Виды и формы катехизической деятельности (8 тема)




3.1. Подготовка ко крещению (оглашение)

Общие принципы организации оглашения

Крещение поистине должно стать не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести (1 Петр. 3). Крестить без предварительной катехизации(за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

 

Анализ различных практик позволяет выявить некоторые общие принципы успешной организации огласительной работы.

 

а) Оглашение должно проводится со всеми, кто желает принять таинство Крещения (крестить своих детей) или, будучи крещены в детстве, хотят возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью.

 

б) Проводить огласительные беседы предпочтительнее священникам или дьяконам. Вполне допустимо, чтобы беседы, по благословению священника, проводил богословски образованный мирянин. Нои в этом случае необходимо личное знакомство священника с оглашаемым.

 

в) Для крещения ребенка крайне желательно, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей, а не только восприемники.

 

г) Изложение веры и основ христианской жизни должно проводиться обязательно с учетом возрастных, бытовых, профессиональных, семейных, национальных особенностей, а также -с учетом предыдущего религиозного опыта.

 

д) Надо дать некоторое время - осознать важность предстоящего шага, испытать твердость намерений (2 Правило 1 Вселенского собора).

 

е) Подготовка к Крещению ведется как теоретическая, так и практическая. Теоретическая заключается в изучении Евангелия и основ православного мировоззрения, без излишних подробностей. Практическая - в обретении навыка богослужебной и внебогослужебной жизни.

 

Важные аспекты теоретической подготовки

а) О Боге и о вере.

 

Прежде чем требовать от человека произнесения обетов Крещения, естественно -раскрыть ему содержание веры, согласно которой он собирается жить. Сделать это надо живо и творчески. Не надо касаться второстепенных вопросов, но - руководствоваться Символом веры. Надо объяснить и само чинопоследование крещения, что, впрочем, можно делать и во время пауз при совершении крещения.

 

б) О Православии.

 

"Православие не является "национально-культурной принадлежностью" Восточной Церкви. Православие - это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских" (Юбилейный собор РПЦ).

 

в) Понятие греха и искупления.

 

Надо дать человеку простое и ясное понятие греха, как попрания воли любящего нас Бога, как непослушание заповедям Распявшегося за нас. Хорошо бы при этом опираться, в первую очередь, на Новозаветные тексты, и ответы давать новозаветным языком. Например, на вопрос, какое отношение имеет наша греховность к греху Адама, и с какой стати "смерть перешла во всех человеков", Апостол Павел объясняет, что "в нем все согрешили" (Рим. 5:12). Мы все согрешили, и страдаем из-за своего греха, а не из-за Адамова, и поэтому должны покаяться. Но согрешили мы именно в нем, в Адаме. Эти слова нельзя объяснить. Их нужно запомнить и почувствовать.

 

Также на вопрос, что совершилось на Кресте, Новый завет ясно отвечает: Христос умер "за грехи наши" (1Кор. 15:3; Гал. 1:4; 1Пет. 3:18), "за людей" (Ин. 11:50), "за нечестивых" (Рим. 5:6), "за всех нас" (Рим. 8:32), и мы "искуплены … драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца" (1Пет. 1:18-19). И на вопрос, "кому предал Себя в жертву Христос?" - тоже есть ясный ответ:"Богу". Но не в удовлетворение Его якобы оскорбленного достоинства, но - "в благоухание приятное" (Еф. 5:1-2).

 

г) О Христе и его заповедях.

 

Одна из бесед обязательно должна быть посвящена Евангелию, как благой вести о Христе Спасителе, о Христе Боге и о Христе Человеке. За время подготовки оглашенные, в качестве минимального требования, должны прочитать одно из синоптических Евангелий, и книгу Деяний апостольских.

 

Как введение в христианскую нравственность, незаменимы евангельские притчи, особенно о блудном сыне, о злом должнике, о самарянине, о талантах.

 

д) О Церкви, Таинствах и молитве.

 

Практическая религиозная жизнь немыслима без собрания верующих. Ведь желая стать христианами, мы "приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12:22-24).

 

Мы призваны содействовать формированию у людей чувства Церкви и правильных понятий о ее внешнем устройстве, свойствах и Таинствах, применительно к современной жизни.

 

Здесь же необходимо дать представление о молитве, как о общении с Богом, Ангелами, и святыми. Важно раскрыть перед людьми сущностные, а не второстепенные аспекты подготовки христиан к исповеди и Причастию (см. Приложение-памятку о подготовке к причащению).

 

е) О дисциплинарных требованиях.

 

Для начала, надо бы ограничиться тем минимумом, который установил Первый апостольский собор для обращенных язычников: "воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15:29).

 

Минимальная катехизация может быть осуществлена в ходе четырех тематических бесед. Уменьшение их нежелательно, но увеличение - возможно, с пастырской рассудительностью и заботой о желающих глубже познать веру. Оптимальный режим - одна беседа в неделю, причем, нежелательно затягивать каждую долее одного - полутора часов. Очень важна форма диалога, чтобы слышать и чувствовать оглашаемого.

 

Очень помогают наглядные пособия и современные средства обучения: видео-, аудио- и компьютерная техника, для чего, естественно, нужна небольшая видео- и библиотека.

 

Практические аспекты оглашения

При подготовке к Крещению человек должен почувствовать, что он нужен Церкви, что именно в Церкви с ним готовы говорить о самых важных и самых таинственных сторонах его жизни. Общению должно быть уделено не меньше внимания, чем изучению истин веры.

 

Желательно, чтобы подготовка к церковной жизни осуществлялась силами того прихода, в который собирается войти оглашаемый. Руководителем должен быть настоятель храма, или другой священник, или активный член прихода, которого благословит настоятель. Помогать должны и другие члены общины, особенно восприемники оглашаемых.

 

К практической подготовке относится:

 

а) Знакомство с приходской жизнью (рассказ о храме, о порядке богослужений и их видах, о святынях, о прихожанах и о направлениях внебогослужебной жизни).

 

б) Посильное участие в богослужениях. Важно, чтобы оглашенному помогли осознанно участвовать - разъясняли смысл, давали литературу. Вполне уместно совершение миссионерских богослужений - см. Раздел про общину.

 

в) Выбор из молитвослова краткого молитвенного правила, по согласованию с ответственным священником или катехизатором.

 

г) Посильное соблюдение уставных моментов, согласно свободному решению оглашаемого, в частности, посильное соблюдения поста перед Крещением. Требование соблюдать пост строго по уставу - недопустимо!

 

д) Исповедь перед Крещением - для того, кто проявит к тому свободное волеизъявление.

 

е) Если есть желание и возможность, - участие в приходской внебогослужебной жизни, в частности, в работе при храме, в уборке храма и территории, в помощи нуждающимся.

 

Исповедально-доверительная беседа перед Крещением

Согласно традиции Церкви, с оглашенным, перед тем, как его имя вписывалось в число готовящихся к Крещению, проводилась испытательная беседа. Она давала возможность выяснить мотивацию, общий настрой человека, предшествующую жизнь. Если имели место занятия, несовместимые с христианской верой, их следовало оставить за время оглашения. В случае необходимости, община даже содержала такого, пока не обретет новую профессию.

 

По окончании катехизации происходило вторичное испытание, иногда совмещенное с исповеданием грехов. Проверялись полученные знания, и степень готовности вступить в Церковь. Эти беседы, проводимые, конечно же, только священником, дают оглашаемым дополнительную сильную мотивацию для изучения веры и изменения образа жизни.

 

О крещении младенцев

В общественном сознании Крещение младенцев представляется, как старинный бытовой обряд, обязательный для русского человека, где вера"крестных" вовсе не обязательна. Однако же, исходя из экклесиологических соображений, крестить можно только детей сознательных христиан. По слову ап. Павла, дети христиан святы (1Кор.7:14), они в силу рождения от церковных людей принадлежат Церкви. Поэтому, кстати, чин "воцерковления" должен бы предшествовать чину Крещения, как свидетельствующий о потенциальной церковности детей. Если родители еще недостаточно воцерковлены, должна быть гарантия, что хотя бы восприемники смогут оказывать серьезное церковно-воспитательное воздействие на детей. Иначе - надо бы ждать, пока ребенок вырастет, и сам свободно и осознанно захочет креститься. Вообще говоря, в наше время, в силу утери общинности, и замкнутости семейной жизни, роль восприемников по отношению к детям не совсем ясна. Воцерковление детей в наше время лежит и может лежать только на родителях. Основная же роль восприемников - быть усердными молитвенниками за своих крестников.

 

Вполне допустимо быть двум крестным, хотя древняя практика знала одного, того же пола, что и крещаемый. Истинным восприемником следует считать того из них, кто более ответственно подходит к своим обязанностям, вне зависимости от пола.

 

Следует напомнить, что в духовном родстве брак воспрещается только между восприемниками и родителями воспринятых. Восприемник же и восприемница могут вступать в брак, также и крестные братья с крестными сестрами. Но даже запрещенный брак восприемника с матерью воспринятого епархиальное начальство имеет право разрешить, если не встретится других законных к тому препятствий (Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).

 

Следовало бы разрешать присутствовать при совершении Таинства матери, по прошествии сорока дней, предварительно прочитав над ней очистительную молитву. Есть также мнение, что, исходя из важности момента, имеет смысл допускать женщин и раньше этого срока, если только крестины совершаются не в храме.

 

3.2. Систематическая катехизация

Содержание систематической катехизации

Систематическая катехизация предполагает организацию и проведение ряда встреч (еженедельных) со стремящимися к воцерковлению крещеными или не крещеными людьми, в течении длительного периода (например, полугода). Цель этого вида катехизации - полнее раскрыть перед всеми желающими содержание Священного Писания, помочь на его основе построить православное мировоззрение, и -утвердить в христианском образе жизни посреди "рода строптивого и развращенного". Стержнем программы может стать Православный катихизис.

 

Примерный тематический план курса "Основы православного мировоззрения" представлен в соответствующем приложении.

 

Организационные формы систематической катехизации. Церковно-приходские школы.

 

"Воскресная школа" - условное наименование учебных заведений, существующих при православных приходах и братствах."Церковно-приходская (воскресная) школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение" ("Положение о церковно-приходской воскресной школе").

 

Современная церковно-приходская воскресная школа призвана сначала создать уютную домашнюю атмосферу, которой у многих детей и родителей нет дома, и только после этого преподать некое знание. Благоприятная в духовно-нравственном отношении среда способна уврачевать многие детские, а нередко и взрослые проблемы.

 

Думается, что будущее - за школами семейного типа, где учатся и трудятся дети вместе с родителями. Сейчас, когда семья, как "домашняя церковь", стала редкостью, дети у себя дома не только не могут получить православного воспитания, но лишены даже простого человеческого общения. Совместный труд и учеба в воскресной школе душевно сближает родителей и детей, укрепляет внутрисемейные связи. В многолюдных школах возникает необходимость родительских комитетов и попечительских советов, с целью заботы о материальном обеспечении школы и создании атмосферы общинности и семейственности. Воскресная школа может стать своеобразной буферной зоной для ребенка, помогающей адаптироваться и стать членом Церкви.

 

Уроки в церковной школе должны быть радостью творчества для одних, и радостью познания для других. Любая унификация программ обучения опасна. Однако нужен взаимоконтроль.

 

Если воскресные школы - это школы воспитания благоговения и христианской нравственности, то бальная системы оценок неуместна.

 

При школах возможна организация кружков рукоделия и народных традиционных ремесел, секций и клубов по интересам, по аналогии с домами творчества светской образовательной системы.

 

Поскольку задача воскресных школ - воспитание чувства благоговения к Богу и любви к людям, - основное внимание следует уделять не тому, чтобы передать как можно больше информации, но - чтобы информация могла быть прожита, пережита, чтобы знание стало руководством при совершении поступков.

 

В силу этого стоит задача подготовки директоров и педагогов, отвечающих этой задаче.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: