Национально ориентированного образования




Содержание образования – центральная и системообразующая категория всей сферы образования как особой практики во всех её образах, структурах, технологиях и результатах. Это энергетический центр универсума образования, его строя, его типов и видов. История образования и педагогики показывает, что все предпринимаемые в обществе реформы образования, в первую очередь, затрагивали его содержание. И именно различия в подходах к отбору содержания определяли характер и накал борьбы различных социальных групп, властных структур и научных коллективов при реформировании образования.

Главные детерминанты выбора предметного состава содержания образования раскрываются в базовом соотношении «человек – мир». Здесь человек как духовное и природно-общественное существо предстаёт в совокупности своих сущностных сил, родовых способностей, а мир - как единство природы и общества выступает как универсум предметных форм культуры. Эти два полюса – предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека – в образовании взаимоувязаны его содержанием, что обнаруживает себя в том или ином образовательном результате.

Предметный состав содержания образования определяется, таким образом, предметностью осваиваемой культуры, задающей тип образования, и предметностью целей и задач развития человека, задающих уклад, вид и уровень образования. Следовательно, чем большее число содержательных фрагментов культурного и социального опыта (наука и искусство, религия и политика, театр и кино, экологическая экспедиция и производительный труд) будет втянуто в образовательное пространство и преобразовано в образовательный ресурс, тем более богатым по составу будет содержание образования.

Подобное понимание сущности содержания образования требует исторического анализа оснований и принципов выбора его предметного состава в соответствии с актуальной социальной проблемой, решение которой связано именно с характером ожидаемых образовательных результатов. Выбор того или иного социально-культурного содержания всегда оформляется в определённом научно-технологическом подходе.

Исторически первым из таких подходов, который к настоящему времени в наибольшей степени операционализирован и технологически обеспечен, был когнитивно-ремесленный подход. Этот подход и сегодня продолжает оставаться наиболее распространённым в отечественном образовании.

Его точкой отсчёта является «Великая дидактика» Я.А.Коменского с его гениальным педагогическим открытием – классно-урочной системы организации обучения. Именно эта форма стала предельно адекватной его содержанию – освоению комплекса культурных навыков: чтения, письма, счёта. Освоение наук, главным образом, богословия и философии – осуществлялось узким кругом избранных в монастырях и университетах.

В своей культурно-философской составляющей когнитивно-ремесленный подход решал великую гуманистическую задачу – обеспечение массового образования, доступного для всех сословий. Но в своей социально-технологической составляющей он решал другую задачу – быстрой и в больших масштабах подготовки рабочей силы для мануфактурного производства тогдашней Европы.

Предметно-дисциплинарная организация содержания образования и ремесленный тип обучения как атрибуты когнитивно-ремесленного подхода постоянно обнаруживали свою несостоятельность при выходе выпускника школы в самостоятельную социальную жизнь, в пространство высшего образования, в практическую деятельность, которые определённо были построены не по предметно-дисциплинарному принципу. Появился неявный социальный заказ на особый – новый образовательный результат, который должен был отвечать вызовам современной практики. В нашей стране эта несостоятельность стала очевидной при переходе к всеобщему полному среднему образованию. Возникла практическая проблема: как школьная умелость (умение решать школьные задачки) может быть преобразована в умение применять полученные знания на практике?

В трудах выдающихся отечественных философов, педагогов, психологов стал оформляться новый научно-технологический подход к содержанию образования системно-деятельностный, позволивший трактовать учебную работу школьников как особую учебную форму деятельности, лежащую в основе освоения любой другой человеческой деятельности.

Сутью деятельностного подхода в образовании объявлялось не столько усвоение разнопредметных знаний и умений применять их при решении учебных задач, сколько формирование и освоение всеобщих способов мышления и деятельности, конкретных средств и техник мыслительной и практической работы. При таком подходе развивалось главное умение – умение учиться, т.е. самостоятельно добывать необходимые знания и строить новые способы решения новых познавательно-практических задач. Всё это и полагалась в качестве главных образовательных результатов.

Введение в практику обучения деятельностного содержания образования призвано было обеспечить два важнейших типа учебной деятельности исследовательскую и проектную. Включение учащихся на разных образовательных ступенях в исследовательскую деятельность позволяет воспроизводить и культивировать уже в школе разные формы высокого интеллектуального труда. Обсуждение с учащимися границ их собственного и современного научного знания и незнания, введение учащихся в мир парадоксов выводит их на передний план порождения живого человеческого знания, а не только пребывание в мире отчуждённой информации.

Есть целый ряд компетенций и способностей, которые могут быть сформированы только при помощи проектной деятельности. К ним относятся способности самоопределения, анализа ситуации, постановки цели, формулирования проектных задач, определения практических средств достижения цели проекта и оценки последствий его реализации.

В деятельностном содержании образования качественно меняется значение предметных знаний. Освоение учебных предметов (родного и иностранного языков, информатики, математики, физики, истории, литературы и др.) ставит своей целью воспроизводство основных научных достижений человеческого общества, формирует определённую картину мира, общее мировоззрение. Заложенные в предметном образовании операторные системы (система построения выводов, порядка анализа событий, вычислительные методы) задают твёрдую основу для развития теоретического мышления и делают возможным инженерно-конструкторское знание.

Деятельностный подход не получил широкого распространения в массовом образовании, так как требовал коренной перестройки содержания педагогического образования и всеобщей переподготовки педагогического корпуса в системе повышения квалификации.

В современном отечественном образовании большую популярность завоевал компетентностный научно-технологический подход. Этот особый социокультурный проект современного европейского образованияпредставляет собой своеобразный симбиоз и паллиатив первых двух подходов когнитивно-ремесленного и деятельностного.Причина его популярности связана с тем, что общество в очередной раз встало перед фактом разрыва между образованием и социальной практикой, между образовательными результатами и их востребованностью в социально-производственной сфере, а понятие «компетентность» оказалось удобным средством предварительного осмысления этого явления. Стало очевидным, что преодоление разрыва между образованием и социальной практикой невозможно только за счёт расширения списка предметных дисциплин.

Компетентностный научно-технологический подход настаивает на том, что сегодня недостаточно освоения компендиума сведений из разных сфер знания, недостаточно также центрироваться только на формировании общих способностей мышления и деятельности; важна их уместность, адекватность, востребованность в сложившейся социально-производственной практике современной цивилизации. Поэтому содержание образования должно быть таковым, чтобы его освоение позволяло выпускнику быстро и адекватно вписываться в систему социальных и производственных связей. Соответственно, главный образовательный результат здесь – функциональная грамотность в виде заранее заданных образовательных компетенций (норм), выраженных в совокупности взаимосвязанных ориентаций, знаний, умений, навыков, реального опыта, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности «здесь и теперь».

Именно на критике предметных знаний как основного образовательного результата и оформился компетентностный подход. Компетентный человек проявляет осведомлённость в конкретном вопросе и успешность действия в определённой ситуации. В этом высокая прагматическая значимость и социальная востребованность компетентностного подхода в современном образовании.

Однако утилитаризм и прагматизм не могут быть абсолютными критериями универсального образования человека. Главный вопрос в данном случае: возможна ли такая образовательная практика, исходным основанием и конечным результатом которой является человек во всех его дарах и возможностях?

Ответ на этот вопрос необходимо искать в рамках нового, ещё только складывающегося научно-технологического подхода к содержанию образования – гуманитарно-антропологическо-го. Его суть состоит в том, что своим целевыми ориентирами и ценностными основаниями он полагает практику культивирования «собственно человеческого в человеке». Самым существенным в этом подходе является не вписывание индивида в наличный социум, а развитие его авторства в жизни и деятельности, его личностной позиции в совместном бытии с другими.

Современный человек живёт и действует в ситуации динамично изменяющегося мира, интенсивного наращивания новых знаний и технологий во всех сферах общественной жизни, в ситуации самоопределения в многообразии ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций, противостояния агрессивным и деструктивным воздействиям массмедиа и социума. Вектор отечественного образования должен быть задан целями актуализации и развития человеческого потенциала (не – капитала!) во всей полноте его проявлений, позволяющий каждому реализовать своё человеческое предназначение.

Гуманитарно-антропологический подход к составу и структуре содержания образования фокусируется на его человеческом измерении: на ценностно-смысловых основах выбора состава осваиваемой культуры, на возрастно-нормативных координатах построения образовательных программ, на изменениях в сознании, деятельности, личности образующихся. В пределе, содержание образования – это решение возрастных задач становления и развития растущего человека в перспективе его бытия во времени истории, в пространстве культуры и в вечности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: