Греция – полутон – воздействие на физическое (материальное)




В Греции полутон проявил себя в воздействии на материальное или физически-тонкое. Греция была первой европейской страной, приведшей музыку в состояние относительного совершенства: она стала искусством, а в определенном смысле даже наукой. Отсюда Греция стала известной своими сведущими музыкантами, и так как все люди там изучали музыку, то те, кто не был в этом сведущ, считались необразованными и несовершенными.

Утверждая о преобладающем воздействии полутона на физическое, мы должны понимать, что существуют также его непрямые воздействия на эмоциональное или духовное. Точно так же, как покорение духа было самой выдающейся чертой в великие времена древнеиндийской культуры, так и преодоление материи стало самым сильно выраженным признаком европей­ской культуры.

Физическое играло существенную роль в греческой культуре. Художник или скульптор имели единственную цель: изобразить телесное совершенство. Все греческие искусства, полностью «выдуманные», были продуктом лишь трезвого и бесстрастного рассудка. О греческой живописи и скульптуре можно утверждать, что они были не только похожи, но, даже реалистичнее, чем сама природа.

Материалистические представления греков распространились также на их религию. Боги были только грандиозно превознесенные человеческие существа, со всеми их страстями, и отношения между этими богами и человеком были едва лучше, чем отношения между человеком и человеком. Боги всегда имели эфирный образ, сходный с человеческим, статуи богов были просто изображениями высшего телесного совершенства, а не символичны, как произведения Индии. Было немыслимо, чтобы боги прощали человека лишь на основании молитв. Человек должен был приносить им жертвы, предложить дары, всячески угождать.

Так же, как индус был полностью настроен на мечтательную созерцательность, так у грека, прежде всего, были активная деятель­ность, атлетическое возбуждение, спортивные игры, соревнования и героические дела – прославление тела.

Египтяне упали через свою любовь к власти, а греки – через чрезмерную любовь к физической красоте. Как в египетской, так и в греческой музыке отсутствовал гармонический аспект, т.е. аспект религиозной преданности был развит недостаточно для того, чтобы установить равновесие. Если бы равновесие присутствовало, то многое бы из греческой любви к телесной красоте было направлено в более высокий канал любви духовной красоты; но первый канал для этого был слишком скуден и груб: даже то малое, что имелось ранее, повернуло вспять, а с этим исчезла и гармония из греческой музыки, как ранее и из египетской.

Следует учесть и другие изменения: более чувственные виолы заняли место мелодий для более звучных инструментов, и музыкальный вкус стал слабым и изнеженным. На место настоящих художников пришло все возрастающее число чистых виртуозов, что всегда следует рассматривать как первый шаг к деградации в развитии музыки.

С такими ниспровергающими изменениями в музыке стало проявляться ослабление в характере греков. Их мораль и дух борьбы ослабли, их военные действия не были более успешными. Они допустили, чтобы другие нации вмешивались в их дела. Наконец, они потеряли свой патриотизм и свою любовь к независимости, а с этим утрачены были их подъем и благополучие.

Римляне и их музыка

Римляне стали в истории самым практично настроенным народом: народом жажды деятельности, но не богатства идей и силы воображения. Они восхищались мужественностью, самоограничением, серьезным поведением, прилежанием, и естественным следствием этих черт стало право и порядок. Понятие утонченности им было не свойственно; их искусство было реалис­тичным, архитектура – монументальной, их позиция в отношении религии – не духовной, а материальной.

В Риме было мало музыки. Но существовало музыкальное направление, которое использовалось римлянами из одних только побуждений необходимости – военная музыка, способствовавшая тому, чтобы поставлять хороших солдат.

Военная музыка наполняла тело энергией и способствовала мужской силе. Это – составные части того, что римляне называли «Virtus» (виртуозность), которая, наконец, приобретала значение мужественности и доблести. Такого рода музыка влияла на физическое, и отсутствие в ней более мягких аспектов не позволило возникнуть любви к телесной красоте, как понимали ее греки, эта музыка не вызывала тех эмоций, которые будят силу воображения. В то время как греки, глядя на красивое тело, восхищались сильным и красивым телом, римляне восхищались им лишь потому, что считали его полезным. Одна точка зрения – эстетическая, другая – практическая, основой же обоих положений было физическое, но углы зрения, под которыми это рассматривалось, были очень разные.

С течением времени, военная музыка, если ей не будут противопоставлены никакие утончающие влияния, будет оказывать вредное воздействие на характер: мужественность может выродиться в стремление к власти, мужество – в жестокость, а сексуальная мужская сила – в чувственность, это как раз и произошло у римлян. Революция 133 года до Р.X. –первый результат воздействия упомянутых плохих качеств. Она была следствием «антагонизма между немногими владеющими властью и многими, считающими, что они имеют тоже на это право.

Что касается второго из перечисленных зол (жестокость), то оно вылилось в вызывающую ужас форму гладиаторских игр. Эти бои в более поздние времена стали неотъемлемой частью римского общества, и оправдывались они тем, «что поднимают военный дух зрелищем отважной смерти». История показала, что они были ответственны за упадок Рима. Эти игры усиливали бесчеловечность и грубость, а их притягательная сила была так велика, что все профессиональные обязанности, в том числе и служебные, которые поддерживали существование государства, были заброшены.

Но если жестокость способствовала разрушению нации, то чувственность – третий порок из упомянутых нами – оказался также разрушительным. Сладострастие и сопровождающее его распутство часто вызывали трусость, так как имели ослабляющее воздействие на тело и нервы.

Названные предыдущие феномены были следствием воздействия военной музыки, что совершенно противоположно тому, что было нужно. История дегенерировавших и опустившихся игроков на китаре и флейте – темная глава в музыкальной истории Рима. Государство же распорядилось вычеркнуть из учебного плана римской воспитательной системы музыку вообще. Последовавший позднее распад Западной римской империи в V в н. э. поставил точку в существовании этого мощного государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: