Аудиторная работа
Лекция (2 часа). Типы спортивных сооружений; расположение и ориентация; гигиенические требования к озеленению; к структуре помещений для зрителей и спортсменов; к местам занятий отдельными видами спорта; футбольному полю, беговым дорожкам, к местам для метаний, прыжков в высоту, с шестом, в длину, к игровым площадкам; нормативы микроклимата помещении; вентиляция помещений; концентрация углекислого газа как показатель загрязнения воздуха; воздушный куб; кратность воздухообмена. Температурный режим в помещениях, отопление местное и центральное; влажность воздуха в помещениях, ионизация воздуха. Естественное и искусственное освещение; показатели освещенности (световой коэффициент, КЕО, люксометрия); влияние на освещенность состояния оконных стекол, окраски помещения.
Лабораторная работа (6 часов). Общая характеристика спортивного сооружения. Санитарно-гигиеническая оценка микроклиматических особенностей спортивного сооружения. Определение соответствия ГОСТ и СНиП уровня освещенности спортивного сооружения. Оценка вентиляции и отопления. Расчет эффективных температур по таблицам и номограммам.
Внеаудиторная работа
Самостоятельная работа (6 часов). Гигиеническая характеристика источников искусственного освещения, осветительной арматуры; значение света для детей (профилактика рахита, близорукости; настроение, работоспособность); гигиенические требования к освещенности спортивных сооружений, нормативы освещенности.
Основная литература
1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.
Дополнительная литература
1. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.
2. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.
3. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: Книга для педагога [Текст] / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д. Феникс, 2004. 624 с.
Тема 5. Личная гигиена
Аудиторная работа
Лекция (2 часа). Гигиена одежды, обуви, головных уборов. Гигиена кожи, ногтей, волос; профилактика пиодермии, грибковых заболеваний, чесотки, педикулеза, лишая, глистных инвазий, облысения. Гигиена режима труда и отдыха, предупреждение переутомлений позвоночного столба и паравертебральных мышц, (формирование мышечного корсета, упражнения для снятия позвоночного утомления, профилактика плоскостопия: упражнения, применение супинаторов.
Гигиена органов зрения: профилактика миопии – рабочая поза, освещение, режим работы, способы предупреждения переутомления органов зрения упражнениями, линзами.
Гигиена сексуальных отношений. Интимная гигиена мужчины и женщины. Сексуальное воспитание; гигиенические основы подготовки к семейной жизни, рождению и воспитанию детей. Профилактика венерических заболеваний.
Гигиена органов слуха; нормирование шумовых воздействий. Гигиена ротовой полости и носоглотки. Уход за зубами, профилактика кариеса и парадантоза. Профилактика хронических заболеваний носоглотки.
Лабораторная работа (2 часа). Гигиена опорно-двигательного аппарата: профилактика нарушений осанки – сохранение нормальной позы при учебной работе (подбор мебели), других формах занятий, в частности, при ходьбе, беге и др.
Внеаудиторная работа
Самостоятельная работа (6 часов). Вредные привычки; действие психоактивных веществ, наркотиков, алкоголя, курения на организм, психику и социальное поведение человека. Заболевания, связанные с приемом наркотиков, алкоголя, курения.
Основная литература
1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.
2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.
Дополнительная литература
1. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры [Текст] / Авт.-сост. И. П. Залетаев, В. А. Муравьев. М.: Физкультура и спорт, 2005. 247 с.
2. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с.
3. Белая, Н. А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст] / Н. А. Белая. Минздрав РФ. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004. 270 с.
4. Бирюков, А. А. Лечебный массаж: Учебник для студентов высших учебных заведений. Доп. ГК РФ по физкультуре и спорту. [Текст] / А. А. Бирюков. М.: Академия, 2004. 362 с.
5. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие [Текст] / А. А. Дмитриев. М.: Академия, 2002. 176 с.
6. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.
7. Климова, А. И. Организация физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие [Текст] / А. И. Климова. Утв. научно-методическим советом КРАГСиУ. Сыктывкар, 2005. 112 с.
8. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов факультетов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
9. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: ЭНАС, 2002. 197 с.
10. Лечебная физическая культура: Справочник [Текст] / Под ред. В. А. Епифанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2001. 592 с.
11. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. С. Н. Попова, Н. М. Валеева, Т. С. Гарасева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 46 с.
12. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с.
13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с.
14. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с.
15. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 864 с.
16. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.
17. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.
18. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.