Родом называется класс предметов, который содержит в себе другие классы. Родовое понятие – более широкое понятие. Видом называется класс предметов, который содержится в роде – более широком классе. Видовое понятие – более узкое по сравнению с родовым понятием.
Смысловая модель «определение» При помощи смысловой модели «определение» выявляется содержание, смысл понятия. Определение является одной из важнейших моделей в мыслительной и речевой деятельности человека. Для того чтобы рассуждать о каких-либо понятиях, необходимо определить эти понятия, выявить их содержание. А для того чтобы между собеседниками (или же автором и читателем, которые, по сути, также являются собеседниками) не возникли пустые разногласия, необходимо уточнить, в каком из значений употребляется то или иное слово, т.к. в русском языке, как и в других языках, большая часть слов является многозначными, т.е. обозначающими разные понятия. Смысловая модель «определение» играет важнейшую роль в текстах научного стиля. И это не случайно, так как цель научной деятельности (по крайней мере, одна из целей) – изучить неизвестный объект действительности, выявить его существенные признаки, т.е. дать ему определение. Познанный, т.е. определенный объект действительности становится базой, основой для дальнейшего познания. Смысловые модели «целое – части», «свойства», «сравнение и противопоставление», «обстоятельства», «причина и следствие», «примеры, свидетельства», «имя» Существование смысловой модели «целое – части» обусловлено тем фактом, что окружающий нас мир, с одной стороны, представляет собой единое целое, а с другой – это единое целое состоит из отдельных частей. Так, Вселенная представляет единое целое, в котором выделяются отдельные части – галактики. Наша Галактика как единое целое тоже часть Вселенной, в свою очередь, она делится на отдельные части – звезды, межзвездное вещество, планеты и т.д. Наша планета – также представляет собой единое целое, но в ней можно выделить атмосферу, земную кору, моря, реки, океаны, города и т.д.Использование модели «целое – части» в речи предполагает: 1) рассмотрение предмета речи как части некоего целого; 2) мысленное расчленение предмета речи и описание его отдельных частей. Свойства – это признаки предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Умение хорошо описывать предмет подразумевает умение выделять важнейшие свойства и характерные признаки предмета речи. Для описания предмета речи следует: а) отбирать самые существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, причём такие из них, которые делают его интересным и для говорящего, и для адресата; б) не избегать при этом выражения собственных оценок и эмоций.Сопоставление представляет собой поиск общего между предметами и открытие отличного и противоположного.Смысловая модель «причина и следствие» описывает ещё один универсальный тип отношений между идеями. Причинно-следственные отношения особенно важны в аргументирующей речи, при рассуждении, доказательстве. Смысловая модель «обстоятельства» обозначает место, время, условия. Ответы на вопросы – где?, когда?, каким образом? позволяют развивать содержание речи. Особенно важна эта смысловая модель в повествованиях и в описаниях.Свидетельства («обращение к авторитетам») во многом сходны с примерами. Это разного рода цитаты и изречения, которые употребляются в речи с целью придать ей весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии.И свидетельства, и примеры нередко используются не только и не столько как доказательства, сколько для того, чтобы оживить внимание аудитории.
|
|
Текст 1
В автобиографической заметк… «Коротко о себе» А.Ахматов… писала: «Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одесс… (Большой Фонтан). Мой отец в то время – отставной инженер-механик флот.... Годовалым ребенк… я была привезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царско-сельские».
Стоит напомнить еще одну биографическую деталь, которая хотя и не сыграла такой определенной роли, как Царское Село, но значило для Ахматовой очень много. Это Черное мор…, юг, различные город… Крыма, Севастополь…, Киев. В Киев… Ахматова вышла замуж, и этот город навсегда связался в ее памят… с первыми, самыми счастливыми дням… жизни.
Выйдя замуж, Ахматова вернулась в Царское Село… Стихи Ахматова начала писать с 11 лет. Первое стихотворение… было напечатано в Париж… в 1907 году. В 1912 год… вышла первая книга – «Вечер». К тому времени она уже подписывалась псевдоним… Ахматова – по фамилии бабушк…-татарк...
(А. Павловский)
Задания
1.Выразительно прочитайте текст, правильно вставляя окончания существительных.
2.Что о своем детстве пишет А.Ахматова?
3.Подчеркните грамматическую основу предложений.
|
4.Определите падеж и склонение выделенных слов текста.
5.Составьте автобиографию.
Текст 2
И впрямь Авдотья Николавна была прелакомный кусок.
Идет, бывало, гордо, плавно чуть тронет землю башмачок;
В Тамбове не запомнят люди такой высокой, полной груди:
Бела как сахар, так нежна, Что жилка каждая видна.
Казалося: для нежной страсти она родилась. А глаза...
Ну, что такое бирюза?
Что небо? Впрочем, я отчасти поклонник голубых очей
И не гожусь в число судей.
А этот носик! эти губки, Д
ва свежих розовых листка!
А перламутровые зубки,
А голос сладкий, как мечта!
Она картавя говорила;
Нечисто «р» произносила;
Но этот маленький порок
Кто извинить бы в ней не мог?
М.Ю.Лермонтов «Тамбовская казначейша»
Задания к тексту:
1.Определите тему и главную мысль каждого отрывка из произведений М. Ю. Лермонтова.
2. Что объединяет эти два отрывка?
3. Выпишите словосочетания: имя прилагательное + имя существительное.
4. Опишите свою подругу или друга, используя имена прилагательные.
Методические рекомендации
1.Выберите для анализа небольшой по объему художественный текст.
2.Выделите в тексте ключевые слова, определите тему и идею текста. Определите, при помощи каких смысловых моделей происходит развитие содержания в тексте.
Список литературы
1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақ университеті, 2012 с. – C. 106-110.
2. Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 1999.
3. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка:Учебник.-Алматы: Print-S, 2005.