Аудиторная работа
Лекции (2 часа). Понятие о хронобиологии, хроногигиене и биоритмах. Циркадный (циркадиальный), недельные, месячный, годовой циклы. Циклы физической и интеллектуальной работоспособности. Фотопериодика. Циклика женского организма. Хронобиологические особенности сенситивных периодов.
Семинар (2 часа). Гендерные и возрастные особенности хронобиологических процессов в организме человека.
Лабораторная работа (2 часа). Определение и расчет индивидуальных циклов и хронопреферендума с применением пробы «индивидуальная минута», «индивидуальный час». Самостоятельная разработка опросника по выявлению хронотипа. Оценка влияния занятий спортом на динамику хронобиологических особенностей организма.
Внеаудиторная работа
Самостоятельная работа (2 часа). Основы хронобиологии и биоритмологии. Циркадная (циркадиальная) динамика физической работоспособности, умственной и эмоциональной психической активности.
Основная литература
1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.
2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.
Дополнительная литература
1. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры [Текст] / Авт.-сост. И. П. Залетаев, В. А. Муравьев. М.: Физкультура и спорт, 2005. 247 с.
2. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с.
|
3. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие [Текст] / А. А. Дмитриев. М.: Академия, 2002. 176 с.
4. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.
5. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов факультетов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
6. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с.
7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с.
8. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с.
9. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 864 с.
10. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.
11. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
|
ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Восстановительные мероприятия в спорте.
2. Питание при занятиях физической культурой и спортом.
3. Гигиена легкой атлетики.
4. Гигиена гимнастики.
5. Гигиена плавания.
6. Гигиена спортивных игр.
7. Гигиена лыжного спорта.
8. Гигиена тяжелой атлетики, борьбы, бокса.
9. Гигиена туризма и экскурсий.
10. Гигиенические основы в многолетнем спортивном учебно-тренировочном процессе.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (24 ЧАСА)
Лабораторные работы могут проводиться в компьютерном классе кафедры физиологии спорта и физической реабилитации Сыктывкарского государственного университета, а также на базе лаборатории функционального биоуправления СыктГУ. При проведении лабораторных работ для большей эффективности учебного процесса и в связи с недостаточным обеспечением аппаратным оборудованием и программным обеспечением предлагается делить учебные группы на подгруппы.
ФОРМА ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущей формой контроля являются индивидуальные и групповые отчеты или расчетно-графические работы по лабораторным практикумам.
Промежуточной формой контроля является написание контрольной работы по предлагаемой проблематике.
Итоговая форма контроля знаний заключается в сдаче студентами устного или письменного экзамена.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Социальное значение гигиены и санитарии.
2. История гигиены и санитарии.
|
3. Развитие гигиены в России. Роль отечественных ученых в развитии гигиенической науки.
4. Гигиена воздуха и воздушной среды
5. Гигиена воды и водной среды.
6. Гигиена почвы.
7. Гигиена питания.
8. Водорастворимые витамины.
9. Жирорастворимые витамины.
10. Инфекционные заболевания, их возбудители.
11. Иммунитет.
12. Режим дня, его отдельные элементы и их организация.
13. Гигиенические требования к оборудованию класса и предметам школьного обихода.
14. Гигиенические требования к спортивному залу.
15. Здоровье и динамика физического развития детей в России.
16. Осанка. Нарушение осанки.
17. Особенности питания при занятиях отдельными видами спорта.
18. Гипокинезия (гиподинамия) и ее влияние на организм детей и подростков.
19. Гиперкинезия и ее влияние на организм детей и подростков.
20. Режим питания юного спортсмена.
21. Закаливание.
22. Типы спортивных сооружений, их расположение и ориентация.
23. Гигиена легкой атлетики.
24. Гигиена гимнастики.
25. Гигиена плавания.
26. Гигиена спортивных игр.
27. Гигиена лыжного спорта (лыжные гонки).
28. Гигиена тяжелой атлетики.
29. Гигиена единоборств.
30. Гигиена туризма и экскурсий.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, задачи, методы исследования гигиены и санитарии.
2. Социальное значение гигиены и санитарии.
3. История гигиены и санитарии: развитие гигиены в России. Роль отечественных ученых в развитии гигиенической науки.
4. Гигиена воздуха. Значение воздуха для человека. Представление об атмосфере.
5. Физические свойства воздуха.
6. Химический состав воздуха.
7. Понятие о климате и погоде, их классификация и характеристика.
8. Значение физических свойств воздуха для занятий физическими упражнениями и закаливания.
9. Гигиена воды. Значение воды для человека. Физические свойства воды.
10. Химический состав воды и ее значение для человека.
11. Источники воды и системы водоснабжения.
12. Очистка и обеззараживание воды.
13. Гигиенические требования к питьевой воде и водным бассейнам для отдыха, оздоровления и спорта.
14. Гигиена почвы. Виды почв. Значение почвы для растительного и животного мира, в производстве пищевых веществ.
15. Значение почвы для строительства спортивных сооружений и занятий физической культурой и спортом.
16. Понятие о гигиенически полноценном питании. Пищевой рацион для различных возрастных групп. Режим и нормы питания.
17. Гигиена питания. Профилактика кариеса. Профилактика и меры борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями и глистными инвазиями.
18. Пищевые продукты, их состав и энергетическая ценность.
19. Водорастворимые витамины.
20. Инфекционные заболевания, их возбудители. Источники и пути распространения инфекционных заболеваний.
21. Иммунитет. Естественный и искусственный иммунитет. Профилактические прививки. Аллергия и анафилаксия.
22. Методы повышения защитных сил организма. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике инфекционных заболеваний среди детей и подростков.
23. Медико-санитарный надзор за учебно-воспитательными учреждениями и совместная работа учителя физкультуры и медицинских работников в школе.
24. Витамины. Жирорастворимые витамины.
25. Сохранение витаминов в пище.
26. Понятие об утомлении. Биологическое значение утомления. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности.
27. Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде, обуви, головным уборам.
28. Гигиенические требования к оборудованию класса. Размеры и вес рабочих инструментов и с/х инвентаря.
29. Гигиенические требования к служебным и вспомогательным помещениям: их размещение в школе.
30. Медико-гигиеническое и половое воспитание юношей и девушек.
31. Внеклассная и внешкольная деятельность учащихся.
32. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу детей младшего школьного возраста.
33. Предмет школьной гигиены. Значение школьной гигиены для охраны и укрепления здоровья школьника.
34. Гигиенические требования к классной мебели.
35. Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму подростков.
36. Гигиена школьного здания.
37. Гигиена земельного участка школы.
38. Продолжительность урока, физиолого-гигиенические нормативы общей учебной нагрузки. Гигиенические требования к построению расписания.
39. Гигиенические требования к оборудованию класса, школьным принадлежностям, рабочим инструментам, портфелям, ранцам младших школьников.
40. Режим дня, его отдельные элементы и их организация.
41. Режим дня в школах (группах) продленного дня, в школах-интернатах и санитарно-лесных школах.
42. Гигиенические требования к оборудованию класса и предметам школьного обихода.
43. Организация учебно-воспитательного процесса и режима для детей 6-летнего возраста.
44. Гигиенические требования к школьным мастерским. Оборудование школьных мастерских.
45. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу юношей и девушек.
46. Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму детей младшего школьного возраста.
47. Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму юношей и девушек.
48. Гигиенические требования к классам, лабораториям, кабинетам.
49. Гигиенические требования к спортивному залу.
50. Сенсорные системы организма. Профилактика нарушения зрения и слуха у школьников.
51. Здоровье и динамика физического развития детей в России. Группы здоровья.
52. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу.
53. Двигательная активность детей и подростков.
54. Осанка. Нарушение осанки. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и свода стопы.
55. Особенности питания при занятиях отдельными видами спорта.
56. Воздушно-тепловой режим в спортивном зале.
57. Гиподинамия и ее влияние на организм детей и подростков.
58. Биологическое значение света для детей, гигиенические требования к освещению спортивных сооружений, нормы освещенности.
59. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в обеспечении оптимального двигательного режима школьника.
60. Гигиенические требования к урокам физкультуры.
61. Роль спортивно-массовой формы физического воспитания в обеспечении оптимального двигательного режима детей и подростков.
62. Режим питания юного спортсмена.
63. Закаливание солнечным излучением и его физиологические основы. Предупреждение и первая помощь при ожоге, солнечном и тепловом ударе.
64. Закаливание воздухом и его физиологические основы.
65. Значение закаливания. Искусственные источники ультрафиолетового облучения.
66. Гиперкинезия и ее влияние на организм детей и подростков.
67. Типы спортивных сооружений, их расположение и ориентация. Нормативы микроклимата помещений.
68. Естественное и искусственное освещение специальных сооружений.
69. Питание при занятиях физической культурой и спортом.
70. Гигиена легкой атлетики.
71. Гигиена гимнастики.
72. Гигиена плавания.
73. Гигиена спортивных игр.
74. Гигиена лыжного спорта.
75. Гигиена тяжелой атлетики, борьбы, бокса.
76. Гигиена туризма и экскурсий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Инструментальное обеспечение
1. Портативная метеостанция;
2. Гигрометр;
3. Термометры (спиртовой, ртутный, электронный);
4. Термограф;
5. Термоанемометр;
6. Барометр;
7. Барограф;
8. Люксметр;
9. Дозиметр экспозиционной дозы;
10. Кислородный концентратор (гипоксикатор);
11. Весы медицинские;
12. Калипер;
13. Плантограф;
14. Кистевые и становый динамометр;
15. Газоанализатор.
16. Компьютеризированный аппаратно-программный комплекс «Нейромиан»;
17. Компьютеризированный аппаратно-программный комплекс «Диамант»;
18. Компьютеризированный аппаратно-программный комплекс «Рео-Мицар»;
19. Компьютеризированный аппаратный комплекс «Гипоксикатор Onyx»;
20. Компьютеризированный аппаратный комплекс пульсооксиметр «Axion».
21. автоматизированные рабочие места, подключенные к сети Интернет;
22. Беговая дорожка «Тредмил 3000» в комплектации с монитором сердечного ритма Polar.
23. Пакеты прикладных математических и статистических программ («Statistica V. 6.1.» русифицированная версия, «MathCAD», «Stat Graph» и т.д.);
24. Пакет прикладных программ по экономической деятельности («1С», «Парус» и т.д.);
25. Реабилитационный комплекс «Unex II».
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1994.
2. Азгальдов, Г.Г., Райхман, Э.П. О квалиметрии. М.: Стандарт, 1973.
1. Абросимова, Л.И., Карасик, В.Е., Белякова, И.П. Гигиенические принципы нормирования физических нагрузок при физическом воспитании школьников // Вестник Российской АМН. 1993. № 6.
2. Башкиров, В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981.
3. Богданов, Я.М., Краковяк, Г.М. Гигиена: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1966.
4. Бочаров, М.И. Спортивная метрология: Учебное пособие. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского государственного университета, 2002.
5. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986.
6. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991.
7. Вайнбаум, Я.С., Коваль, В.И., Родионова, Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2002.
8. Гигиена детей и подростков: Учебник / Под ред. В.Н. Кардашенко. М: Медицина, 1988.
9. Гурова, А.И., Горлова, О.Е. Практикум по общей гигиене. М.: Университет дружбы народов, 1991.
10. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988.
11. Дембо, А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981.
12. Колесов, Д.В., Маш, Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М: Просвещение, 1989.
13. Лаптев, А.П. Гигиена массового спорта. М.: Физкультура и спорт, 1984.
14. Лаптев, А.П. Гигиена: Учебник для техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983.
15. Лаптев, А.П. Гигиена: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1977.
16. Лаптев, А.П., Малышева, И.Н. Практикум по гигиене. М.: Физкультура и спорт, 1981.
17. Лаптев, А.П., Малышева, И.Н. Руководство к практическим занятиям по гигиене. М.: Физкультура и спорт, 1975.
18. Лаптев, А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1979.
19. Лаптев, А.П., Полиевский С.А. Гигиена. Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1990.
20. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2001.
21. Минх, А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медгиз, 1954.
22. Минх, А.А. Очерки о гигиене физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1976.
23. Минх, А.А. Справочник по санитарно-гигиеническим исследованиям. М.: Медицина, 1973.
24. Общая гигиена: Учебник / Под ред. Я.Л. Румянцева. М.: Медицина, 1990.
25. Полиевский, С.А. Гигиенические аспекты современных спортивных сооружений. М.: Физкультура и спорт, 1982.
26. Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: Академия, 2000.
27. Шапошникова, В.И. Биоритмы – часы здоровья. М.: Советский спорт, 1991.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. https://www.edu.ru – Российский федеральный образовательный портал.
2. https://www.valeo.edu.ru – Портал «Здоровье и образование».
3. https://www.allsport.ru – сайт спортивных инноваций.
4. https://www.cardiosport.ru – сайт фирмы «Polar Electro», производящей компьютеризированное медицинское и тренировочное оборудование.
5. https://www.edulib.ru – сайт Центральной библиотеки образовательных ресурсов.
6. https://www.marathon-e.ru – сайт фирмы «Марафон-электро», выпускающей оборудование для обслуживания соревнований (табло и системы хронометража).
7. https://www.rsl.ru – сайт Российской государственной библиотеки.
8. https:// www.tpfk.ru – сайт журнала «Теория и практика физической культуры».
9. Бочаров, М.И. Спортивная метрология: Интерактивное учебное пособие для студентов институтов и факультетов ФКиС [Электронный ресурс].– Сыктывкар, 2000. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM).
10. Физическая культура: Курс дистанционного обучения [Электронный ресурс]. СПб., 2003. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM).
Очное отделение Семестр: 6 Всего учебных занятий – 100 часов В том числе: аудиторных – 50 часов, из них лекций – 20 часов практических занятий – 6 часов лабораторных занятий – 24 часа самостоятельная работа – 50 часов Контроль – 1 контрольная работа 1 коллоквиум Итоговый контроль – экзамен | Отделение заочного обучения Семестр: 7-8 Всего учебных занятий – 100 часов В том числе: аудиторных – 18 часов, из них лекций – 8 часов лабораторных занятий – 10 часов самостоятельная работа – 82 часа Контроль – 1 контрольная работа Итоговый контроль – экзамен |