Анализ потребительской мотивации и причин отказа




Для определения потребительских предпочтений различных видов чая и чайной продукции, которые учитываются при разработке новых линий чая, была разработана анкета, которая предлагалась для опроса 500 респондентов. Репрезентативность выборки обеспечивалась процедурами вероятной выборки респондентов. На первоначальном этапе было выявлено влияние общих факторов значимости при выборе чайной продукции (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Факторы значимости при выборе чайной продукции для населения Екатеринбурга

 

Как видно из диаграммы наибольшее значение для потребителей чайной продукции имеет информированность о составе, наименьшее значение – реклама в средствах массовой информации. На сегодняшний день преобладает тенденция наибольшего доверия своему вкусу, нежели рекламе торговых компаний и компаний – производителей.

Следующим этапом анализа предпочтения покупателей стала характеристика по социально - демографическому признаку (представлена в таблице 2).

Таблица 2

Характеристика потребителей чая по социально - демографическому признаку

Пол Мужской – 38% Женский – 62%  
Возраст 18-25 лет 21% 26-40 лет 55% 41-60 лет 24%

 

Также было установлено, что наибольший процент опрошенных предпочитает употреблять чай и чайную продукцию в зимнее время года (40%), на втором месте весеннее время (27 %) и осень (21 %). Частота покупок чайной продукции жителями Екатеринбурга представлена на диаграмме 4.

Диаграмма 4. Предпочтения потребителей чая по демографическому признаку и частоте приобретения

 

Из диаграммы следует, что большинство потребителей предпочитают покупать чай и чайную продукцию два-три раза в месяц (38 %) опрошенных. Около 30 % потребителей совершают покупку 1 раз в месяц. Учитывая, что чай является продуктом повседневного использования, он имеет стабильный спрос в реализуемых торговых предприятиях города Екатеринбурга. За счет того, что одной упаковки чая, вне зависимости от вида, хватает на значительный срок, частота его покупок по сравнению с другими товарами - средняя.

Учитывая, широкий ассортимент чайной продукции, было проведено детальное изучение потребительских предпочтений.

Диаграмма 5. Потребительские предпочтения отдельных видов чая

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что наибольшее предпочтение черного и зеленого чая наблюдается среди потребителей 20 - 45 лет. Черный чай является наиболее привычным продуктом. В настоящее время около 75 % женщин и 25 % мужчин, останавливаются в своём выборе на черном чае. Вторую позицию потребительских предпочтений занимает зеленый чай (65 % женщин и 35% мужчин в возрасте от 20 до 45 лет).

Также большую популярность приобретают «чаеподобные» чаи (фруктово-ягодные, ароматизированные, травяные, цветочные) около 18 % респондентов мужчин и 38 % женщин в возрасте от 30 до 45 лет.

Красный и белый чаи предпочитают около 2 % мужчин и 3% женщин в возрасте от 18 до 25 лет.

Полученные результаты свидетельствуют, что наибольшее количество опрошенных мужчин и женщин в возрасте 35 до 45 лет предпочитают традиционно черный чай, на втором же месте зеленые чаи, тогда как у респондентов младше 35 лет наблюдается интерес к чаю разной степени ферментации, а также к чаю, с использованием ароматобразующих веществ и растительного сырья.

Следующий этап исследования относится к выявлению критерия предпочтений потребителей чайной продукции по частоте употребления (таблица 3).

Таблица 3

Результаты опроса предпочтений по частоте употребления чая

Критерий % опрошенных
Случай потребления: - по утрам - в перерывах между работой - после еды   57,6 32,3 49,8
- за компанию - вечером перед сном - когда появиться желание 36,2 29,6 2,0
Температура употребления приготовления: - холодный - теплый - горячий - обжигающий     15,4 29,3 47,4 7,9

Можно сказать, что чай – традиционный напиток, употребляют его в различных случаях: по утрам (57,6 %), после еды (49,8 %), за компанию (36,2%), в перерывах между работой (32,3 %), вечером перед сном (29,6 %). Стоит отметить, что мужчины в основном пьют чай в перерывах между работой или за компанию, тогда как наибольшая доля женщин предпочитают пить чай по утрам, после еды или перед сном. Большинство респондентов предпочитает горячий и теплый чай (48,5 % и 30,5 % соответственно).

Установлено, что мнение большинства опрошенных, разделились между фасованным (44 %) и пакетированным (56 %) чаями, рассыпной чай пользуется спросом лишь у 10% потребителей, растворимый, прессованный - у 3%. Следует отметить, что наибольшим спросом среди женщин (38 %) пользуется рассыпной чай, а у мужчин – пакетированный (около 42 %). Это связано с нежеланием мужчин тратить время на заваривание напитка.

Рассматривая предпочтения в зависимости от возрастного критерия, выяснилось, что пакетированный чай пользуется у студентов и офисных работников наибольшей популярностью (34% и 57% соответственно).

Выявлено также, что наиболее предпочтительным местом покупки чая и чайной продукции являются супермаркеты - их назвали около 70% опрошенных. По всей видимости, выбор потребителей в пользу супермаркетов связан с тенденцией роста доли магазинов самообслуживания на рынке розничной торговли. 19% потребителей приобретают чай и чайную продукцию в продовольственных магазинах, в основном это небольшие, так называемые «магазины у дома». Такой выбор объясняется близостью с местом проживания потребителя, а, следовательно, и экономией времени. В специализированных магазинах делают покупки 16 % опрошенных. Что же касается других видов торговых точек, таких как рынки и мини-рынки, павильоны, то их доля меньше – соответственно 6%, 2% и 1 %. На сегодняшний день разница между предпочтениями и покупкой чая и чайных напитков составляет 0,5% - 2 %. Причинами такого несоответствия является ценовая политика на чайные изделия. Предпочитаемая потребителем чайная продукция находится выше среднеценового уровня.

В зависимости от страны происхождения наибольшим спросом пользуются чаи, произведённые на Цейлоне (52%), в Индии (46%), на втором месте – Китай (5%), далее - Япония, Африка, Турция и Индокитай (по 1 %). Для выявления ориентации потребителей при приобретении чая и чайной продукции, основные причины потребления были разделены на следующие факторы: потребительские, неценовые детерминанты и эргономические (таблица 4).

Таблица 4

Ориентация потребителей при приобретении чая

Фактор % опрошенных
Потребительский: - вкус - аромат - внешний вид  
Неценовые детерминанты: - реклама - вкус - изменение предпочтений - доступность товара - полезность - страна - производитель - рекомендации друзей      
Эргономические: - масса упаковки - форма упаковки - удобство использования    

 

Таким образом, можно сказать, что большинство опрошенных предпочитают приятный по вкусу, доступный по цене чай. Хотя при рассмотрении неценовых детерминантов, на втором месте среди причин потребления находится страна - производитель, на третьем - престижность спроса, ориентированная на приобретение товара. Немаловажной причиной покупки чая и чайных напитков является удобство упаковки, и только около 16% опрошенных обращают внимание на её форму (диаграмма)

 

 

Диаграмма 6. Предпочтения покупателей по упаковке и расфасовке

 

Исследования показали, что наибольшим спросом пользуется чай с добавлением трав (25%), на втором месте чай с цитрусовым и мятным вкусом (25% и 23% соответственно), на третьем – фруктовый и ягодный. Так же потребителями назывались другие сложные вкусы, такие как: клубника со сливками (3%), аромат карамели (5%).

 

 

Установлено, что появление нового продукта стабильно вызывает интерес около 35 % респондентов, положительное отношение появляется только у 27 % опрошенных, настороженность у 24 %, а отрицательное и безразличное отношение формируется у 5%. Наибольшая часть опрошенных (48%) считает, что полезный продукт должен быть, в первую очередь - натуральным и доступным (48%), витаминизированным (32%) и безвредным для организма (20%). Так же под данным термином респонденты понимают легкоусвояемый продукт (37%), обязательно обладающий приятным вкусом (27%), употребляемый всеми категориями населения.

Респондентами были предложены другие (18%) варианты: экологическая упаковка, повышенное содержание БАВ, без сахара или с пониженным его содержанием. В отношении потребления чайной продукции выявлено, что основная доля отмеченных мотиваций относится к гедонистическим потребностям, а именно удовлетворению своего вкуса (таблица 5).

Таблица 5

Мотивация потребления и отказа от потребления чая

Чайная продукция   Мотивы употребления Мотивы отказа от употребления
Зеленый чай 1. Тонизирующий эффект - 47 % 2. Вкусовые качества - 24 % 3. Желание поправить здоровье - 18% 4. Стремление к здоровому образу жизни - 16 %   1. Не нравится «бледный» цвет, слабая крепость настоя, оставляет равнодушным 37% 2. Незнание вкуса: • многие не пробовали, но хотят попробовать - 24 % • потребители, которые не пробовали и не хотят пробовать - 12 % • не пробовали, так как опасаются разочароваться во вкусе - 8 % 3. Специфические вкусовые качества, неприятие нетрадиционного привкуса чая, непонимание привкуса, не располагает климат - 19 % 4. Не считают зеленый чай чаем - 11 %
Черный чай   1. Традиционный, классический вкус - 34 % 2. Привычка- 29% 2. Нравится крепость, аромат - 21% 3. Единственный приемлемый вид чая по вкусовым качествам - 16% 5. Не надоедающий с течением времени вкус - 5 %   1. Явного неприятия черного чая нет - 75 % 2. Считают другие виды более полезными - 19 % 3. Общественное положение– 15%  
Оолонги красный   1. Оригинальный, нетрадиционный вкус - 47 % 2. «Пью за компанию» - 24 %   1. Не ассоциируется с чаем - 39 % 2. Неинформированность потребителя - 21 % 3. Незнание вкуса: • потребители, которые не пробовали и не хотят пробовать - 25 % • многие не пробовали, но хотят попробовать, - 9% • не пробовали, так как и опасаются разочароваться во вкусе - 7 % 4. Не интересный, быстро надоедающий вкус - 13 %  
Жёлтый 1. Альтернатива черному чаю - 59 % 2. Приятный вкус и аромат - 35 % 1. Не знание такого сорта чая (никогда о таком не слышали) - 67 %
Фруктово - ягодный 1. Новый приятный вкус - 41% 2. Потребление по «особым» случаям - 35 % 3. Альтернатива черному чаю - 27 % 1. Не ассоциируется с чаем - 28 % 2.Не интересный, быстро приедающийся вкус -27% 3.Отсутствие полезного эффекта - 25 % 4.Ненатуральный чай вредный для здоровья - 25 %
Травяной 1. Наличие лечебного, эффекта - 47 % 2. Полезный для здоровья - 4% 1. Не ассоциируется с чаем - 37 % 2. Ассоциации с лекарственным напитком - 28% 3. Неприятный вкус - 15 %
Чайные напитки 1. Приятный вкус - 44% 2. Попробовать новинку - 39% 1. Неинформированность потребителя - 24 % 2. Не знание вкуса: • не пробовали, но хотят попробовать -19 % • опасаются разочароваться во вкусе – 15 % потребители, которые не пробовали и не хотят пробовать – 11 %

Результаты исследований показали, что группа чайной продукции, представленная в торговых сетях Екатеринбурга, является недостаточно оптимальной для этого промышленного региона и требует разработки продуктов со свойствами, позволяющими снизить риск влияния антропогенных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения. Учитывая популярность и доступность чайной продукции, разработка чая с добавками местного растительного сырья антиоксидантной направленности, может представлять практический интерес в плане расширения ассортимента продуктов здорового питания, профилактики имуннодефицитных состояний, повышения биопротекторной резистентности организма.

 

 

Заключение

 

В настоящее время на российском рынке представлен широкий ассортимент чайных изделий. Крупнейшими производителями чая являются: ООО «Орими Трейд», ОАО «Компания Май», «Ahmad Tea Ltd.» и «Unilever NV/Plc». Невозможно охватить весь спектр показателей, характеризующих данный вид продукции, но главным среди них является качество чая.

Проблема улучшения качества и ассортимента чая может быть успешно решена только при условии высокой квалификации специалистов, занимающихся выращиванием, сбором сырья, хранением и транспортировкой чая. Их роль заключается в стимулировании выпуска безопасной в употреблении чайной продукции, обновлении и улучшении чайной ассортиментной группы, внедрении наиболее рациональных способов и режимов хранения, прогрессивных методов торговли, обеспечивающих сохранность первоначальных вкусовых качеств на протяжении всего процесса заготовки и переработки.

Для увеличения потребительских свойств чая компаниям производителям необходимо ориентироваться на самого взыскательного покупателя, так как повышение качества влечёт за собой увеличение спроса, а вследствие этого и увеличение прибыли чайных производств.

В ходе работы над курсовым проектом были решены следующие задачи:

1.Изучены теоретические основы товароведной характеристики чайной продукции. Рассмотрена классификация чая, условия хранения и транспортировки чайного сырья, требования к качеству.

2. Проанализирована товароведная характеристика чая на примере реализуемой торговой сети города Екатеринбурга.

3. Выявлены потребительские предпочтения на рынке чая города Екатеринбурга.

4. Проведён анализ потребительской мотивации и причин отказа.

Таким образом, поставленная первоначально цель курсовой работы, была достигнута.

Список использованных источников и литературы:

 

1. Постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2004 № 505-ПП «О концепции экологической безопасности Свердловской

области на период до 2015 года» // «Собрание законодательств

Свердловской области», 20.08.2004, № 6-1.

2. Товароведение продовольственных товаров: Учеб. Пособие.- \Л.С.Микулович, А.В.Локтев, И.Н.Фурс и др.; Под общ. Ред. О.А.Брилевского, М. 2009.

3. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», Москва, 2012.

4. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров – Ростов н/Д: «Феникс», 2012.

5. Справочник по товароведению продовольственных товаров. Т.Г. Родина, М.А. Николаева, Л.Г. Елисеева и др.; М.: КолосС, 2013.

6. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы това­роведения продовольственных товаров. «Смарт – М» 2010.

7. Бровко О.Г., Гордиенко А.С., Дмитриева А.Б. и др. Товарове­дение пищевых продуктов. Санкт – Петрбург, 2011.

8. ГОСТ 1939-90 Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия.

9. ГОСТ 1936-85 Чай. Правила приемки и методы анализа.

10.ГОСТ 18478-85 Чайная промышленность. Термины и определения.

11.Микулович Л.С. Локтев А.В. Дубовик Е.В. Товароведенье продовольственных товаров. М.: БГЭУ, 2011г.

12.Чугунова О.В., Пастушкова Е.В., Жукова О.В., «Исследование потребительских мотиваций в отношении чайной продукции», «Ползуновский вестник» №2 2012г.

13.Станкович Г.П. Дунцова К.Г. Товароведенье чая. М.: ИНФАРА-М 2009г.

14.Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Код доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;

15. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Код доступа:

https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106196.

16.www.tea.ru.

17.Источник: https://www.znaytovar.ru/new2452.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: