Изучение потребительских предпочтений на рынке чая города Екатеринбурга




В России 99% чая производят из импортного сырья. Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланка, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. Наиболее известными и предпочитаемыми среди российских потребителей марками чая в последние годы являются Lipton, Ahmad, Greenfield.

В настоящее время самый крупный сегмент рынка занимает черный чай, но его доля неуклонно снижается: в стоимостном выражении она составляет порядка 80%, в натуральном 89%.

В целом, по торговой сети Екатеринбурга чёрный чай представлен 124 марками, 52 из которых – чёрный листовой чай, 72 - пакетированный. Зелёный чай представлен 50 марками, 31 из которых - листовые, а 19 - пакетированные. Остальной чай представлен 28 видами (весовой, травяной и фруктовый).

Диаграмма 1. Объём чайных продаж в торговой сети г.Екатеринбурга в 2013 году

 

С целью выявления потребительских предпочтений в отношении чайной продукции, были проведены серии опросов потребителей чайной продукции Екатеринбурга в период с января по март 2014 г. Численность опрошенных - 600 чел. Статистическая погрешность выборки - 4%. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурами вероятной выборки респондентов, и формировалась таким образом, чтобы соответствовала генеральной совокупности населения города.

Процесс исследования потребительских предпочтений проводился в несколько этапов: предварительное выделение рыночных сегментов, разработка опросного листа (анкеты), проведение анкетирования, оценка и интерпретация результатов.

Исследование строилось на опросе обеих сторон рынка - покупателей и продавцов, поэтому было предложено два вида анкет. Анкета для покупателей состояла из 16 вопросов, для продавцов из 9.

Анкета для потребителей включала в себя следующие разделы: потребление чая, ассортимент чая, возможность выбора, цена продукции, привлекательность и оценка потребительских свойств, вид рекламы, оказывающий влияние на выбираемую продукцию и сведения о респонденте: пол, возраст, род деятельности, уровень дохода, место жительства.

Анкета для мест продаж (продавцов) состояла из следующих разделов: ассортимент продовольственных товаров, из них имеющихся в продаже чай, выбор цены, отношение продавцов к необходимости расширить ассортимент, анализ продаж.

Сегменты рынка определялись по демографическому признаку: пол, возраст, род занятий, доход. Из опрошенных женщины составляли 75%, мужчины 25%.

Ранжируя их всех по возрастному признаку, были получены следующие данные: возраст респондентов от 18 до 65 лет; количество опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет - 22%; от 26 до 45 лет - 58%; от 46 до 65 лет - 20%. Из этого следует, что реклама чая должна быть ориентирована на потребителей среднего возраста, так как этот сегмент составляет наибольший удельный вес.

Социальное положение респондентов также очень разнообразно, %: служащие - 40, рабочие - 20, студенты - 20, предприниматели - 10, пенсионеры - 4, безработные - 3, другие - 3.

Предпочтения потребителей в отношении типа чая распределились следующим образом: наибольшим спросом пользуется черный чай - 73%; черный листовой чай предпочитают 30% респондентов, из них: 30% - черный чай с добавками; 13% - черный чай без добавок. Меньшим предпочтением пользуется зеленый чай - 20%. Потребительские предпочтения в отношении зеленого чая без добавок и с добавками распределились примерно одинаково.

Красный чай пользуется предпочтением у 3% респондентов, белый - у 4%.

Результаты исследований:

· с увеличением уровня доходов растет доля предпочитающих зеленый, красный и белый чаи;

· половина респондентов обращает внимание при покупке на предприятие - изготовитель чая;

· наибольшее предпочтение покупатели отдают рассыпному чаю - 65%, 2-е место занимает пакетированный чай - 30%. Менее популярны прессованные чаи - 2%, так как производится из сырья низкого качества, таблетированные - 1%, быстрорастворимые - 1% и экстрагированный - 1%;

· наибольшим спросом у респондентов пользуется 250-граммовая упаковка чая - 47%, которая является более рациональной по массе и цене;

· при покупке чая в первую очередь обращают внимание на качество 35% участников опроса. На использование экологически чистого сырья ориентируются 15% опрошенных;

· цена и марка чая имеют значение соответственно для 26 и 20% респондентов, на упаковку обращают внимание 4% респондентов;

· особенно высокие требования большинство респондентов предъявляют ко вкусу и аромату чая. В отношении аромата средняя оценка составила 4,8 балла, в отношении вкуса - 4,6 балла, в отношении цвета - 4,2 балла;

· при выборе чая потребителем в пользу покупки нового продукта оказывают влияние советы друзей и родственников - 55%, телевидение - 15%, печатные издания и радио - 7%, уличная реклама - 3%. На свой вкус полагаются 20% респондентов.

Следует отметить, что покупатели далеко не всегда ориентируются в ассортименте чая. Отмечается неинформированность потребителя (24%) о чае с добавками растительного сырья и чайных напитках.

На основании результатов анализа мнения продавцов можно сделать следующие выводы: ассортимент чая весьма разнообразен, продавцы готовы к расширению ассортимента за счет новых позиций различных ценовых групп, торговых марок, высокого качества.

Однако чаи, представленные в предприятиях торговли Екатеринбурга, являются недостаточно оптимальным повседневным продуктом для этого промышленного региона и требованием времени является продвижение на рынок чая с добавками растительного сырья, что позволит снизить риск влияния антропогенных факторов, отрицательно влияющих на здоровье.

Большую долю чайных продаж занимает чёрный байховый чай. Как правило, продажа зелёных чаёв возрастает в летнее время года.

Лидером продаж на сегодняшний день является чай «Lipton Yellow label». Эта хорошо раскрученная марка представлена большим разнообразием пакетированных и листовых чёрных, зелёных и ароматизированных чаёв.

На втором месте по продажам, находится чай «Ахмад». Ассортимент этой торговой марки уникален большой номенклатурой расфасовки листового чая: 50г, 100г, 200г; и пакетированного – 25пак., 40пак., 100пак. По желанию покупатель может выбрать себе чёрный, зелёный чай или листовую смесь, ароматизированный или обычный чайный напиток.

Замыкает тройку лидеров «Майский чай». Этот брэнд отличается от предыдущих широким диапазоном цен. Так, например, «Майский чай. Чёрный бриллиант» - 90г стоит 78 руб., а «Майский чай. Индийский слон», 90г - 44 руб. Из ассортимента этой торговой марки, потребитель сможет выбрать себе чай не только по вкусу, но и по цене.

Процентное соотношение продаж разных видов чаёв в реализуемой торговой сети Екатеринбурга представлено на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2. Процентное соотношение продаж разных видов чаёв

 

Из диаграммы 2 следует, что наибольшей популярностью среди потребителей пользуется чёрный листовой байховый чай. Это связанно с достаточно высоким качеством разных марок чёрных чаёв. На сегодняшний день можно отметить тенденцию роста продаж пакетированного чая. Пакетированный чай пользуется популярностью в конкретной общественной среде. Ему отдают предпочтение служащие компаний, офисные работники, студенты.

Традиционно, в течение нескольких последних лет зеленый чай продаётся слабее, чем чёрный. Это происходит вследствие устоявшихся предпочтений российских потребителей.

Анализ рынка чайной продукции Екатеринбурга показал, что сегмент чая с добавками растительного сырья, недостаточен. Выявлены потребительские мотивы - физиологичность, безопасность, принадлежность, уважение и самоутверждение при выборе чайной продукции, являющиеся основой при разработке новых продуктов с заданными потребительскими свойствами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: