Обобщение собственного опыта педагогической деятельности




Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования

Содержание деятельности:

Изучение теоретических основ по обучению дошкольников правилам дорожного движения (Примерный список литературы к изучению - см. Приложение).

Сроки (начало - окончание): начало - сентябрь 20 г.; окончание -февраль 20 г.

Форма представления результатов:

Сообщение, доклад - теоретический анализ.

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:

Заведующая ДОУ,

2. Разработка программно - методического обеспечение образовательного процесса

Актуальность опыта:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

 

Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

 

Целевая линия:

Целью является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

  • Закрепить с детьми знания правил уличного движения: правила перехода, назначение сигналов светофора, дорожные знаки и т.д.
  • Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
  • Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
  • Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущая ключевая идея:

Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребе представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.

 

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.

 

Основные задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы реализации плана по самообразованию: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Технологический аспект

Содержание деятельности:

Цель: выявление наиболее эффективных педагогических условий, направленных на формирование целостного восприятия окружающей дорожной среды, а также навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой.

 

Задачи:

Задача 1. Создать пространственно – развивающую среду в группе и на участке ДОУ, отвечающую требованиям для обучения дошкольников пдд.

Сроки (начало - окончание): 201 – 201 г.г.

Форма представления результатов: Оснащение (совместно с воспитателями) уголков по пдд необходимыми атрибутами, предметами – заместителями для подражательной игры, воспроизводящей действия взрослых; обогащение игровой атрибутики в соответствии с современной окружающей действительностью (транспорт различного функционального назначения; настольно-печатные игры; дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД; атрибуты для сюжетно-ролевых игр; дорожные знаки), подбор художественной литературы.

 

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:

Заведующая ДОУ.

 

Задача 2. Разработать содержание различных видов деятельности детей для I, II, III года обучения в рамках действия проекта по самообразованию, установить регламент проведения в режиме дня детского сада.

Сроки (начало - окончание): 201 – 201 г.г.

Форма представления результатов:

Составление перспективного плана работы с детьми, цикла тематических занятий по обучению детей пдд, разработка конспектов занятий, тематических досугов.

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:

Заведующий ДОУ.

Задача 3. Определить формы работы с педагогическим коллективом и родителями.

Сроки (начало - окончание): 201 – 201 г.г.

Форма представления результатов:

Экспресс – выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах; показ мастер – класса для педагогов ДОУ, организация тематических «круглых столов», семинаров – практикумов; организация работы совместно с воспитателями по близким направлениям по самообразованию.

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы:
Заведующая ДОУ.

 

Средства:

Методическая разработка:

1. Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по обучению дошкольников ПДД. Укрепление материально-технической базы.

 

Сроки (начало - окончание): 201 – 201 учебный год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: