Общий массив образовательных результатов задаётся возрастно-ориентированным содержанием образования, образом и позицией педагога-профессионала и находится в соответствии с национальным образовательным идеалом.
6.1. Образовательные результаты, задаваемые системой российских национальных ценностей (Отечество, народ, семья, традиционные религии, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и воля, свобода и ответственность, честь, совесть и достоинство) – «Человек духовный и нравственный»:
- принимающий судьбу Отечества как свою личную;
- осознающий собственный долг перед своей семьи, своей страной, своим народом;
- укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России;
- заботливый семьянин;
- ответственный гражданин Российской державы;
- проявляющий качества солидарности, справедливости, чести и совести;
- стремящийся к созидательному труду (трудолюбивый);
- употребляющий свою волю, таланты и творческие достижения во благо Отечества через служение ближним, семье, стране и народу;
- свободно избирающий и отстаивающий систему традиционных российских ценностей в качестве своей жизненной основы.
6.2. Образовательные результаты, задаваемые научно обоснованной системой знаний об окружающем мире, обществе, человеке – «Человек знающий»:
- обладающий системой фундаментальных знаний о базисных основаниях и законах миробытия, об общих принципах, ведущих понятиях, универсальных, системообразующих, методологически важных элементах науки в совокупности её базовых отраслей, человеческой культуры в совокупности её содержаний, человеческой деятельности в совокупности её способов и видов, а также самой природы человека в триединстве её структуры.
6.3. Образовательные результаты, задаваемые триединой системой жизнедеятельности человека – «Человек всесторонне развитый»:
6.3.1. Образовательные результаты, формируемые умственной, рефлексивной деятельностью:
- стремящийся к умственному совершенству;
- владеющий умениями и навыками высокоинтеллектуальной деятельности – исследования, проектирования, конструирования организационного управления;
6.3.2. Образовательные результаты, связанные с опытом чувственно-эмоциональных переживаний:
- стремящийся к богатству и высоким образцам чувственно-эмоциональных впечатлений и переживаний;
- владеющий умениями и навыками воспринимать и понимать чувства других и контролировать собственные;
6.3.3. Образовательные результаты, задаваемые телесно-физической деятельностью:
- стремящийся к физическому совершенству;
- владеющий здоровьесберегающими умениями и навыками ведения здорового образа жизни.
6.4. Образовательные результаты, порождаемые системой творческой деятельности – «Человек творческий и созидающий»:
- стремящийся к совершенствованию окружающей жизни на основе традиционных российских ценностей;
- обладающий творческими способностями, направленными на саморазвитие, на принятие личностных решений в проблемных ситуациях.
Такая структура образовательных результатов позволяет сформировать личностно значимую позицию человека, стремящегося к духовному, умственному, нравственному, физическому совершенству. В этом и состоит подлинное содержание человеческого потенциала будущих поколений россиян, лежащий в основе жертвенного служения Отечеству, своему народу, семье.
Образовательная политика
Российской Федерации при переходе
К национально ориентированной
Модели образования
Изменения в мире, которые носят глобально цивилизационный характер, требуют их учёта в осуществлении образовательной политики России. Постоянная «модернизация» и непрекращающиеся изменения нормативно-правовых основ и стандартов образования нарушают его целостность, способность к самоорганизации и саморазвитию на основе национальных смыслов и ценностей традиционной культуры, ментальности нашего многонационального народа.
Россия - одна из ведущих мировых держав с мощным внешнеполитическим, экономическим, оборонным и духовным потенциалом, которой необходима суверенная и самостоятельная образовательная политика, что обусловливает необходимость перехода к национально ориентированной модели образования. Образование сегодня должно перестать быть ресурсозатратным, оно должно стать ресурсосберегающей и ресурсогенерирующей сферой. Это возможно только при условии реализации новой модели отечественного образования, асимметричной той, которая в последние десятилетия и с опозданием копировала заимствованные образцы.
Образ будущего России, национальный образовательный идеал и основные приоритеты развития образования требуют смены целого ряда его стратегических ориентиров в каждой из трёх его практик.
7.1. Образование как общественная практика выполняет роль системообразующего интегратора общества и требует перехода:
от разъединяющей антивоспитательной тактики конкуренции, самореализации и индивидуализма – к объединяющей тактике сотрудничества, соработничества и солидарности;!
от тактики доминирования прав ребёнка над его обязанностями, за которым прячется своеволие и растление, – к разумному сочетанию прав, обязанностей и запретов;
от образа педагога (учителя, воспитателя, преподавателя) как представителя сферы образовательных услуг – к образу педагога - детоводителя, государственника, ответственного за будущее Отечества!;
от управления через тотальное администрирование и бюрократический надзор – к управлению через содействие, доверие, самостоятельность и самодеятельность педагогических коллективов!;
от хаотизирующей вариативности содержания и форм организации образования – к их сообразности, иерархичности и целостности единого образовательного пространства.
7.2. Образование как практика культурно-исторического наследования требует перехода:
от навязывания мультикультурализма, космополитичности, толерантности и безродности – к воспитанию народности, патриотизма и державности;
от функционализма компетентностного подхода – к формированию фундаментальности, системности, антропоцентричности содержания образования;
от освоения универсальных учебных действий – к обретению универсальных для отечественной культурно-исторической традиции целей, ценностей и нравственных образов жизни;
от «индивидуального успеха», «конкурентоспособности» и приоритета карьерных ценностей – к любознательности, трудолюбию, жизнелюбию и человеколюбию;
от культуры полезности и эффективности – к культуре смысла, любви и достоинства;
от отвлекающей виртуализации, развлекающей играизации и тотального оцифровывания образовательных отношений – к подлинности жизни в социальных ролях мужчин и женщин, матерей и отцов, защитников и тружеников.
7.3. Образование как практика становления человеческого в человеке требует перехода:
от идеала индивидуума, добивающегося успеха и лидерства – к идеалу человека, стремящегося к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству;
от образа квалифицированного и грамотного потребителя – к образу человека-созидателя и человека-творца;
от человека, обладающего набором компетенций, – к целостной личности, ответственной за свою жизнь во всей её полноте;
от размывания и подмены нравственных ценностей под флагом свободы и раскрепощения – к воспитанию традиционной системы духовно-нравственных ценностей, аскетизма и самостояния;
от расчеловечивающих образов эпохи цифровой диссоциации сознания – к взращиванию человеческого в человеке через сопричастность к общему делу и верность традиционным ценностям.
Таким образом, сущность, миссия и высший смысл современного отечественного образования -
это Служение Отечеству(а не обслуживание центров власти);
это Дар новому поколению (а не услуга в сфере потребления);
это Благо для каждого, это благовестие о собственно человеческом в человеке (а не средство его расчеловечивания).