Богословское обоснование катехизации (1 тема)




Основания катехизации в Новом Завете

"Альфа и Омега, Начало и Конец" (Откр. 1. 8) всего на светеесть Господь и Спаситель наш Иисус Христос, и "никто не может положить другого основания" (1 Кор. 3:11).

 

Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал всем последующим труженикам на Его ниве:

 

1. "...идите, научите все народы",

 

2. "...крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа",

 

3. "...уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф.28.19).

 

Начало Церкви - событие Пятидесятницы. Это же событие стало началом апостольской проповеди, суть которой - и провозглашение Благой Вести об Иисусе Христе, и - научение, как воспользоваться этой вестью себе во спасение.

 

Только "умилившись сердцем" от учения апостола Петра, слушатели спросили:"что нам делать, мужи братия?" -И услышали: "покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа". Как видим, научение перед крещением совершенно естественно. Но оно не прекращается и после крещения. Уверовавшие и крестившиеся постоянно пребывали "в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян. 2:37-38, 41-42). И до того, как последователи Христа стали называться "христианами", они назывались именно "учениками" (Деян.6:1; 9:25,38).

 

В Деяниях Апостолов есть примеры, говорящие о непростом и неоднозначном положении дела катехизации. Вот апостол Филипп крестит самарян, и среди них - Симон, который так и остался волхвом. Пришедшие Петр и Иоанн не укоряют Филиппа за недостаточную подготовку крещаемых, но призывают самого Симона к покаянию (Деян.8).

 

Вот крестится евнух эфиопской царицы, и далее, после крещения, он "уже не видел" своего крестителя, и в одиночестве "продолжал путь, радуясь" (Деян. 8:39).

 

Вот Павел приходит в Иерусалим, и старейшины Иерусалимской общины говорят ему: "видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители" ветхого закона, время которого безнадежно прошло (Деян. 21:20).

 

Но никакие частные случаи и недоумения не могут зачеркнуть слов, прямо сказанных Господом Иисусом Христом своим ученикам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20). И наше дело - стараться исполнять эту Божию заповедь, не взирая на трудности, сомнения и неудачи.

 

Экклесиологические обоснования катехизации

Дать исчерпывающее определение Церкви так же невозможно, как дать "определение" Бога."Определить", значит окружить пределами, отделить от всего остального. Обратим внимание, как в Священном Писании говорится о Церкви. Она есть "тело" Христово, "полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:23). Она же есть"Столп и утверждение истины" (1Тим.3:15). В Символе веры мы равно выражаем веру как в Бога, так и в Церковь. Мы все, стоящие в храме, не называем себя "церковью", но - поем: "Верую… во едину святую соборную и апостольскую церковь…"Иными словами:

 

Верую, что она едина, и не может быть двух церквей, как не может быть двух тел при одной главе.

 

Верую, что она - святая, то есть нет в ней ничего нечистого и несовершенного, ничего от мира, который есть "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (1Ин.2:16).

 

Верую, что она - соборная, то есть вмещает в себя всех верных Иисусу Христулюдей всех времен и народов, живущих на земле, или пребывающих на небесах.

 

Верую, что она - апостольская, то есть на земле она может быть только там, где есть видимое апостольское преемство. "Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью" (Юбилейный архиерейский собор РПЦ.).

 

Верую, что есть люди, которые всецело находятся в ней (о некоторых нам уже открыто: это те, кого мы называем "святыми").

 

Верую, что и для меня это возможно.

 

Верую, и всеми силами стараюсь тоже войти в нее через учение, через покаяние и исправление жизни по заповедям, через участие в Таинствах, установленных Самим Господом Иисусом Христом. Как писал апостол Павел: "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить" (Флп. 3:12-15).

 

Так что вхождение в Церковь, или, как сейчас говорят, "воцерковление", - непрерывный процесс, и крещение - не только не завершает этого процесса, но порой, как в случае крещения младенцев, - лишь начинает его.

 

В первые века истории Церкви существовали довольно четкие границы между церковью и остальным, враждебным, языческим миром. Поэтому крещение принимали большей частью люди в сознательном возрасте. Крещению предшествовал более или менее продолжительный подготовительный период, иногда- до нескольких лет.

 

Но со времен Константина Великого границы стали размываться, появилось понятие "крещеный", или "христианский" народ. Это - современная реальность. И поэтому прежде всего необходимо предостеречь ревностных не по разуму реформаторов от попыток вновь создать, как встарь, "истинную церковь", вычленить ее из всей массы крещеного народа, разделить всех - на "полных" и "неполных" членов церкви. Делать это, значит - резать по живому, совершать суд, не дожидаясь, пока "придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" (1Кор.4:5), и окончательно поставит кого "одесную", а кого "ошуюю".

 

Итак, перед нами - весь наш крещеный народ, и даже, можно сказать, - вообще весь наш народ, в котором даже многие десятилетия богоборческой власти не до конца вытравили стремление крестить детей. И мы -один на один с этим народом. И надо радоваться каждому шагу любого человека на этом пути, даже тому, что он просто крестился, пусть даже толком не поняв, что с ним произошло. "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться" (Флп.1:18). И - надо стараться помочь любому желающему сделать на пути ко Христу очередной шаг, и тем более - посильно подготовить к такому важному шагу, как крещение. Ведь чем более подготовлен, тем полнее открыт Божией благодати, и тем сильнее, яснее и отчетливее почувствуешь ее в Таинстве.

 

Судить же, кто уже воцерковлен, а кто нет, - может только Господь Бог, Который "больше сердца нашего и знает все" (1Ин.3:20).

 

2. Катехизация

2.1. Основные понятия в области катехизации

Катехизация, миссия и пастырское окормление

Целью миссии Церкви всегда было - открыть реальность Благой вести о Христе Спасителе, ибо - "Как веровать в Того, о Ком не слыхали?" (Рим. 10:14) Результат миссии достигнут, когда человек начинает жить, исходя из этой реальности: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк. 16:16). Катехизация есть практический процесс раскрытия реальности Благой вести, педагогическое сопровождение человека на пути к Крещению, и на первых этапах самостоятельной церковной жизни. Поначалу это слово означало "возвещать с возвышенного места". Катехизация всегда осуществлялась в виде диалога, собеседования, в форме вопросов и ответов. И неслучайно. Потому что наполнить можно только открытую, вопрошающую душу.

 

Катехизация начинается с изучения событий Священной истории, то есть фактов Богооткровения и взаимодействия Бога со Своим творением. Плодами катехизации являются более полное православное мировоззрение, и более полное и сознательное вхождение в жизнь Церкви. А также - более совершенная нравственная и более глубокая духовная и молитвенная жизнь, и, конечно же - возрастающая любовь к ближним: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?" (Иак. 3:19-20).

 

При всех катехизаторских трудах необходимо помнить слова Апостола, что "знание надмевает, а любовь назидает" (1Кор.8:1). И если я все познал и всему научился, но не имею любви, а то еще и с презрением отношусь к менее образованным или заблуждающимся братьям, я - "медь звенящая или кимвал звучащий", и "нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13).

 

Катехизация призвана не вырвать человека из его жизни, но побудить более плодотворно и осмысленно трудиться в том служении, к которому призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах и т.д.) (1 Кор. 7:20). Всем вокруг - и на работе, и в семье - должно стать лучше от того, что человек стал христианином.

 

2.2. Цели и задачи катехизации

Если говорить более подробно, то выделяются следующие задачи:

 

а) помощь в освоении Священного Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен, и особенно - Евангелия, как главнейшего элемента этого Предания, как книги жизни;

 

б) помощь в формировании христианского мировоззрения, укорененного в Евангелии и других Священных книгах, и сформулированного в Символе Веры;

 

в) содействие в постепенном врастании в Церковь, как в Тело Христово.

 

г) помощь в осознании того, что центром всей жизни православных христиан является Евхаристия, и помощь в приобщении к Евхаристической жизни общины;

 

д) содействие в изучении церковной жизни и церковной истории, формирование чувства каноничности и дисциплинированности, а также - внутренней и внешней культуры благочестия;

 

д) помощь в принятии иерархического устройства Церкви;

 

е) помощь в обретении своего места в Церкви, в устроении личной духовной жизни;

 

ж) содействие в понимании степени своей личной ответственности за нашу церковную жизнь.

 

2.3. Принципы катехизации:

Основные принципы катехизации

а) Христоцентричность.

 

Существует иерархия христианских ценностей.

 

Наша цель - обрести спасение в Господе и Боге нашем Иисусе Христе. И крестимся мы только потому, что Сам Он сказал:"Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк.16:16). В задачи катехизации не входит воспитание "книжников и фарисеев" (Мф. 5:20) и "обрядного благочестия". Вся церковная жизнь направлена ко Христу, и имеет значение лишь в той степени, в которой помогает быть с Ним. Необходимо сначала услышать от Самого Христа о том, что Ему угодно, ибо"кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин.14:21). Суть же всех Его заповедей - "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22:37-40).

 

Обряд же, это именно "обряд", он обряжает, дает форму выражения нашей любви ко Христу и к ближнему, например, в форме поклона.

 

б) Сосредоточенность жизни на Евхаристии.

 

Центром церковной жизни является Евхаристия. Сам Господь сказал:"истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин.6:53-55).

 

В крещении человек рождается для новой жизни, в Евхаристии он осуществляет эту новую жизнь. Евхаристия, это когда мы все вместе собрались в любви и радости, и Сам Христос посреди нас, и не только посреди нас, но и - в нас, и мы - в Нем.

 

И участвовать в этом Таинстве и внешне, и всей духовной полнотой - цель, заданность для всех нас, и уже составляющих церковную общину, и еще только вступающих в нее.

 

в) Общинность.

 

Катехизация - дело всей церковной общины. В день Пятидесятницы люди не только "крестились", но "и присоединились" (Деян.2.41) к первоапостольской церковной общине. Кто приводит человека креститься, должен бы говорить ему: от ныне во всем будем вместе.

 

Чтобы новообращенному легче было войти в общину, необходимо очищать ее от духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях.

 

"Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан - свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, "мы соработники у Бога" (1 Кор. 3:9)" (Юбилейный архиерейский собор РПЦ).

 

г) Неидеологизированность.

 

Разница между религией и идеологией в том, что религия охватывает всего человека ради самого же человека, чтобы соединить с Творцом. Аидеология стремится только подчинить себе, сделать своим слугой и исполнителем. Враги Христа хотели через религию достичь земного благополучия, порядка, спасения родины и ради этого требовали слепого подчинения безличным законам. Христос же выше всего поставил человека, сделал его предметом любви, предметом абсолютного внимания. Он ни слова не сказал о государстве, истории, культуре, то есть о том, что составляет предмет всех идеологий. Его внимание было обращено на живых людей, окружавших Его. Благодаря Христу, преобразилась религия: из идеологии она стала живой силой, спасающей живых людей.

 

д) Приобщение к церковной жизни, как к радостной полноте жизни во Христе.

 

Господь сказал: "радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15:11). Апостол писал: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь" (Флп. 4:4). Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, но все это- ради совершенной радости во Христе. Особенно детям и молодежи необходимо раскрывать радость православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, учебу в воскресных школах и общение с братьями.

 

е) Активная открытость миру.

 

Апостол Иоанн Богослов пишет: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин. 4:20-21). Любовь возрастает в делах, "ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:26). Одним из выражений любви к брату является социальное служение. Сегодня государственные учреждения социальной защиты и образования готовы к сотрудничеству с Церковью. Но, как это ни парадоксально, проще привлечь к общественной активности неверующих людей доброй воли или неофитов, нежели укорененных в церковной традиции людей. А между тем, широкая социальная работа, это еще и - самая деятельная противосектантская работа. Мы не имеем морального права атаковать, например, администрацию больницы с требованием выгнать сектантов, если не готовы сами предложить лучшую помощь, чем та, которую они обеспечивают.

 

Кроме того, христиане должны приобретать опыт твердого стояния перед натиском повальной секуляризации, распространяемой СМИ, перед культом тела, вседозволенности, комфорта. На Тайной вечере Христос молился: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Ин. 17:15). Господь призывает нас быть "солью земли, светом мира" (Мф. 5:13-14), и быть готовыми"всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15).

 

По словам преподобного Максима Исповедника, "к миру надо относиться не чувственно, не бесчувственно, а сочувственно".

 

***

Читайте также по теме:

 

Проект документа "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви - Богослов.Ru

Проект документа "Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви" - Патриархия.Ru

Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви - Патриархия.Ru

"Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви" - Письмо Синодального отдела религиозного образования и катехизации

"О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви" - проект документа Межсоборного Присутствия

Миссия Церкви и ее методика - митрополит Амфилохий Радович

Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян (Учебно-методическое пособие, PDF) - протоиерей Александр Зелененко

Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян - протоиерей Александр Зелененко

Неамериканский миссионер (архив книги 352 Кб) - диакон Андрей Кураев

***

Педагогические аспекты катехизации

а) Личностность.

 

Личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется. Человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя, как личность, служить Христу и Церкви тем даром, который получил от Бога, и в том служении, к которому чувствует призвание. Каждый человек уникален, и при воцерковлении необходим индивидуальный подход, Воцерковление может строиться только на искренних, доверительных отношениях.

 

б) Диалогичность.

 

"Свидетельство не может быть монологом - оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только "отверстые уши", но и "расширенное сердце" (2Кор. 6:11) (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора).

 

в) Компетентность.

 

Священнику и катехизатору необходимо четко осознавать степень своей компетенции, сознавать, что не являешься носителем полноты истины, и можешь ошибаться. Важно также понимать реальную церковно-историческую действительность, видеть острые моменты таковой, и уметь отличать вечное и непреходящее от временного и случайного. Желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.

 

Жизнь каждого христианина, и тем более того, кто занимается проповедью от лица Церкви, должна соответствовать его словам."Господа Бога святите в сердцах ваших" (1 Пет. 3:15), "имейте добрую совесть" (1Пет.3:16), "подавайте пример" (1Пет.5:3), "будьте образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1Тим.4:12), - увещают Апостолы пастырей и проповедников.

 

г) Адекватность.

 

Катехизация не может быть успешной при желании церковных педагогов закрыться от современных проблем общества. Также "нельзя идеализировать прошлое, игнорируя трагические недостатки или неудачи, имевшие место в истории Церкви. Образец духовной самокритики дают, прежде всего, великие отцы Церкви" (Юбилейный архиерейский собор РПЦ). Желание показать неадекватную, идеализированную картину жизни - превращает православие в утопию, вносит противоречие между исповеданием и жизнью.

 

д) Системность.

 

Воцерковление взрослых и религиозное воспитание детей - процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода. Необходимо учитывать возрастные особенности слушателей, их религиозную мотивацию и уровень светского образования.

 

Согласно катехизационной системе Кирилла Иерусалимского, более старшие обучаемые не должны были рассказывать младшим то, что было преподано им.

 

е) Современность.

 

Церковь поощряет попытки создавать новые, современныеформы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации."Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фес.5:21).

 

ж) Добровольность.

 

Бог хранит свободу человека. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению. Использование технологий, нарушающих свободу, недопустимо.

 

з) Ответственность.

 

Отваживаясь влиять на жизнь человека, мы должны помнить об ответственности. Нельзя поддаваться соблазну воспитать себе подобных. Другой человек, даже ребенок, вовсе не обязан во всем быть похожим на нас. Он - другой, у него свой путь, мы же призваны всемерно помогать ему. И без любви тут ничего не сделаешь. Любить, это значит видеть Божественный замысел о человеке.

 

и) Смиренность.

 

Смирение происходит от понимания, что истинным детоводителем является Господь, а мы - соработники Ему, по словам апостола Павла (1Кор.3:9). Наше педагогическое усердие должно отступать перед таинственным Божиим промыслом.

 

к) Свобода в определении форм катехизации.

 

Выбор форм катехизации может и должен варьироваться в зависимости от того, к кому мы обращаемся. Господь не повелел ни писать книги, ни создавать иконы. Он просто сказал: "идите, научите…".Как делился опытом Апостол Павел, "для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1Кор.9:20-22).

 

2.4. Основные направления катехизической деятельности.

1) Непосредственное содействие воцерковлению человека, включающее:

 

а) Церковную образовательную и просветительскую деятельность. Она должна быть построена на многих уровнях- от приходского и межприходского, до всецерковного.

 

б) Приобщение к общинной литургической жизни, основанной на Евхаристии.

 

2) Формирование в объеме православной общинной жизни -детско-юношеской, молодежной и семейной среды. Человек - существо целостное, и его полноценное духовное, психическое, социальное и физическое развитие успешнее происходит в среде, чем-то схожей с ним. Формированию этой среды способствует:

 

а) Работа в творческих мастерских и студиях, военно-патриотических, спортивных и туристических клубах. Эта работа должна быть построена на основании христианских ценностей и соответствовать возрастным особенностям и запросам времени.

 

б) Приобщение к социальному и миссионерскому служению, а также к созидательному труду. Таким образом, создается конструктивное личностное общение, в рамках которого христианин, находясь среди активных верующих, обретает возможность проявить себя и найти свое место в жизни.

 

в) Организация интересного и содержательного детского, молодежного и семейного досуга и отдыха в рамках паломнических поездок, православных детско-юношеских и молодежных лагерей и т.д.

 

3) Социально-психологическая помощь и поддержка семьи, детей и молодежи.

 

а) Первое и основное - подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей.

 

б) Опыт показывает, что многие подростки с надеждой ждут содействия при выборе жизненного пути. В этом направлении возможно создание социально значимых программ и проектов с привлечением соответствующих специалистов.

 

в) Особый род деятельности - преодоление последствий алкоголизма, наркомании, психологического травматизма и пребывания в тоталитарно-деструктивных сектах. Здесь нужна слаженная комплексная и системная работа, с привлечением уникального опыта и помощи соответствующих государственных и общественных организаций. Здесь не обойтись без комплексных центров и долгосрочных программ на региональном и межъепархиальном уровнях.

 

2.5. Воцерковление детей. Общие задачи церковного воспитания

а) Мы должны ясно сознавать, чему мы можем научить детей, и чему не можем. Есть знание о Боге, и есть знание Бога. Мы можем пытаться передавать детям знания о Боге, мы не можем дать им познание Бога. Это не в наших силах. Познание Бога - индивидуальный путь спасения души, путь приближения к Богу, это тайна отношений между Богом и человеком. Но все-таки знания о Боге нужны, и мы должны давать их. Знания эти, мысли, с ними связанные, вопросы, ими поднимаемые, - это почва, на которой развивается духовная жизнь, и на которой может произрасти познание Бога.

 

б) Духовная жизнь детей - реальная и настоящая. Это одна из основных истин христианского учения. Православная Церковь с особой силой утверждает значимость, реальность детской духовной жизни. Наша Церковь утверждает это в своем самом существенном действии - крещении и миропомазании младенцев, делая, таким образом, маленьких детей полноправными членами Церкви, и допуская их к Причастию Святых Тайн, то есть к самой сердцевине и сущности жизни в Церкви. С семи лет Церковь призывает детей к таинству покаяния, то есть признает в них возможность личной, нравственной жизни.

 

Одна из важнейших задач - научиться обращаться к детям: - говорить им проповеди, устраивать детское говение, богослужения с участием детей, обучать прислужников в алтаре, привлекать девочек к заботе о храме, организовывать детские хоры. Это самое трудное дело. На вопрос, "как писать книги для детей?" некто ответил: "как для взрослых, только гораздо лучше".

 

в) Все должно быть направлено к тому, чтобы пробудить в ребенке ощущение реальности Бога. Другими словами, важно помочь ребенку все-таки узнать Бога, а не только узнать о Боге. Это подлинный критерий успешности всех наших преподавательских трудов.

 

г) Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть одно: одно Тело, одна Церковь. Проходят годы, многое из того, чему мы учили детей, может забыться, но если они ощутили, что принадлежат к единому Телу, если у них завязались личные отношения внутри той группы, которая отождествляется ими с Церковью, то мы заложили прочное основание для православного христианского воспитания.

 

д) В церковной жизни должна участвовать вся семья. Особенно участие в евхаристии должно быть общесемейным, постоянным делом, и, конечно же, не раз в год, и даже не раз в каждый пост, а гораздо чаще, чтобы сердце не успевало охлаждаться. Настоящее воспитание происходит только тогда, когда семья искренне живет Христом, когда все вместе молятся, читают, а главное - любят друг друга. Ребенок должен видеть: в семье Христос, потому что в семье - рай.

 

е) Религиозное воспитание связано с внутренним ростом. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено, как "содействие росту". Это звучит тривиально, но это один из самых верных и стойких критериев воспитательного процесса.

 

ж) Преподавание основ христианства должно быть "разумным служением" (Рим. 12:1). И все же наша вера не умещается в жестких рамках разума. Существенная часть веры - ощущение священной тайны, благоговение, или страх Божий. Христианская вера признает наличие тайны Бога, наличие тайны в мире и в жизни. Эта тайна превосходит человеческое понимание. И у ребенка должно вырабатываться ощущение этой тайны.

 

з) Религиозное воспитание должно быть "целостным". Христианская вера не может быть ограничена частной, или иными сферами жизни человека. Нельзя быть христианином наполовину, или время от времени, или только в определенных сферах жизни.

 

и) Для гармоничного развития детей необходимы и культурное воспитание, и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего церковного; плоды цивилизационного развития общества объявляются чуть ли не сатанизмом, готовящим приход антихриста. Детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками ("растлят"), не подпускают к компьютеру ("зомбирует"), и проч. А в результате - дети вырастают не приспособленными к жизни, серыми, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми, ибо, как ни старайся, а из этого мира никуда не деться. Не найдя своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая тут совершенно не при чем. Апостол Павел говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5:21); всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).

 

Церковно-воспитательную работу лучше всего вести не как основную линию, но как дополнение к социально значимой профессиональной деятельности. Таким образом, православное воспитание будет как бы растворено в культурной, социальной и профессиональной деятельности, и ничто не уйдет от его влияния. И думается, что именно в этом широком миссионерском видении воспитательной работы кроется единственный, до сих пор слабо используемый шанс - сберечь себя и своих детей, не потерять безвозвратно еще одно молодое поколение.

 

к) Важнейшей задачей воспитания является подготовка детей к встрече с секулярным соблазнительным мировоззрением. От тлетворного влияния мира невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. Нужно вооружить детей соответствующим "багажом": развивать в них художественный эстетический вкус, приобщать к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие задатки, - чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня молодежной субкультурой, наши дети имели некое культурное "противоядие", которое они могли бы противопоставить массовой псевдокультуре.

 

Кроме того, без общей культуры очень трудно воспринимать и Богослужение, и церковную историю, и церковное искусство. Великая европейская и отечественная культура по сути своей - явление христианское; и родители просто обязаны приобщать ей детей. Классическая культура - не враг Церкви, а первый её союзник.

 

л) Особо следует остановиться на спорте. Спорт ныне заменяет физический труд. И те, кто вовсе не знают физического труда, и те, кто работают в нервно истощающих условиях заводов и фабрик, могут находить в спорте радость освобождения от нервного утомления. Особый интерес у современных детей и молодежи вызывают различные боевые искусства. Совершенно очевидно, что при работе с мальчиками-подростками православным педагогам и родителям необходимо уделять внимание спортивной и силовой подготовке.

 

м) Особая задача в деле воспитания -раскрытие соотношения между наукой и религией. В процессе диалога с представителями культуры и науки Церковь должна все более четко вырабатывать, и недвусмысленно провозглашать свою позицию. Никто не имеет права упрекать наших церковных соотечественников в том, что они имеют те или иные взгляды на проблемы жизни на земле. Но - лишь до тех пор, пока последние не входят в прямое противоречие с догматами Святой Церкви. И во всяком случае - надо учить детей любить природу, как прекрасное Божье творение, и чтобы они подходили к ее изучению с благоговением и молитвой, все более и более познавая Божию премудрость.

 

2.6. Катехизация и богослужение

По словам Святейшего Патриарха Алексия, "наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви <...> Вот почему мы призваны подумать о том, как сделать богослужение более доступным людям".

 

При этом к вопросу языка Богослужения следует подходить крайне осторожно, помня события раскола в конце 17-го века. Сразу следует осудить попытку отдельных "ревнителей" - по своей инициативе заново переводить и самовольно употреблять на Богослужении как Священные, так и богослужебные тексты. Все известные нам подобные попытки являются неудачными, уже хотя бы потому, что являются плодом гордого самомнения и самочиния. Это дело может быть только общецерковным, как общецерковным делом был перевод на русский язык Священного Писания в середине 19-го века.

 

И дело это не стоит на месте. Юбилейным собором РПЦ "признано полезным продолжение трудов по редактированию богослужебных текстов с целью облегчения их восприятия молящимися".

 

Ради облегчения входа и пребывания современных людей в Церкви, в некоторых регионах по благословению правящих архиереев в целях миссии и катехизации проводятся специально организованные богослужения, которые обладают следующими особенностями:

 

а) Богослужение, без нарушения его цельности и молитвенного настроя, в необходимых случаях перемежается с его объяснением.

 

б) На время богослужения в храме прекращается торговля, и другие отвлекающие факторы.

 

в) Закрытие и открытие царских врат осуществляется по архиерейскому чину.

 

г) Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке.

 

д) Проповедь читается после чтения Слова Божия, и по теме Писания.

 

е) Содержание "тайных" литургических молитв обязательно тем или иным способом доводится до молящихся.

 

ж)Иногда в тексты во время чтения священнослужителями и чтецами вводятся замены особо непонятных слов и выражений, что, не вызывая раздражения, облегчает понимание.

 

Более широкое распространение практики подобных богослужений явилось бы деятельным решением поднятой ещё в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II проблемы "приближения в миссионерских целях литургической культуры Православия к пониманию наших современников".

 

Подобные инициативы зачастую наталкиваются на естественный консерватизм тех, кто уже находится в церковной ограде. Традиции и уклад жизни приходов, сложившиеся на протяжении десятилетий, порой воспринимаются нашим церковным народом, чуть ли не как святоотеческие, искони православные. Но поскольку другого церковного народа Господь нам в ближайшее время не предоставит, необходимо соблюдать в этих вопросах крайнюю чуткость и осторожность.

 

В конце концов, если выбирать хороших, вдумчивых чтецов, ставить их в нужный момент не на клиросе, а перед иконой посреди храма, если заботиться о слаженном, осмысленном пении, то проблема языка Богослужения уже будет решена процентов на девяносто.

 

2.7. Катехизация и церковная община

"Действенность свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин" (Юбилейный Архиерейский Собор). Община же только тогда обретает миссионерскую силу, становится "христовым благоуханием" (2Кор. 2:15) для мира, когда внутри ее самой - мир и правда Христовы.

 

Основные принципы взаимоотношений настоятеля и церковной общины можно определить как семейность, братство, отцовство, любовь и доверие между всеми членами прихода. Следует отметить важность послушания прихожан священнику - и в силу статуса служения священника (в области вероучительной и административной), и в силу осознанного выбора его как духовного руководителя (в области личной духовной жизни). А священник должен помнить, что миряне являют, согласно апостолу Петру, "царственное священство, народ святой" (1Пет. 2:9). Обращаясь к пастырям, Апостол писал: "пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1Пет. 5:2-3).

 

В принятии важных решений, связанных с жизнью общины, желательно участие всего прихода.

 

Духовная жизнь человека теснейшим образом связана с божественным даром свободы. Священник может войти лишь в ту область жизни, которую человек свободно доверит ему. При этом пастырь призван осознавать меру своей ответственности перед Богом, как Верховным Пастырем, перед конкретным человеком, и перед его близкими.

 

Настоятель призван выстроить жизнь общины таким образом, чтобы пр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: