Для организации надёжного (и, как правило, длительного) сохранения электронных данных применяют различные виды копирования и архивирования информации.
Архивное копирование – процесс создания копий файлов, предназначенных для бессрочного или долговременного хранения. Носители, на которых они хранятся, называют архивными.
Под резервным копированием следует понимать создание копий файлов с целью быстрого восстановления работоспособности системы в случае возникновения аварийной ситуации. Для обеспечения надежности защиты данных желательно иметь по три резервных копии последних редакций файлов. Резервное копирование может быть полным, инкрементальным и дифференциальным.
Для накопления и хранения огромных массивов данных в локальной, глобальной и иных компьютерных информационных сетях их размещают в накопителях, расположенных на серверах или подключённых к ним.
С этой целью ранее обычно использовали ленточные устройства DAT и DLT, а также накопители на магнитооптических дисках. Поскольку эти массивы электронных данных постоянно растут в 1987 году появляются «батареи» жестких дисков (RAID), а затем библиотеки оптических дисков.
К техническим устройствам, обеспечивающим корпоративные накопители информации, данных и знаний относят RAID-системы (массивы), «роботизированные библиотеки» и др.
RAID (англ. «Redundant Array of Inexpensive Disks», в некоторых редакциях «Redundant Arrays of Independent Disks») – избыточный массив независимых дисков.
RAID-система представляет объединенную в одно устройство «этажерку» жёстких магнитных дисков, управляемых специальным контроллером, рассматривающим их как единый логический накопитель информации.
Другим вариантом является создание в сети распределенных баз данных, доступ к которым можно обеспечить с любых компьютеров сети.
Библиотеки оптических дисков («Роботизированные библиотеки», CD и DVD-библиотеки, Jukebox или чейнджеры) – это внешний дисковый массив хранения информации, вмещающий от нескольких до сотен компакт-дисков; позволяющий поддерживать десятки виртуальных компакт-дисков для непосредственного электронного копирования на CD/DVD, а с помощью встроенного жёсткого диска – до десятков и сотен Гб.
При использовании сетевых технологий для хранения информации применяют различные информационные хранилища – это базы обобщенных данных (англ. «Date Warehouse», DW), формируемые из множества различных внешних и внутренних источников.
Основная цель информационного хранилища – создание единого логического представления данных, содержащихся в разнотипных БД, или, единой модели корпоративных данных. Это могут быть сети хранения данных, которые формируются из множества различных внешних и внутренних источников.
Для сохранности ЭИР применяют и сети хранения данных типа SAN (англ. «Storage Area Network»). Построение таких сетей требует значительных первоначальных затрат и не всегда оправдано.
Для небольших и средних центров обработки и хранения информации (ЦОД) в корпоративных сетях широко используют специализированные NAS-серверы (англ. «Network Attached Storage»), как правило, работающие в локальных сетях и предназначенные для обеспечения доступа большому числу различных серверов и рабочих станций.
Они осуществляют совместимость, интеграцию и администрирование серверов общего назначения, и хранение огромных массивов данных.
Они обеспечивают стандартный уровень надёжности традиционных систем хранения, при этом они гораздо проще в установке и эксплуатации благодаря применению стандартных сетевых протоколов. Кроме того, они обеспечивают высокую скорость чтения/записи с минимальными задержками.
Транспортный комплекс Российской Федерации является важнейшей составной частью экономики страны. Обеспечение транспортной безопасности рассматривается руководством страны в качестве общегосударственного приоритета. Принятый в 2007 году Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» установил правовые и организационные основы транспортной безопасности с целью предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. В соответствии со статьёй 11 этого закона Минтрансу России поручено создать Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
ЕГИС ОТБ, в том числе автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (АЦБПДП), является основой системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте (СИОБНТ), создаваемой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №403 в рамках «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №1285 р.
Основными задачами ЕГИС ОТБ являются информационное обеспечение деятельности уполномоченных федеральных органов в сфере транспортной безопасности, а также формирование и ведение АЦБПДП. АЦБПДП предназначены для автоматизации процессов сбора и обработки персональных данных о пассажирах, формирования и ведения соответствующих баз данных, которые используются при решении определяемых государством правовых, организационных и иных задач обеспечения транспортной безопасности в сфере транспортного комплекса. При формировании АЦБПДП реализуется установленный действующими нормативными правовыми документами комплекс мер по защите и порядку использования персональных данных как отдельного вида конфиденциальной информации.
Формирование АЦБПДП организуется на основе данных о пассажирских перевозках, предоставляемых субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов), при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами, при формировании персонала (экипажей) транспортных средств. К регистрируемым операциям в ходе предоставления транспортных услуг в зависимости от особенностей существующей технологии организации пассажирских перевозок тем или иным видом транспорта могут относиться: бронирование проездного документа (билета), его приобретение, возврат (отказ от поездки), посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки.
Порядок формирования и ведения АЦБПДП определён Приказом Минтранса России от 19 июля 2012 г. №243. Предоставление источниками информации данных в АЦБПДП осуществляется в электронной форме по защищённым каналам связи (VPN-каналам сети Интернет или каналам защищённых отраслевых сетей):
· в автоматическом режиме по расписанию путём отбора требуемых данных из информационной системы субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика, их выгрузки в обменный файл (или сообщение) согласованного формата и его передачи с использованием установленных протоколов (FTP, SITATEX) и форматов обмена (CSV, UN/EDIFACT) на входные шлюзы АЦБПДП;
· в интерактивном режиме путём ввода данных о пассажирской перевозке непосредственно на портале АЦБПДП.
Перед началом работы поставщики данных проходят процедуру подключения к АЦБПДП, в ходе которой они подают заявку на подключение, а также выбирают способ передачи данных в АЦБПДП. Процесс подключения к АЦБПДП включает:
· подачу и регистрацию заявки компании оператором ЕГИС ОТБ;
· тестирование готовности информационной системы поставщика информации к подключению к АЦБПДП с выдачей заключения о готовности;
· организацию защищенного канала передачи данных между поставщиком информации и ЕГИС ОТБ в соответствии с техническими условиями оператора ЕГИС ОТБ;
· подключение к АЦБПДП и начало передачи данных.