Билет 1.
Внимание как сквозной психический процесс.
«Внимание находится в теснейшей связи с самыми исходными сенсорно-перцептивными уровнями организации психических процессов; взаимосвязано со всеми промежуточными уровнями организации психических явлений, располагающимися между исходными сенсорно-перцептивными процессами и сознанием как интегральной психической структурой». Л. М. Веккер
«Внимание пронизывает все наше познание, организует познавательную сферу и интегрально разные уровни психики, начиная от сенсорики через сознание в целом, приходя к вечностному интегралу». В. М. Бызова.
Функции внимания:
1. Функции отбора
1.1. Положительные – выбор чего-то необходимого для достижения, поставленной цели (или для выживания)
1.2. Негативные – отбрасывание ненужного того, что мешает воспринимать информацию.
2. Удержание тех впечатлений и мыслей, которые могут смениться новыми более сильными мыслями.
Этим функциям соответствуют 2 аспекта внимания:
- Селективный аспект – связан с функцией выбора, проявляется в избирательности внимания
- Ресурсный аспект – связан с функцией удержания внимания, проявляется в сосредоточении.
Внимание по Н. Ф. Добрынину: Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Направление – выбор деятельности и поддержание этой деятельности.
Сосредоточенность – углубление в деятельность и отказ от других деятельностей.
Виды внимания по У. Джеймсу:
Классификации:
v По характеру объекта внимания:
Ø Интеллектуальное – обращаем внимание на собственные мысли, переживания (воспроизведенные представления)
Ø Чувственное – относится к восприятиям
|
Ø Моторное (исполнительное) – обращение к движениям, моторике, связанным с управлением движения. Внимание мешает выполнению автоматических действий.
v По степени прямой заинтересованности в объекте внимания:
Ø Непосредственное - в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе
Ø Опосредованное (апперцептивное) – когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим меня предметом (нужны дополнительные средства привлечения внимания)
v По степени активности субъекта:
Ø Непроизвольное – пассивное, рефлекторное, не сопряжено ни с каким усилием
Ø Произвольное – активное, сопровождается усилием
Ø Постпроизвольное – e. g. не могли решить задачу, она сама потом решилась
Классификация видов внимания по Н. Ф. Добрынину:
Основана на активности личности.
1. Непроизвольные разновидности внимания:
1.1. Вынужденное – активность личности минимальна. Факторы, влияющие на вынужденное внимание: интенсивность движений, ритмические повторения слабого стимула, что-то внезапное, неожиданное, странное, новая стимуляция, особое качество стимула.
1.2. Невольное – эмоциональное. Факторы: объекты проскальзывают в ваш фокус внимания.
1.3. Привычное – повышенная активность личности. Факторы: установка на выполнение какой-либо деятельности (e. g. Профессиональные водители готовы к восприятию дорожных знаков)
2. Волевое – произвольное, может быть связано с чувством долга, ответственности перед самим собой, установка на саморазвитие.
2.1. Собственно произвольное
2.2. Волевое
|
2.3. Выжидательное
3. Постпроизвольное – спонтанное, максимальная активность личности. Имеет общие факторы с произвольным и непроизвольным вниманием: активность, целенаправленность – произвольное; отсутствие усилий, автоматичность, эмоциональное сопровождение сильно выражено – непроизвольное.
Интеллектуальное поведение животных.
Эксперимент Бойтендайка
Наблюдения проводились над рядом животных, принадлежащих к различным видам: над птицами, собаками, обезьянами. Перед животным ставился ряд баночек. На глазах животного в первую банку помещалась приманка, затем эта приманка закрывалась. Естественно, что животное бежало к этой банке, перевертывало ее и брало приманку. В следующий раз приманка помещалась под второй баночкой, и если только животное не видело эту приманку, помещенную под новой баночкой, оно бежало к прежней банке, и лишь затем, не найдя приманки, бежало ко второй, где и получало приманку. Так повторялось несколько раз, причем каждый раз приманка помещалась под следующую баночку. Оказалось, что ни одно животное не может разрешить правильно эту задачу и сразу бежать к следующей баночке, т. е. оно не может «схватить» принцип, что приманка перемещается в каждую следующую баночку ряда. В поведении животного доминируют следы прежнего наглядного опыта и отвлеченный принцип «следующий» не формируется.
В отличие от этого маленький ребенок, примерно около 3,5—4 лет, легко «схватывает» принцип «следующий» и уже через несколько опытов тянется к той баночке, которая раньше никогда не подкреплялась, но которая соответствует принципу перемещения приманки на следующее место.
|
Это значит, что животное в своем поведении не может выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и реагировать на абстрактный принцип, в то время как человек, легко усваивает этот абстрактный принцип и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно данному отвлеченному принципу. Человек живет не только в мире непосредственных впечатлений, но и в мире отвлеченных понятий, он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Следовательно, человек, в отличие от животных, может оперировать не только в наглядном, но и в отвлеченном плане, глубже проникая в сущность вещей и их отношений.
Таким образом, в отличие от животных, человек обладает новыми формами отражения действительности — не наглядным чувственным, а отвлеченным рациональным опытом. Такая особенность и характеризует сознание человека, отличая его от психики животных. Эта черта — способность человека переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта и есть фундаментальная особенность его сознания.
(с) Лурия
Билет 2.