Катехизация в контексте канонического права (2 тема)




Каноны, это - "приложение догматических истин к историческому бытию Церкви. Утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, мы не можем …настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу.…Каноническая норма всегда … обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила, и которые впоследствии могли измениться". Поэтому каноны должны применяться"не буквально, но с учетом всех обстоятельств времени их издания, и настоящего времени с его иной спецификой". Ими следует руководствоваться"не по букве, но в духе, которым руководствовались Отцы, всегда действовавшие по примеру Того, Кто, по слову Пророка, "трости надломленной не переломит, и льна курящагося не угасит" (Ис. 42:3) "(Доклад митрополита Филарета на Юбилейном Соборе РПЦ).

 

2.9. Ошибки при воцерковлении

а) Подмена благовествования о Христе и спасении - внешней церковностью.

 

Предпосылкой этому является мысль, что можно привести человека к Богу через обряд. Однако естественным является другой путь: от Христа и Евангелия - к церковному обряду, который только в этом случае наполняется реальным духовным содержанием.

 

Вхождение человека в Церковь должно начинаться не с подчинения авторитету Церкви, но с любви и доверия к ней. Дело не в авторитете Церкви, а в ее правде, в ее свете и благодати. Если человек ощутит это, Церковь становится для него авторитетной.

 

б) Создание в массовом сознании не адекватного образа Церкви.

 

Церковь имеет непреложное и определяющее значение в нашей жизни именно потому, что она Христова, а не потому, что она традиционна для России.

 

Подмена живого Христа обрядом, и Церкви - национализмом являются одной из причин, по которой у людей имеет значительный успех неопротестантизм. Патриотизм и обряд - вещи важные и нужные, но они не могут занимать место Христа и Евангелия в Церковной проповеди.

 

в) Подмена ожидания Христа ожиданием антихриста.

 

"Церковь не разделяет и тех апокалиптических страхов и предчувствий, того ощущения беспомощной пассивности перед якобы близкой всемирной катастрофой, которые возникают у многих накануне начала новой эры. Мы, православные христиане, вступаем в третье тысячелетие по Рождестве Христовом с твердой надеждой и упованием на милость Божию, имея обетование Спасителя, что врата адовы не одолеют Церкви. Наше будущее... зависит от того, сумеем ли мы сделать выбор между добром и злом, между путем жизни и путем смерти (Втор. 30:19-20); оно зависит от того, насколько активной будет наша христианская жизненная позиция, насколько крепкой и непоколебимой будет наша вера".

 

"Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь уже много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2:18). Эти слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные на заре христианской эры, напоминают, что эсхатологическое "последнее время" началось в момент Боговоплощения и будет продолжаться до конца человеческой истории. Мы должны жить не в паническом страхе перед пришествием антихриста, но в служении Христу через исполнение Его заповедей. За два тысячелетия христианства немало антихристов пришло и ушло, но Господь "всегда и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8). И именно во всепобеждающей любви Христовой, в Его постоянном присутствии в Церкви - основа нашей веры в конечное торжество добра над злом, жизни над смертью, Христа над антихристом" (Послание Юбилейного Собора РПЦ).

 

г) Употребление недостоверных и сомнительных источников.

 

Часто бывает, что церковный учитель или священник апеллирует не к Священному Писанию, не к догматическому и нравственному учению Церкви, но к малодостоверным преданиям ("один старец сказал…"), или вообще к "негодным и бабьим басням" (1 Тим. 4:7). Зачастую отсутствие исторического контекста в научении новообращенных приводит к восприятию Предания Церкви как "сказки". А христианство - конкретно и исторично. Надо иметь ясное представление об авторе книги, которую хочешь использовать, о степени его авторитетности. Наличие на книге благословения Архиерея или официальной структуры Церкви поможет избежать многих искушений.

 

д) Преподнесение христианства как системы запретов и долженствований.

 

Все внешние формы и правила должны подчиняться евангельскому указанию: "суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2:27). Как хлеб для голодного, так и суббота для человека. Церковные правила и ограничения - как хлеб для человека, желающего поработать Христу. Но когда человек на вопрос, "что такое христианство?" - сразу слышит, что "христианство, это когда нельзя этого, этого, и этого, а надо делать то, то и то…" -захочет ли он идти дальше?

 

е) "Торговля благодатью".

 

По словам Святейшего Патриарха Алексия II, "чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения, исповеди, брака и отпевания. Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, подготовка к совершению Таинства, и проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека. Напротив, формальный или даже "коммерческий" подход … надолго, если не навсегда, отталкивает от храма, внушает презрение к алчному духовенству. Церковь - это не магазин духовных товаров, здесь недопустима "торговля благодатью". "Даром получили, даром давайте" (Мф. 10:8), - заповедал Христос. Тот, кто превращает свое пастырское служение в средство скверного прибытка, достоин участи Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди покинули пределы Церкви и занялись бизнесом на рынках".

 

ж) Категоричность, формальное, уравнительное отношение к людям.

 

Зачастую преуспевающие в жизни священники перестают понимать трудность жизни людей, и налагают на них "бремена тяжёлые и неудобоносимые, сами же не хотят и перстом двинуть их" (Мф. 23:4). Предъявляют жесткие требования к больным, пожилым людям, детям, подросткам, беременным женщинам, неоправданный ригоризм в отношении одежды. В частности, это относится к монашествующим, которые, сами отказавшись от брака, начинают с этой позиции безапелляционно учить людей, как им жить в браке.

 

з) Отрицательное отношение к успеху в профессиональной деятельности.

 

Под влиянием подобной идеологии люди считают, что от них требуется отказ от полноценной жизни. Но христианство, говоря об отказе от мира (1 Ин. 2:15), требует отказа именно от греха.

 

Очень часто в качестве идеала церковности мирскому человеку предлагается исключительно как бы монашество в миру, что приводит к отходу от активной жизни. Но на самом деле истинно церковное мировоззрение ставит всю жизнь человека, в том числе и его профессиональную деятельность - на очень высокий уровень, уровень служения Богу: "И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу" (Кол. 3:23-24).

 

и) Несоответствие слов и жизни проповедника.

 

Слова катехизаторов нередко расходятся с делами, чем в большинстве случаев и обусловлен неуспех проповеди.

 

2.10. Священнослужитель в деле катехизации

Каждый приходской священник призван проявлять заботу обо всех, кто стремится обрести веру. И он, конечно, не может уклониться от благодатной деятельности по воцерковлению новообращенных. А поскольку успешное воцерковление возможно только при участии всей общины, то первой заботой священника должно быть создание приходской среды, благоприятствующей полноценной катехизаторской работе. Под непосредственным контролем священника должно проходить воспитание активных мирян, способных помогать в деле воцерковления.

 

Очень важно - достойно совершать таинства Крещения. Неправильно -крестить в приватной обстановке. Крещение по сути является рождением человека в новую жизнь в Церкви, и поэтому, как у первых христиан, должно стать праздником для всей общины. Нельзя одобрить, когда Крещение совершается над человеком, о котором священник узнал только имя, для упоминания в молитвах. Согласно "Настольной книге священно-церковнослужителя," священник должен ознакомиться с обстоятельствами жизни ищущего Крещения.

 

2.11. Катехизатор-мирянин в деле катехизации

Катехизатор, - это служитель Церкви, занимающийся своим делом по благословению церковной власти. Служение катехизатора - неотъемлемая часть поместной Церкви, епархии, общины. В идеале, катехизатор должен иметь богословское образование, обще-гуманитарную подготовку, чтобы уметь выполнять задачи -от краткого оглашения - до организации систематической работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: