Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог»
Полное название программы «Юный эколог»
Заказчик. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 16 «Ласточка»
Основные разработчики. Михайлина Любовь Валерьевна, воспитатель.
Тип программы Образовательная
Вид программы Модифицированная
Основания для разработки
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года;
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра»;
- Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО - Югре»;
- Закон ХМАО - Югры «Об экологическом образовании населения ХМАО»;
- Концепции экологического образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югра;
Цель.
Формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы.
Задачи.
Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников экологических представлений.
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.
Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.
Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы
· Показатель уровня сформированности у дошкольников экологических представлений составит 98%.
· Будут созданы оптимальные условия для формирования заботливого, бережного отношения к природе.
Сроки реализации программы. Один год
Целевые группы Старший дошкольный возраст.
Данная программа составлена на основе программы Е.В.Гончаровой «Экология для малышей». Решение указанных задач основываются на следующих принципах:
-Гуманизма
-Целостности
-Научности
-Системности
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание детей - это актуальная область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой происходит в настоящее время.
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
В экологии центральным понятием являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой обитания и функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка - дошкольника могут быть ему представлены, и стать основой развивающего взгляда на природу их отношения к ней.
Целью экологического воспитания детей является формирования начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Программа дополнительного образования «Юный эколог» ориентирована на детей подготовительных к школе групп. Программа рассчитана на один год обучения, при проведении занятий один раз в неделю.
Цель программы: воспитание основ экологической культуры.
Задачи:
-формирование у детей понятия о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
-знакомство с разнообразием растительного и животного мира ХМАО;
-овладение навыками поведения в природной среде;
-понимание степени ответственности за свое отношение к природе;
-воспитание эстетического восприятия всего живого и неживого, нравственное развитие личности.
Занятия детей в кружках дают возможность глубже познать природу, развивают интерес к окружающему миру природы. Причем программный материал служит как бы теоретической основой для занятия самостоятельной деятельности в кружке, а занятия в кружке в свою очередь способствуют оживлению работы детей на занятиях. Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составлении коллекций, которые с успехом используются на занятии. Опыты, поставленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсудить их результаты на занятии. Работа в кружке проводится систематически. Для ознакомления детей с методами познания окружающего природного мира в курсе предусмотрено много практических работ, в том числе: уход за растениями и животными и проведении элементарных опытов. Начатая работа на занятиях продолжается и усложняется. В итоге к концу учебного года у детей должны сформироваться:
1. Представлений о физических свойствах окружающего мира.
2. Географические представления (о земном шаре, атмосфере).
3. Биологические представления.
4. Эмоционально – положительное отношение к живой природе.
5. Экологическое сознание.
Показатели развития детей.