Класс История
Дата: 04.04.2022
Тема: «Франция: Третья республика»
Цели урока Образовательная - учащиеся узнают, что только напряженная борьба за республику позволила создать во Франции республиканское устройство; используют ранее полученные знания для анализа экономического и политического развития страны; убеждаются в антигуманной сущности шовинизма, антисемитизма и осуждают их проявления; понимают, что шовинизм и реваншизм приводят к войнам
Развивающая - учатся переносить на изучаемый материал ранее полученные знания; делать сравнительный анализ и выделять главное; размышлять и рационально выполнять задания; аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей.
Воспитательная способствовать привитию гуманистических идей среди учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-лекция
Основные понятия и термины: Радикал, коррупция, атташе
Ход урока
I.Организационный этап
II. Изучение нового материала
Вводные вопросы
1. Вспомните, чем закончилась Франко-Прусская война?
2. Назовите условия мирного договора. Эльзас и Лотарингия отошли Германии, выплата контрибуций.
3. Какие последствия имело это поражение для Франции – гражданская война, Парижская коммуна.
Указанные события и определили развитие Франции в последующие десятилетия. Поработайте с текстом учебника Параграф 21 и определите какие экономические последствия имела Франция после войны. Пункт 1 и 2.
Франция после поражения во франко-прусской войне:
1. Замедлились темпы экономического развития
2. Выплата огромной контрибуции Германии (1873 г.)
3. Нехватка собственного сырья и угля, машин и оборудования
4. Ввоз товаров превышал вывоз
5. Слабая техническая оснащенность предприятий
6. Отсталое сельское хозяйство
7. Крестьянство составляло 70 % населения страны, и Франция в конце 19 века была еще аграрно-индустриальной страной
Тем не менее, страна испытывала экономический подъем. Как и в других индустриальных странах, во Франции создавались крупные корпорации. К концу XIX в. в стране насчитывалось свыше 6 тыс. акционерных обществ, а некоторые из них стали монополиями.
Что такое монополии?
Всемирно известен, например, металлургический концерн Шнейдер-Крезо.
Возникли и крупные банковские монополии. Во Франции образовалось около двухсот семейств, связанных между собой деловыми и родственными узами, составивших финансовую олигархию и являвшихся подлинными хозяевами страны.
Значительно большую прибыль, чем промышленное производство, давал вывоз капиталов в другие страны. Вспомните в в виде чего Англия вывозила капитал из страны? В отличие от Англии, вкладывавшей средства в промышленность других стран, французские банкиры вывозили капиталы в основном в форме государственных займов (давали займы правительствам различных стран под проценты). По размерам вывоза капитала Франция занимала первое место в мире.
Важно отметить, что вывоз капиталов приносил Франции не только прибыль, но и политических союзников.
Как вы думаете почему?
Страны-должники вынуждены были считаться с интересами Франции в мировой политике.
Экономический подъем
1. Создавались крупные корпорации - монополии (металлургический концерн Шнейдер-Крезо).
- Возникли крупные банковские монополии.
- Усиленный вывоз капиталов.
Французские банкиры вывозили капиталы в основном в форме государственных займов (давали займы правительствам различных стран под проценты). По размерам вывоза капитала Франция занимала первое место в мире.
Борьба за республику
1975 г. – Национальное собрание приняла Конституцию Третьей Республики
Законодат. власть Национальное собрание
Палата депутатов Сенат (верхняя палата)
( избирался на 4 года) (избирались граждане не моложе
мужчинами достигшими 21 года 40 лет сроком на 9 лет)
Исполнительная власть – Президент избирался обоими палатами сроком на 7 лет.
Правительство (Кабинет министров)
С конца 1870-х гг. был проведен ряд демократических реформ:
1. 1879 г. - гимном республики опять стала «Марсельеза».
2. 1880 г. - 14 июля объявили всенародным праздником.
- Принят закон о свободе печати и собраний.
- 1884 г. - принят закон, разрешавший свободную деятельность профсоюзов и забастовки, а муниципальные советы получили право избирать своего мэра
- 1880-е гг. - школа отделялась от церкви, образование стало бесплатным и обязательным для детей до 13 лет
Основной чертой политической жизни Франции стали взяточничество и бесчестность многих чиновников и политических деятелей, которые привели к самому крупному в истории Франции скандалу – Панамской афере.
В конце XIX века Франция переживала всплеск национализма и шовинизма, который выразился в идее реванша в новой войне с Германией за возвращение Эльзаса и Лотарингии. В это время Францию поразил еще один скандал, расколовший страну на два лагеря, – «дело Дрейфуса» (рассмотреть стр.192)
Во Франции сложилась многопартийность. В конце XIX в. Стали популярны социалистические идеи. В 1880 г. представители рабочих организаций образовали Рабочую партию Франции. Ее программа, созданная на основе учения К. Маркса, призывала к революционному преобразованию общества. Большое участие в формировании этой партии приняли социалисты Жюль Гед и Поль Лафарг.
В 1890-е гг. французские рабочие проводили демонстрации с требованием введения 8-часового рабочего дня. Им также удалось добиться избрания в парламент своих представителей — Ж. Геда, П. Лафарга и Ж. Жореса.
В 1905 г. произошло важное событие — создание Объединенной рабочей партии, лидером которой стал выдающийся деятель социалистического движения, ученый, философ, историк, журналист, республиканец и демократ Жан Жорес (1859—1914). Во Франции не было большего противника войны, шовинизма и реваншизма, чем он.
Рост промышленности привел к увеличению численности рабочего класса. В 90-е гг. французские рабочие стали проводить стачки и демонстрации 1 мая. Часто во время этих выступлений происходили стычки с полицией. Рабочие создавали профсоюзы и биржи труда, которые заботились о безработных и помогали бастующим.
В 1895 г. профсоюзы и биржи труда объединились в единую организацию – Всеобщую конфедерацию труда.