Дисциплины «Гигиена»
Блок дисциплин: общепрофессиональные дисциплины (ОПД)
Специальность: 032101 – Физическая культура и спорт
Факультет физической культуры и спорта
Форма обучения: дневная, заочная
Сыктывкар 2008
Лист согласования и утверждения учебно-методического комплекса
по дисциплине «Гигиена»
Авторы-составители: А.С. Шилов, М.И. Бочаров, А.И. Климова, Р.И. Рэйляну, М.Л. Берговина
Ассистент кафедры ФСиФР ________________________________________ А.С. Шилов
Профессор _______________________________________________________ М.И. Бочаров
Доцент кафедры ФСиФР ___________________________________________ А.И. Климова
Старший преподаватель кафедры ФСиФР ____________________________ Р.И. Рэйляну
Старший преподаватель кафедры ФСиФР ___________________________ М.Л. Берговина
Учебно-методический комплекс составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности 032101 – Физическая культура и спорт
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры физиологии спорта и физической реабилитации Сыктывкарского государственного университета
протокол заседания № ___ от «___» ______________2008 г.
И.о. заведующего кафедрой ФСиФР
докт. биол. наук, профессор ________________________________________ А.А. Москалев
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии
факультета физической культуры и спорта
канд. пед. наук, доцент _____________________________________________ С.А. Соколов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Гигиена» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032101 – Физическая культура и спорт.
В соответствии с учебным планом специальности студенты: очного отделения изучают дисциплину «Гигиена» в течение 6-го семестра; студенты заочного отделения – в течение 7-8 семестров. Курс дисциплины «Гигиена» состоит из двух разделов: общая гигиена и гигиена физического воспитания и спорта. По окончании учебного курса в качестве итоговой формы контроля предусмотрен экзамен. Основные требования к успешной сдаче экзамена включают в себя знание теоретических разделов курса и прикладных особенностей использования средств и методов гигиены в сфере физической культуры и спорта; выполнение заданий по темам лабораторных практикумов и контрольной работы.
Учебно-методический комплекс содержит основные требования к учебной дисциплине «Гигиена», перечень тем, распределения их по часам и семестрам, краткое содержание курса, включая лекционный курс, практические и семинарские занятия, лабораторный практикум, а также вопросы для самоконтроля знаний, тематику контрольных работ, перечень вопросов для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы.
Специфика курса «Гигиена» состоит в том, что процесс обучения сочетает в себе использование общих и прикладных для физической культуры и спорта методов гигиены и санитарии. Дисциплина раскрывает понятия и предпосылки гигиенического мышления как основы профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Особенностью применения гигиенических средств в физической культуре и спорте являются: соблюдение личной гигиены, применение закаливающих процедур, выполнение требований к одежде и обуви физкультурника и спортсмена, к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Курс дает представление об основах рационального полноценного питания, гигиенических средствах восстановления и повышения работоспособности; особенностях гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности лиц разного возраста и пола; особенности гигиенического обеспечения занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности.
Цель изучения дисциплины «Гигиена» – овладение студентами современными научными знаниями в области общей гигиены и гигиены физического воспитания и спорта, овладение практическими навыками формирования здорового образа жизни и эффективного применения различных гигиенических факторов в физкультурно-спортивной деятельности.
Задачи учебного курса:
1. обобщить научные знания и практические навыки комплексного применения различных гигиенических факторов для сохранения и укрепления здоровья населения;
2. сформировать базовые валеологические и гигиенические знания у студентов для последующей реализации их непосредственно в профессиональной деятельности.
3. формировать здоровый образ жизни среди различных контингентов населения;
4. целенаправленно использовать различных гигиенические факторы для повышения оздоровительного эффекта занятий физическими упражнениями и достижения высоких спортивных результатов;
5. способствовать овладению междисциплинарными знаниями, умениями и навыками;
6. содействовать формированию интереса к обучению.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Программный материал курса «Гигиена» тесно связан с циклом естественно-научных дисциплин (ЕН) (математика, физика, биология с основами экологии и т.д.), дисциплинами гуманитарного и социально-экономического блока (ГСЭ) (психология, педагогика и т.д.), а также с рядом общепрофессиональных дисциплин (ОПД) (анатомия, физиология, биомеханика, спортивная медицина, теория и методика физической культуры, спортивная метрология) и курсов занятий по специализациям (ДС) «Физкультурно-оздоровительные технологии» и «Технология спортивной подготовки». Знание методологии, принципов, средств и методов гигиены и санитарии является принципиально важным условием эффективной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту при реализации на практике оздоровительных, корригирующих, лечебно-восстановительных и профилактических мероприятий.
При прохождении курса должны быть освоены следующие разделы программного материала:
· Теоретический раздел предполагает изучение: основ гигиены и санитарии, предмета гигиены, ее отраслей. Социальное значение гигиены. Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний: Восприимчивость и иммунитет. Инфекция ВИЧ (СПИД). Гигиена спортивных сооружений.
· Практические и семинарские занятия позволяют всесторонне рассмотреть вопросы, связанные и гигиеническими особенностями определенных видов физкультурной и спортивной деятельности при работе с различными контингентами.
· Лабораторный практикум включает в себя освоение методов исследования воздушной и водной среды, почвы. Рассмотрение таких вопросов как: значение воздуха для человека; состав воздуха, его физические качества; значение физических свойств воздуха для занятий физическими упражнениями и определенными видами спорта; понятие о климате и погоде. Всесторонне анализируются вопросы, связанные с гигиеной питания и ее значением для здоровья человека, основные компоненты сбалансированного рациона питания.
· Самостоятельная работа предполагает индивидуальное расширение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков при анализе: типов спортивных сооружений, их расположения и ориентации, гигиенических требований, температурного режима, уровня освещения; гигиенических особенностей водной среды и почвы (значение воды для человека, физические свойства и химический состав воды, водоснабжение; почва и ее гигиеническое значение).
· Контрольная работа является самостоятельным научным трудом, где студент демонстрирует умение работать с современными литературными и электронными источниками, анализировать научную информацию, формулировать выводы.
· Основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса «Гигиены».
Требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников. Специалист физической культуры и спорта в результате освоения курса «Гигиены» должен
знать:
- историю развития, принципы и методы гигиенической науки, их роль и место в общей системе физической культуры;
- основы гигиены и санитарии;
- аспекты применения методов гигиены и санитарии в сфере физической культуры и спорта;
- особенности рациона и режимов питания в отдельных видах спорта.
уметь:
- самостоятельно соблюдать правила личной гигиены (гигиена одежды, обуви, головных уборов, кожи, ногтей, волос, интимная гигиена, гигиена ротовой полости и носоглотки; профилактика вредных привычек);
- правильно составлять режим и рацион питания, гигиенически оценивать условия приема пищи и ее качество;
- применять восстановительные средства в прикладной профессиональной (спортивной, тренерской, оздоровительной, корригирующей, восстановительной и др.) деятельности;
- определять соответствие спортивных сооружений гигиеническим стандартам, нормам, требованиям и правилам;
- соблюдать гигиенические требования при занятиях отдельными видами спорта.
иметь навыки:
- организовывать занятия физическими упражнениями с оздоровительной целью в соответствии с принципами гигиены и санитарии;
- оценки сбалансированности пищевого рациона спортсмена;
- характеристики различных подходов к критериям здоровья;
- составлять структуру и содержание занятий физкультурно-спортивной направленности на основе принципов хроногигиены и санитарии;
- соблюдения гигиенических требований при организации и проведении различных форм оздоровительной и адаптивной физической культурой;
- предупреждения и профилактики травматизма и «профессиональных» заболеваний в физкультурно-спортивной деятельности;
- гигиены закаливания организма к условиям среды и методически правильно их организовывать;
- программирования гигиенического обеспечения подготовки спортсменов в избранном виде спорта (режим тренировок, питания, сна, физической активности и т.д.);
- гигиенического и санитарного обслуживания спортивных сооружений различного типа, оборудования, инвентаря и т.д.
Лабораторный практикум по данной дисциплине проводиться в компьютеризированном классе кафедры физиологии спорта и физической реабилитации Сыктывкарского государственного университета, а также на базе университетской Лаборатории функционального биоуправления и оздоровительных технологий (ЛФБУиОТ), которая имеет 4 компьютеризированных рабочих места. При проведении лабораторных практикумов с учетом количества оборудованных автоматизированных рабочих мест и ограниченностью площади кафедральных и лабораторных помещений, а также с целью повышения эффективности индивидуальных форм обучения, предполагается деление каждой учебной группы на 2-е подгруппы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Отделение очного обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | ||||||
Макси-мальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||||
Всего | В том числе | |||||||
Лекции | Семинары | Практическая работа | Лабораторная работа | |||||
Раздел 1. Общая гигиена и санитария | ||||||||
Тема 1. Ведение в методологию общей гигиены и санитарии | – | – | – | |||||
Тема 2. Гигиена воздуха и воздушной среды | – | – | ||||||
Тема 3. Гигиена воды и почвы | – | – | – | |||||
Раздел 2. Гигиена физического воспитания и спорта | ||||||||
Тема 4. Гигиена спортивных сооружений | – | – | ||||||
Тема 5. Личная гигиена | – | – | ||||||
Тема 6.Гигиена занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью, гигиена закаливания | – | – | ||||||
Тема 7. Гигиенические требования к занятиям отдельными видами спорта | – | – | ||||||
Тема 8.Гигиена питания | – | |||||||
Тема 9. Хроногигиена, биоритмы | – | |||||||
ИТОГО |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Отделение заочного обучения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | ||||||
Макси-мальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | ||||||
Всего | В том числе | |||||||
Лекции | Семинары | Практическая работа | Лабораторная работа | |||||
Раздел 1. Общая гигиена и санитария | ||||||||
Тема 1. Ведение в методологию общей гигиены и санитарии | 8,5 | 0,5 | 0,5 | – | – | – | ||
Тема 2. Гигиена воздуха | – | – | ||||||
Тема 3. Гигиена воды и почвы | – | – | – | |||||
Раздел 2. Гигиена физического воспитания и спорта | ||||||||
Тема 4. Гигиена спортивных сооружений | 14,5 | 2,5 | 0,5 | – | – | |||
Тема 5. Личная гигиена | – | – | – | |||||
Тема 6.Гигиена занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью, гигиена закаливания | – | – | – | |||||
Тема 7. Гигиенические требования к занятиям отдельными видами спорта | – | – | – | |||||
Тема 8.Гигиена питания | – | – | ||||||
Тема 9. Хроногигиена, биоритмы | – | – | ||||||
ИТОГО | – | – |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ