Тема 7. Гигиенические требования к занятиям




Отдельными видами спорта

Аудиторная работа

Лекция (2 часа). Гигиена гимнастики, гигиенические требования к одежде, обуви занимающихся, гимнастическому залу, спортивному инвентарю. Профилактика травм и заболеваний при занятиях гимнастикой.

Гигиена легкой атлетики. Гигиенические требования к местам занятий легкой атлетикой (беговые дорожки, места для метаний, прыжков, легкоатлетических манежей); одежде, обуви. Профилактика травм и перенапряжений при занятиях легкой атлетикой.

Гигиена лыжного спорта. Гигиенические требования к местам занятий лыжным спортом (трассы, лыжные базы); к одежде, обуви лыжников; профилактика травм и переохлаждений при занятиях лыжным спортом.

Гигиена спортивных игр. Гигиенические требования к местам занятий спортивными играми (игровые залы, площадки); к одежде, обуви занимающихся. Профилактика травм, заболеваний при занятиях спортивными играми.

Гигиена плавания. Гигиенические, требования к естественным и искусственным бассейнам, профилактика травм и заболеваний при занятиях плаванием.

Гигиена тяжелой атлетики, борьбы, бокса.

Лабораторная работа (2 часа). Хронометрия, пульсометрия тренировочных занятий при решении различных педагогических задач (на примере собственного вида спорта). Овладение навыками нормирования физических нагрузок, необходимых для достижения нормативного уровня общей выносливости, силовой выносливости и других физических качеств.

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа (6 часов). Гигиенические требования к местам занятий, одежде, обуви занимающихся различными видами спорта. Профилактика травм и «профессиональных» заболеваний.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

Дополнительная литература

1. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.

2. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 864 с.

3. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

4. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.

5. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

 

Тема 8. Гигиена питания

Аудиторная работа

Лекция (4 часа). Значение питания для здоровья человека – обеспечение энергозатрат, пластических процессов, ферментативных систем. Основные компоненты питания: белки, углеводы, жиры, минералы, микроэлементы, витамины. Белки, их состав, заменимые и незаменимые аминокислоты. Продукты, содержащие белки; животные и растительные белки; нормы потребления белков. Недостаточность и чрезмерное потребление белков. Белок – пластический материал для роста детей и подростков; для формирования мускулатуры при занятиях физической культурой и спортом; для формирования рельефной мускулатуры. Углеводы, их состав, моносахара, дисахара, полисахара и их значение для организма. Продукты, содержащие углеводы. Нормы потребления углеводов. Преобразование углеводов в организме. Сахар крови, гликоген печени и мышц. Значение резерва углеводов в мышцах для физической работоспособности. Способы питания и структуры нагрузок для увеличения и снижения запасов углеводов в мышцах. Жиры, их состав; растительные и животные жиры и их значение для организма. Жировой обмен при физической нагрузке. Запасы жира в организме для энерготрат. Нормы потребления жиров. Минералы, микроэлементы, витамины и их значение для организма, нормы потребления.

Пищевые рационы. Питание и профилактика заболеваний различной нозологии. Режимы питания. Гигиенические условия приема пищи. Содержание пищевого рациона спортсмена. Особенности питания в отдельных видах спорта. Питание юного спортсмена. Питание в различные периоды тренировочного процесса. Режим питания спортсмена в течение дня. Питание спортсмена на дистанции.

Практическая работа (4 часа). Белки, их состав. Продукты, содержащие белки; нормы потребления белков. Недостаточность и чрезмерное потребление белков. Белок – пластический материал для роста детей; для формирования мускулатуры. Жиры, их состав и значение для организма. Запасы жира в организме для энерготрат. Нормы потребления жиров. Углеводы, их состав и значение для организма. Продукты, содержащие углеводы. Нормы потребления углеводов. Преобразование углеводов в организме. Значение резерва углеводов в мышцах для физической работоспособности. Минералы, микроэлементы, витамины и их значение для организма, нормы потребления. Питание и профилактика различных заболеваний, гиповитаминозов, авитаминозов. Пищевые рационы в зависимости от возраста и энерготрат. Питание и профилактика ожирения, диабета, гастритов, колитов, язвенной болезни желудка, онкологических заболеваний, аллергических болезней, гиповитаминозов. Режимы питания.

Лабораторная работа (4 часа). Определение суточного энергорасхода и энергопотребления таблично-хронометражным способом. Питание спортсмена (студента), расчет энерготрат в течение суток в зависимости от видов различной деятельности. Составление дневного меню для лиц различного возраста. Определение основных (доминантных) компонентов питания в зависимости от занятий определенным видом спорта и специализации.

 

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа (8 часов). Нормы потребления высокомолекулярных биологических соединений (белков, жиров, углеводов). Энергетический (катаболический, диссимиляционный) и пластический (анаболический, ассимиляционные) метаболические пути в организме человека.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

 

Дополнительная литература

1. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с.

2. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.

3. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с.

5. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с.

6. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.

7. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: