Становления человеческого в человеке




Образование как антропопрактика есть система образовательных процессов взращивания, становления и развития сущностных, фундаментальных сил, свойств и способностей человека, обретения и раскрытия им в себе внутреннего потенциала идеального образа. Образование как антропопрактика объемлет во всей полноте и иерархическом единстве духовно-душевно-телесную природу человека. Через целенаправленное проектирование и реализацию образовательных и жизненных ситуаций становится возможным выход человека на подлинно личностный способ бытия, на обретение субъектности в деятельности, в общественной жизни, в культуре, в собственной судьбе.

Образование – это Благо, это благая весть каждомучеловеку о возможности обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве отечественной культуры; образа, который не записан в генах отдельного индивида и не отпечатан в наличных социальных обстоятельствах. Собственно антропологическая миссия современного образования – это становление у человека таких способностей, которые открывают ему пути к самообразованию, к саморазвитию, к самобытию. Такое понимание образования придаёт его содержанию человеческое измерение.

Антропологическая практика образования осуществляется в теснейшей и неразрывной связи с двумя другими выше представленными практиками во времени и пространстве культурно-исторического опыта народов России и в определённом социально-политическом устроении государства.

 

Образ отечественного

Педагога-профессионала

 

Педагог (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») есть детоводитель. Национальный образовательный идеал и сущность образования задают образ педагога как детоводителя, вводящего человека в пространство родной (отечественной) духовной и культурно-исторической традиции, а через неё в мировое культурное пространство. В этом определении заключается сущность педагогического призвания и педагогической деятельности – педагог ведёт ребёнка тем путём, которым идёт сам.

Долгое время содержание и целевые ориентиры образования и педагогической деятельности полностью совпадали: педагог обучал тому, что знал, непосредственно воспитывал по образу своему и своего социума), формировал учащегося в соответствии с нормами и ценностями своей культуры. Педагог был живым и непосредственным носителем содержания образования – в виде знаний о мире, норм и ценностей общежития, средств и способов предметной деятельности, которые он и транслировал подрастающим поколениям.

Содержание традиционной педагогической деятельности всегда было связано с задачами массовой социализации возрастных когорт; однако содержание образования изначально тяготело к полюсу индивидуализации развития отдельного ребёнка. Обучали и воспитывали всех, образование получал и соответственно развивался по своей индивидуальной траектории всегда конкретный человек.

Основное качество, необходимое современному педагогу – его устремлённость к национальному образовательному идеалу, укоренённость в отечественных духовных и культурно-исторических традициях, внутреннее принятие образа будущего России как своего собственного. Педагог должен осознавать и опираться в процессе своей деятельности на сущность и смысл бытия человека, сущность образования, проявляющуюся в образе трёх его практик: как общественной практики, как практики культивирования и как практики вочеловечивания.

Сугубая специфика современного педагогического труда и отечественного образования в целом определяется «разностью возрастных потенциалов» в структуре детско-взрослой образовательной общности.Именно встреча взрослого с представителем молодого поколения впервые продуцирует собственно педагогическую позицию – как наиболее целостную характеристику поведения человека, свободно и ответственно определившего своё мировоззрение, принципы и поступки во взаимоотношениях с другими. Позиция – это всегда личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-культурном пространстве.

Педагогическая позиция уникальна и единственна в своём роде – она одновременно и личностная (востребована в каждой Встрече взрослого и ребёнка), и профессиональная, культурно-деятельностная позиция (необходима для создании условий достижения целей образования). Педагог нигде и никогда не встречается с ребёнком как с «объектом»: в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, в собственно профессиональной – с условиями его становления и развития.

Педагог-профессионал - субъект одновременно и образовательного процесса, и педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса он выступает конструктором, организатором и непосредственным участником встречи поколений, носителем определённой личностной, бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты образования подрастающего поколения. Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами её осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и личностного становления своих воспитанников. Ценности и смыслы образования в сознании педагога должны быть актуализированы и трансформированы в цели профессиональной деятельности, реализующиеся адекватными средствами.

Педагог-профессионал способен глубоко понимать, свободно владеть, чётко различать и содержание образования, и содержание педагогической деятельности. Всякое содержание (а это всегда со-держание, т.е. совместное держание) определяется, с одной стороны, вполне конкретной предметностью (тем, что держат), а с другой – своей ориентацией на субъектов, совместно держащих эту предметность (тем, кто держит) и совместно действующих относительно неё (тем, как держат). И главное – зачем (смысловой контекст) и для чего (целевой контекст) они держат именно такое содержание?

В содержании образования «живут» вполне определённые цели, ценности и смыслы становления человеческого в человеке, т.е. тот комплекс его способностей, которые позволяют ему обрести подлинно человеческое измерение, и которые могут сложиться именно в этих образовательных процессах. Всодержании педагогической деятельности должны быть точно обозначены условия обеспечения ценностей развития человекаиопределены способы достижения реализующих их целей.

Таков образ отечественного педагога-профессионала, который полагается в основу его программ профессиональной подготовки и профессионального развития в сфере образования.

 

Содержание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: