понятие «диапазон голоса». Каково его значение в сценической речи?
2. Что вы знаете о регистрах?
3. Какое главное условие необходимо соблюдать при развитии диапазона голоса?
4. Какие приемы тренинга помогают эффективнее развивать диапазон голоса?
5. Как проверить свой «потолок» и «дно»?
6. Что вы знаете о приеме «голосовых оттяжек»?
7. Что привносит в речь навык постепенного, расчетливого понижения и повышения тона голоса?
8. Найдите примеры (стихотворения, монологи, диалоги, отрывки из прозы), особенно требующие владения диапазоном голоса.
Тренировка силы голоса
Я знаю... драматических артистов, с небольшими голосами и темпераментом, которые с помощью контраста рiапо и forte, речи умеют удесятерять иллюзию силы своих природных данных.
К. С. Станиславский
Сила звука в речи артиста — это и сила убеждения, и сила чувств, и сила его желания достичь поставленной цели. При работе над развитием силы звука ставятся задачи: а) воспитать «мышечного контролера» — навык снятия мышечного напряжения с голосоречевого аппарата при эмоционально-экспрессивной речи, б) научиться пользоваться силой звука как выразительным средством речи.73
Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи рекомендуется следующее упражнение:
Упражнение 101
«Сделаешь по-моему»
Подчините вашей воле человека, который совершает неверный поступок: забирает не ему принадлежащую вещь.
Яблоко Алле. Сообщаете. Речь звучит свободно,
озвученное дыхание «само вытекает в природу».
Яблоко Алле. Предупреждаете с угрозой. Речь
звучит с силой, и воздух «выго«няется».
Алле яблоко! Приказываете. Воздух «выталки-
вается» в рывке.
Используйте другой текст. Например:
Ландыши Ларе. Напоминаете.
Ландыши Ларе. Предупреждаете.
Ларе ландыши! Приказываете.
Усиливая звучание голоса, следите за тем, чтобы не было перенапряжения в голосовом аппарате. «Мышечный контролер» пусть не дремлет. Характер речи отражается только на характере выдыхания, а в области глотки — никаких изменений! Растет активность действия (заставляете сделать то, что требуете) — растет и сила звука, а с ним и степень давления воздушной струи. Это хорошо ощущается в области диафрагмы и межреберных мышц. При повторении упражнения фиксируйте внимание на действии «дыхательного пояска».
Если звук повышается при усилении громкости голоса — это естественно. Следите только за тем, чтобы не было слишком больших интервалов в повышении. Потому что слишком высокие и низкие звуки мало пригодны для усиления. Выработайте в себе контролера, «знающего», какие тоны вашего головного и грудного регистра способны к усилению. Рассчитывайте силовые возможности голоса. Особенно остерегайтесь срывов на верхних тонах.
Надо уметь расчетливо и искусно пользоваться усилением звука. Помните замечания К. С. Станиславского об относительности таких понятий, как «громко» и «тихо».
«...Fогtе — понятие относительное. Допустим, что вы начали читать монолог очень тихо. Если б через строчку вы продолжали бы чтение несколько громче, это было бы уже не прежнее рiano... В этом постепенном превращении звука из рiano — рianissimo в forte — fortissimo заключается нарастание относительности громкости»74, — пишет К. С. Станиславский.
Упражнение 102
«Народный шквал»
Почувствуйте необходимость владеть относительностью градаций силы звука в передаче такой картины:
Все ближе, все громче
рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум!
Трум-ту-ту-тум!
Сильней все
то тут
барабан бьет,
то там:
Трам-та-та-там1
Трам-та-та-там!
Трепещут враги;
задрожали враги.
Народ наступает.
Сдавайся!
Беги!
Народного гнева
бушующий шквал
Поднялся,
обрушился!
Враг злобный
пал.
Усиливая звук, постепенно повышайте его до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове «поднялся». Следующее слово «обрушился» опустите вниз (голос по-прежнему звучит с силой).
Чтобы избежать напряжения речевого и голосового аппаратов, помните о «мышечном контролере», о свободных руках, не прижатых к бокам, о диафрагме — подвижной, подчиняющейся характеру звучания.
Для укрепления дыхания, голоса тренируйте громкое звучание, но непременно внутренне оправдывая необходимость говорить громко.
Упражнение 103
«Скоморох»
Представьте, что вы скоморохи, которые весело зазывают народ послушать русские сказки, шутки-прибаутки:
По селам и по городу
Не переслушать говору:
Из любого города
Новостей три короба,
Да и по селам вести
Не держатся на месте.
Богат наш край побасками
Да сказками Славянскими,
Горами и долинами,
Старинными былинами,
Парнями в деле хваткими,
Затейными загадками,
Ягодкой морошкой,
Шуткой скоморошьей.
Велик у народа запас
Веселых словесных прикрас,—
В народе нашем густо
Ума и балагурства.
А известно, умный смех
Омолаживает всех!75
Добивайтесь ощущения того, что говорите дыханием. Дыхание частое: быстрые, легкие и незаметные «доборы» воздуха.
Упражнение 104
«Крики уличных торговцев»
Представьте, что вы герои из сборника народной поэзии негров Соединенных Штатов Америки, составленного поэтом Ленгстоном Хьюзом, веселые и добрые уличные продавцы. Действуйте!
ПРОДАВЕЦ ВАФЕЛЬ
Подходи, прохожий
С черной кожей!
Подходи, прохожий
С белой кожей!
Беден ли, богат ли,
Прав ли, не прав ли,
Подходи, прохожий,
Покупай вафли!
Сначала вафельщик седой
Мыл руки мылом и водой,
Потом испек он вафли
В большой сковороде.
Таких прекрасных вафель
Не купишь ты нигде —
Начинка в них что надо:
Крем из шоколада!
Прохожий, налетай,
Вафли покупай!
ПРОДАВЕЦ РЫБЫ
Предлагает старый Джо
Только то, что хорошо:
В июле — мерлана,
В июне — сазана,
В апреле — креветок
Для мужа и деток,
Восемь центов дюжина —
Хороши для ужина!
Открывайте окна — покупайте окуня!
Не шагайте мимо — продаю налима!
Только то, что хорошо,
Предлагает старый Джо!
ПРОДАВЕЦ АРБУЗОВ
Красные арбузы в зеленой кожуре
Выросли на солнце, созрели на жаре!
Продаю их бедным,
Продаю богатым,
Продаю их даже маленьким ребятам,
Предлагаю леди,
Стоящей во дворе,
Красные арбузы в зеленой кожуре!
Подходите, леди,
Покупайте, леди,
Угостите, леди, мужа и детей,
Пригласите, леди, вечером гостей!
Красные арбузы в зеленой кожуре, —
Кто еще не пробовал, налетай скорей!
Покупайте гладкие зеленые шары,
Красные и сладкие
До самой кожуры!
Упражнение тренирует целый ряд навыков сценической речи. Действие — зазвать покупателей, увлечь своим товаром, продать товар — вовлекает в активную работу дыхательный, голосовой и речевой аппараты. Здесь вырабатываются: единая выразительная линия заучания (перечисляется товар без пауз в речи, но с конкретностью видений и отношений), автоматизм входа (весь текст произносится как бы «одним дыханием»), ясность и четкость дикции (надо, чтобы названия предметов были понятны).
Не напрягайте голосовые связки, глотку! Следите за свободой голосового аппарата. Голос громкий за счет верной работы дыхательного аппарата, который быстрыми «доборами» постоянно поддерживает необходимый запас возду-ха в легких.
Но артист часто пользуется сдержанной силой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звучания голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать с «опоры» (с дыхания) голос (что часто бывает). Слух должен контролировать чистоту звучания голоса при тихом раз» говоре. Оправдывайте необходимость тихо говорить.
Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного «дикого» воздуха (придыхательная атака).
Упражнение 105
«У микрофона»
Прибегните к такому приспособлению: вообразите перед микрофоном надо прочитать стихотворение. Говорить громко не следует, микрофон сам усилит звук. Ваш голос «долетит» до отдаленных уголков зала при тихом его звучании. Прочтите, например, стихотворение С. Маршака «Вполголоса».
Это тихий, тихий стих,
Тише всех стихов других.
Кто по городу ночному
Держит путь от дома к дому?
Верно, принц уснуть не может,
Шум листвы его тревожит?
Иль во тьме разносят феи
Всем билеты лотереи?
Или, может быть, не спит
Тот, чей зуб всю ночь болит?
Нет, шагает вперевалку
Старый сторож с толстой палкой.
Он один не спит в квартале,
Чтоб другие крепко спали.
Если вы действительно прислушиваетесь (а не просто слушаете), то пристальное внимание заставит вместе с вами «слушать» и ваше дыхание. Заметили, как крепок, напряжен «дыхательный поясок»? Звук идет чистый, без придыхательной атаки. Ни один «милиграмм» воздуха не расходуется впустую. Никакого шепота! Вполголоса!
Проверьте чистоту тихого звучания в таком тексте:
Лес заснул. И, как во сне,
Сосны стряхивают снег.
И доносится сквозь сон
Медных сосен медный звон.
В сизой дымке тишина
Четких звуков лишена.
Мир тишайший из тишин
От корней и до вершин...
Мир покоя без границ
В тихом цвиньканье синиц.
Породнить его спеши
С тихой музыкой души.
(М. Дудин)
Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать звук «на опоре», лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Если в процессе тренинга удается добиться того, что самая интимная интонация услышана в самом отдаленном уголке зрительного зала, можно считать что голос и речь становятся сценическими. Поэтому в процессе работы над голосом
Надо навык закрепить:
Научиться по секрету —
По секрету — всему свету,
То есть залу говорить.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 Почему надо воспитывать «мышечного контролера» в минуты высшего нервного и физического подъема?
2 Что вы знаете об относительности таких понятий, как piano и forte?
3 Какие условия обеспечивают качественное тихое звучание речи?
4 Придумывайте обстоятельства, рождающие тихое звучание речи. Создайте несколько упражнений для тренировки громкого и тихого звучания речи.
Одновременно с развитием таких свойств голоса, как тембр, диапазон, сила, идет работа и над четвертым свойством голоса — скоростью.
Под скоростью подразумевается темп речи.
Темпо-ритм речи
Наша беда в том, что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи! С одной стороны, ее плавность, медленная, звучная слиянность, ас другой стороны — быстрота, легкое, четкое и чеканное произнесение слов.
К. С. Станиславский
Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Это происходит потому, что «мы думаем, мечтаем, грустим про себя тоже в известном темпо-ритме, так как во все эти моменты проявляется наша жизнь. А там, где жизнь — там и действие, где д е й с т в и е — там и д в и ж е н и е, а там, где д в и ж е н и е — там и т е м п; а где темп — там и ритм»76.
Внутренниий ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в ее темпо-ритме. Когда же актер говорит долго в одном ритме и никак не может «соскочить» с него, изменить (замедлить или ускорить темп произнесения слов), речь становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателя.
Работа над темпо-ритмом речи — это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над ролью или художественным литературным произведением. Однако, как уже говорилось, интуиция откликается лишь на то, что натренировано. Значит, для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо' натренировать речевой аппарат (совместно с дыхательным и голосовым), овладеть плавным, крупным, «увесистым словом» и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.
«Когда слово содержательно и внутренне насыщенно, оно становится увесистым и произносится медленно, — пишет Станиславский, — Это происходит, в тех случаях, когда актер начинает дорожить текстом, чтобы пропускать через него наибольшее количество внутренних ощущений, чувств, мыслей, зрительных видений,— словом, весь созданный внутри подтекст.
Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью»77,
Упражнение 106
«Словарь»
Решили прочитать товарищам стихотворение С. Маршака «Словарь», с тем чтобы они задумались над глубиной мыслей и чувств, картин и действий, заложенных в словах, чтобы они полюбили слово, понимали его силу, бережно и любовно относились к нему.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку. Читаю: —
Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...—
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассьшанная повесть.
Как медленно побраниваются слова, какие они увесистые, крупные, наполненные вашими ощущениями, чувствами, видениями, мыслями, подтекстом! Если верно действуете (сами видите за каждым словом конкретное событие, картину жизни, понимаете, о чем говорите, знаете, для чего и кому предназначены ваши слова, ярко передаете свои видения и подтекст), тогда именно так: «весомо и зримо» звучит каждое слово.
Скороговорки. — этот удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Без звуков нет слов. Наши мысли оформляются звуками речи. Для точной передачи мысли надо владеть отличным воспроизведением этих звуков. «Конечно, звуковая сторона строя речи является лишь подсобной смыслу, но и ее оставлять в небрежении было бы бесхозяйственно»78. Народ всегда заботился и заботится о сохранении точности звуков родной речи, о правильности произношения во имя сохранения ясности и яркости смысла слов, создавая, в частности, скороговорки.
Соблюдать условие, которое заложено в самом названии (говорить быстро), оказывается очень трудно потому, что звуки в скороговорках распределены таким образом, что требуют осуществлять слишком сложную координацию движений речевого аппарата. Трудность эта заключается в том, что в скороговорках сознательно нарушен правильный порядок звуков во фразе. Н<