УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




Дисциплины «Гигиена»

Блок дисциплин: общепрофессиональные дисциплины (ОПД)

Специальность: 032101 – Физическая культура и спорт

Факультет физической культуры и спорта

Форма обучения: дневная, заочная

Сыктывкар 2008


Лист согласования и утверждения учебно-методического комплекса

по дисциплине «Гигиена»

 

Авторы-составители: А.С. Шилов, М.И. Бочаров, А.И. Климова, Р.И. Рэйляну, М.Л. Берговина

 

Ассистент кафедры ФСиФР ________________________________________ А.С. Шилов

Профессор _______________________________________________________ М.И. Бочаров

Доцент кафедры ФСиФР ___________________________________________ А.И. Климова

Старший преподаватель кафедры ФСиФР ____________________________ Р.И. Рэйляну

Старший преподаватель кафедры ФСиФР ___________________________ М.Л. Берговина

 

Учебно-методический комплекс составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности 032101 – Физическая культура и спорт

 

Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры физиологии спорта и физической реабилитации Сыктывкарского государственного университета

протокол заседания № ___ от «___» ______________2008 г.

 

И.о. заведующего кафедрой ФСиФР

докт. биол. наук, профессор ________________________________________ А.А. Москалев

 

Согласовано:

 

Председатель учебно-методической комиссии

факультета физической культуры и спорта

канд. пед. наук, доцент _____________________________________________ С.А. Соколов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032101 – Физическая культура и спорт.

В соответствии с учебным планом специальности студенты: очного отделения изучают дисциплину «Гигиена» в течение 6-го семестра; студенты заочного отделения – в течение 7-8 семестров. Курс дисциплины «Гигиена» состоит из двух разделов: общая гигиена и гигиена физического воспитания и спорта. По окончании учебного курса в качестве итоговой формы контроля предусмотрен экзамен. Основные требования к успешной сдаче экзамена включают в себя знание теоретических разделов курса и прикладных особенностей использования средств и методов гигиены в сфере физической культуры и спорта; выполнение заданий по темам лабораторных практикумов и контрольной работы.

Учебно-методический комплекс содержит основные требования к учебной дисциплине «Гигиена», перечень тем, распределения их по часам и семестрам, краткое содержание курса, включая лекционный курс, практические и семинарские занятия, лабораторный практикум, а также вопросы для самоконтроля знаний, тематику контрольных работ, перечень вопросов для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы.

Специфика курса «Гигиена» состоит в том, что процесс обучения сочетает в себе использование общих и прикладных для физической культуры и спорта методов гигиены и санитарии. Дисциплина раскрывает понятия и предпосылки гигиенического мышления как основы профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Особенностью применения гигиенических средств в физической культуре и спорте являются: соблюдение личной гигиены, применение закаливающих процедур, выполнение требований к одежде и обуви физкультурника и спортсмена, к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Курс дает представление об основах рационального полноценного питания, гигиенических средствах восстановления и повышения работоспособности; особенностях гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола; особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности.

Цель изучения дисциплины «Гигиена» – овладение студентами современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены физического воспитания и спорта, овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи учебного курса:

1. обобщить научные знания и практические навыки комплексного применения различных гигиенических факторов для сохранения и укрепления здоровья населения;

2. сформировать базовые валеологические и гигиенические знания у студентов для последующей реализации их непосредственно в профессиональной деятельности.

3. формировать здоровый образ жизни среди различных контингентов населения;

4. целенаправленно использовать различных гигиенические факторы для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и достижения высоких спортивных результатов;

5. способствовать овладению междисциплинарными знаниями, умениями и навыками;

6. содействовать формированию интереса к обучению.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Программный материал курса «Гигиена» тесно связан с циклом естественно-научных дисциплин (ЕН) (математика, физика, биология с основами экологии и т.д.), дисциплинами гуманитарного и социально-экономического блока (ГСЭ) (психология, педагогика и т.д.), а также с рядом общепрофессиональных дисциплин (ОПД) (анатомия, физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория и методика физической культуры, спортивная метрология) и курсов занятий по специализациям (ДС) «Физкультурно-оздоровительные технологии» и «Технология спортивной подготовки». Знание методологии, принципов, средств и методов гигиены и санитарии является принципиально важным условием эффективной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту при реализации на практике оздоровительных, корригирующих, лечебно-восстановительных и профилактических мероприятий.

При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала:

· Теоретический раздел предполагает изучение: основ гигиены и санитарии, предмета гигиены, ее отраслей. Социальное значение гигиены. Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний: Восприимчивость и иммунитет. Инфекция ВИЧ (СПИД). Гигиена спортивных сооружений.

· Практические и семинарские занятия позволяют всесторонне рассмотреть вопросы, связанные и гигиеническими особенностями определенных видов физкультурной и спортивной деятельности при работе с различными контингентами.

· Лабораторный практикум включает в себя освоение методов исследования воздушной и водной среды, почвы. Рассмотрение таких вопросов как: значение воздуха для человека; состав воздуха, его физические качества; значение физических свойств воздуха для занятий физическими упражнениями и определенными видами спорта; понятие о климате и погоде. Всесторонне анализируются вопросы, связанные с гигиеной питания и ее значением для здоровья человека, основные компоненты сбалансированного рациона питания.

· Самостоятельная работа предполагает индивидуальное расширение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков при анализе: типов спортивных сооружений, их расположения и ориентации, гигиенических требований, температурного режима, уровня освещения; гигиенических особенностей водной среды и почвы (значение воды для человека, физические свойства и химический состав воды, водоснабжение; почва и ее гигиеническое значение).

· Контрольная работа является самостоятельным научным трудом, где студент демонстрирует умение работать с современными литературными и электронными источниками, анализировать научную информацию, формулировать выводы.

· Основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса «Гигиены».

Требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников. Специалист физической культуры и спорта в результате освоения курса «Гигиены» должен

знать:

  • историю развития, принципы и методы гигиенической науки, их роль и место в общей системе физической культуры;
  • основы гигиены и санитарии;
  • аспекты применения методов гигиены и санитарии в сфере физической культуры и спорта;
  • особенности рациона и режимов питания в отдельных видах спорта.

уметь:

  • самостоятельно соблюдать правила личной гигиены (гигиена одежды, обуви, головных уборов, кожи, ногтей, волос, интимная гигиена, гигиена ротовой полости и носоглотки; профилактика вредных привычек);
  • правильно составлять режим и рацион питания, гигиенически оценивать условия приема пищи и ее качество;
  • применять восстановительные средства в прикладной профессиональной (спортивной, тренерской, оздоровительной, корригирующей, восстановительной и др.) деятельности;
  • определять соответствие спортивных сооружений гигиеническим стандартам, нормам, требованиям и правилам;
  • соблюдать гигиенические требования при занятиях отдельными видами спорта.

иметь навыки:

  • организовывать занятия физическими упражнениями с оздоровительной целью в соответствии с принципами гигиены и санитарии;
  • оценки сбалансированности пищевого рациона спортсмена;
  • характеристики различных подходов к критериям здоровья;
  • составлять структуру и содержание занятий физкультурно-спортивной направленности на основе принципов хроногигиены и санитарии;
  • соблюдения гигиенических требований при организации и проведении различных форм оздоровительной и адаптивной физической культурой;
  • предупреждения и профилактики травматизма и «профессиональных» заболеваний в физкультурно-спортивной деятельности;
  • гигиены закаливания организма к условиям среды и методически правильно их организовывать;
  • программирования гигиенического обеспечения подготовки спортсменов в избранном виде спорта (режим тренировок, питания, сна, физической активности и т.д.);
  • гигиенического и санитарного обслуживания спортивных сооружений различного типа, оборудования, инвентаря и т.д.

Лабораторный практикум по данной дисциплине проводиться в компьютеризированном классе кафедры физиологии спорта и физической реабилитации Сыктывкарского государственного университета, а также на базе университетской Лаборатории функционального биоуправления и оздоровительных технологий (ЛФБУиОТ), которая имеет 4 компьютеризированных рабочих места. При проведении лабораторных практикумов с учетом количества оборудованных автоматизированных рабочих мест и ограниченностью площади кафедральных и лабораторных помещений, а также с целью повышения эффективности индивидуальных форм обучения, предполагается деление каждой учебной группы на 2-е подгруппы.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Отделение очного обучения

 

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Макси-мальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинары Практическая работа Лабораторная работа
Раздел 1. Общая гигиена и санитария
  Тема 1. Ведение в методологию общей гигиены и санитарии        
  Тема 2. Гигиена воздуха и воздушной среды          
  Тема 3. Гигиена воды и почвы        
Раздел 2. Гигиена физического воспитания и спорта
  Тема 4. Гигиена спортивных сооружений          
  Тема 5. Личная гигиена          
  Тема 6.Гигиена занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью, гигиена закаливания          
  Тема 7. Гигиенические требования к занятиям отдельными видами спорта          
  Тема 8.Гигиена питания            
  Тема 9. Хроногигиена, биоритмы            
  ИТОГО              

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Отделение заочного обучения

 

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Макси-мальная нагрузка студентов (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинары Практическая работа Лабораторная работа
Раздел 1. Общая гигиена и санитария
  Тема 1. Ведение в методологию общей гигиены и санитарии 8,5 0,5 0,5  
  Тема 2. Гигиена воздуха          
  Тема 3. Гигиена воды и почвы        
Раздел 2. Гигиена физического воспитания и спорта
  Тема 4. Гигиена спортивных сооружений 14,5 2,5 0,5    
  Тема 5. Личная гигиена        
  Тема 6.Гигиена занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью, гигиена закаливания        
  Тема 7. Гигиенические требования к занятиям отдельными видами спорта        
  Тема 8.Гигиена питания          
  Тема 9. Хроногигиена, биоритмы          
  ИТОГО          

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: