НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОЕКТ
Авторский коллектив:
Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель авторского коллектива (г. Москва);
Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор (г. Краснодар);
Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор (г. Санкт-Петербург);
Шестун Евгений Владимирович (архимандрит Георгий), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН (г. Самара);
Рыбаков Сергей Юрьевич, протоиерей, кандидат физико-математических наук, доцент (г. Рязань);
Моисеев Дмитрий Александрович, протоиерей, кандидат биологических наук (г. Алатырь);
Коротких Сергей Николаевич, протоиерей (г. Калининград).
Национальная доктрина образования Российской Федерации (далее – Доктрина) – базовый документ, определяющий основания перехода к национально ориентированному образованию в Российской Федерации.
Доктрина признаётся неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Доктрина задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.
Доктрина служит методологической основой для разработки, совершенствования и реализации комплекса нормативных правовых актов, касающихся стратегии развития и планирования деятельности в сфере образования, а также государственных и муниципальных программ.
Правовой базой Доктрины служит Конституция Российской Федерации.
Введение
Культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества определены более чем тысячелетней историей Государства Российского. Культурно-исторически Россия относится к восточной (византийской) ветви Средиземноморской цивилизации, оформившейся через преобразование греко-римской античности, мощной государственности и культуры римского мира на началах христианства. Это определяет общие с историческим Западом духовные, эстетические и интеллектуальные культурные корни. При этом Россия - евразийская держава, много веков объединяющая в себе Европу и Азию (Запад и Восток), что обусловлено её географическим положением и проявляется в многонациональности, многоконфессиональности. С Азией Россию роднит единство ряда политических и социальных форм.
В качестве государствообразующей религии Православие сыграло особую роль в становлении единых базовых духовно-нравственных ценностей России. Русскому языку и великой русской культуре принадлежит ключевая объединяющая роль в формировании исторического сознания многонационального народа России. Само существование и развитие народов России возможно лишь при наличии их единства, обусловленного духовной крепостью и твёрдой культурно-исторической памятью.
При этом в отличие и от Запада, и от Востока Россия сумела воплотить в себе симфонию народов, культур и религий. Российский ислам, российский иудаизм, российский буддизм как традиционные для России религии внесли свой существенный вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России, приобрели свои особые черты, смысл которых отражается в накопленном уникальном историческом опыте взаимовлияния, взаимообогащения, взаимоуважения различных этнических культур, на котором возникли и существуют российская культурная идентичность и российская государственность.
Система единых базовых нравственных норм и единой цели общего блага независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, при сохранении всех народов в рамках единой нации и единой державы (К.Н. Леонтьев: «цветущая сложность») – важнейшее достижение тысячелетнего опыта национально-цивилизационного строительства и основополагающий фактор дальнейшего развития российской социальной общности и государственности. В этом контексте базовые культурно-исторические и духовно-нравственные ценностные основы народов России воспринимаются и транслируются в качестве традиционных,среди которых: Отечество, народ, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и воля, свобода и ответственность, вера, честь, совесть и достоинство.
Заложенный в этой традиционной системе ценностей приоритет духовного над материальным задаёт устремлённость к фундаментальной, непоколебимой и вечной Истине, Правде и Любви как к высшему Идеалу и высшей Ценности, что открывает возможности для величайших свершений, и создаёт самую могущественную скрепу социокультурной общности, именующейся народом России, делает Россию и её народ миссионером, призванным через устремлённость к Идеалу сдерживать развитие зла и способствовать развитию добра в себе и в мире.
Эта устремлённость к высшему и вечному определяет для человека русской цивилизации отношение к истории не как к движению от постоянно стареющего и уходящего прошлого к постоянно наступающему, изменяющемуся и модернизирующемуся будущему, но как к Встрече настоящего, прошлого и будущего в вечности. В отличие от Запада носители идеала человека в русской цивилизации – не интеллектуальные элиты, продуцирующие социальные или материальные технологии и геополитические проекты, а люди всех званий и сословий, явившие образцы нравственной жизни, созидатели и защитники веры, Отечества и народа.
Таким образом, Россия – это не только государственное образование, это держава-цивилизация. Русский народ – государствообразующий державный народ, призванный вмещать и сохранять собор многих этнокультурных, этноконфессиональных общин, которые стремятся сохранить свою культурно-историческую самобытность.
Цивилизационная миссия русских – объединять и скреплять цивилизацию на межэтнической и надэтнической культурной основе при сохранении русской культурной доминанты, необходимой для развития Российского государства-цивилизации, носителями которой выступают не только этнические русские, но и представители иных народов, веками проживающих вместе с русскими. Сохранность и репродукция культурного кода русского мира является гарантом самобытного развития всех народов России.
Огромная роль в этом принадлежит образованию. Важнейшая гражданская задача образования состоит в обеспечении самоидентификации каждого гражданина как неотъемлемой части многонационального народа.
Наш народ – главный автор собственной практики образования человека, которая в лучших и наиболее плодотворных своих исторических проявлениях выступает как практика качественного и широкого народного образования, пронизывает все сферы и системы общественной и государственной жизни, обеспечивая условия формирования единого уклада жизни общества, основанного на традиционных российских базовых национальных ценностях как системообразующем факторе государственного и общественного строительства Российской державы.
Образ будущего России
как стратегическая сверхзадача
Исторический опыт показывает, что Россия только тогда была интересна миру и занимала позиции лидера, когда проявляла себя в своих онтологических свойствах и предлагала своё, органичное её природе мировидение, основанное на богатейшем культурном потенциале, а позиция подражания и отступления от собственных культурно-исторических оснований, выводила Россию в разряд мировых аутсайдеров.
Поэтому стратегическое видение будущего России опирается на её уникальный исторический опыт, базовые культурные и духовные ценности, на всё лучшее, что было выработано поколениями многонационального народа, и выражается в мессианстве, вере, верности духовным и культурно-историческим традициям страны.
В условиях постиндустриального общества, жизнедеятельность которого выстраивается на основе инновационного проектирования, принцип преемственности и инновационного традиционализма становится главенствующим в определении образа будущего России. Он заключается в аккумулировании всего лучшего, что было и есть в отечественной и мировой педагогике, науке, культуре, духовной традиции и, при опоре на это лучшее, создании нового, более совершенного общества.
Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, позволявший России и её народу развиваться, а в критические периоды истории сохранять свою цивилизационную основу. Необходим синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, в том числе в развитии науки и техники, определявших жизнь советского общества большую часть XX столетия, очевидное стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.
Этот синтез позволяет раскрыть образ будущего России как стратегическую сверхзадачу: общество, основанное на принципах верности духовным и культурно-историческим традициям, патриотизме, солидарности и справедливости, обладающее передовой научно-технологической и материально-технической базой, имеющее и осознающее миссию служения своим духовным и культурным потенциалом народу России и всему миру.