Тема 6. Способы развития информации в тексте. (3 ч.)




План

1.Прогрессия текста как увеличение его объёма и количества информации

2. Способы развития информации в тексте.

3. Параллельный способ развития информации.

4.Цепной способ развития информации.

 

Текст 1

Цвета и флаги

Оказывается, расцветка национальных флагов совсем не случайна. За ней – легенды, уходящие в седую старину, традиции и верования народов. Буйные красно-желтые цвета флага Испании соответствуют характеру и темпераменту любителей корриды, а спокойные белые и голубые цвета флага Финляндии – нраву жителей этой страны.

Существует даже наука о флагах – вексиллология, которая установила, что по традиции синий цвет символизирует честность, верность, а черный – мудрость и осторожность. С давних пор у многих народов красный цвет был синонимом жизни, праздника, веселья; позже он стал символом неустрашимости, борьбы, революции.

Мало кто помнит, что в 1917 году великий ученый К.А.Тимирязев написал статью «Красное знамя», где есть такие строки: «Красный цвет служит эмблемой единения демократии всего мира и символом единения между силой знания и мощью труда!».
Задания к тексту:

1. Укажите, какой способ развития информации (цепной или параллельный) использован в тексте.

2. Выделите в тексте исходные события-причины и события-условия.

3. Рассмотрите построение предложений. Каков порядок следования события-причины, события-условия и следования в тексте?

4. Вспомните, что символизирует цвет флага Казахстана?

6. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.

5. Что представляет собой параллельный способ развития информации?

6. Что представляет собой параллельный способ развития информации внутри и между предложения?

Методические рекомендации

1. Используя цепной способ развития информации между предложениями, составьте предложения, в которых бы рассматривалась ситуация-следствие: «Почему флаг РК голубого цвета?»

2.Напишите эссе на тему: Что значит для тебя флаг твоего Отечества?

Список литературы

1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақ университеті,

2012 с. – C. 120-131.

2. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка:Учебник.-Алматы: Print-S, 2005.

3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М.: 2000

 

Тема 7. Основная и дополнительная информация в тексте. (3 ч.)

План

1. Определение основной информации в тексте.

2. Определение дополнительной информации в тексте.

Задание. Сделайте полный структурно-смысловой анализ текстов. Определите коммуникативную задачу, микротему, данную и новую информацию текста, способы развития информации текста. Найдите основную и дополнительную информацию в тексте.

Текст 1.

Демократические институты выборов в Казахстане в чисто временном плане в современной исторической литературе считаются равными многим европейским. О них немало свидетельств историков. Собственно подобное связано с самой казахской цивилизацией, где формирование структур власти того или иного правителя проходило только с согласия общества. Оно же, по данным Ч.Ч.Валиханова, давало свое согласие на определенных условиях, каждый раз, детально оговаривая масштабы полномочий главы страны, племени, рода, судьи.

По свидетельству Ч.Ч.Валиханова, исследованиям Е.Бекмаханова, властную систему казахского общества традиционно составляли ханы, султаны, старшины, батыры, бии, баи. Эта национальная, родовая и судебная элита сформировались исторически за довольно продолжительный период и действовала до включения Казахстана в состав Российской империи.

Уже сам по себе факт традиции вынудил элиту кочевого общества не только поддерживать, разумеется, в своих интересах, освященные историей порядки, но и следовать им. А это – выборность ханов-правителей страны, выборность представителей судебного корпуса (биев). Как каждый раз эта практика корректировалась – вопрос чисто исторический. Нам важен сам факт наличия элементов демократии и уровней тогдашнего избирательного права и процесса. Если избрание хана – уровень общенационального масштаба, то избрание бия, это – уровень местного масштаба, дело конкретного рода.

 

Текст 2.

Латинское слово humanus – человечный – означает признание ценности человека как личности, его прав, свобод, и стремления к всестороннему развитию. Отсюда неизбежна постановка вопроса о гуманизме как принципе и гуманистических основах самой политики. Гуманизм перестает быть частным делом каких-то благотворителей, он должен стать критерием качества самой политики. На наш взгляд, гуманистические основы политики можно рассматривать в следующих аспектах:

Во-первых, как идейную константу интересов, запросов, потребностей отдельных групп людей и общества в целом, что направлено на снятие политического напряжения и решение конкретных социальных задач, скажем по спасению попавших в сложную ситуацию.

Во-вторых, оценивать то, как конкретная политика отразилась на судьбах людей, то есть проводить «человеческое измерение» самой политики и ее последствий. Здесь, как правило, сказывается трагический опыт войн, революций, непродуманных реформ. Наиболее нагляден в этом отношении политический курс Ф.И. Голощекина на оседание казахского аула на базе коллективизации, ставший огромной трагедией в судьбах казахского этноса.

В-третьих, гуманизм наших дней требует бережного отношения к среде обитания, сохранения того места, где этнос утвердил свою цивилизацию и культуру. В наши дни экология стала условием выживания человечества вообще.

Сама гуманизация в наше время становится важнейшим критерием цивилизованности политики и политиков, действующих партий и общественных движений.

 

Текст 3.

Важнейшей частью любой политической системы современности являются политические партии, которые выполняют роль специфичного института, осуществляющего связь человека с обществом и государством, а так же, самим фактом своей деятельности, реализуют основное право индивида на свободный и самостоятельный выбор формы участия в жизни социума.

Само слово партия происходит от латинского термина – parties – часть чего-то, сторона какого либо процесса. Позднее данное слово стали применять для характеристики группы союзников в решении общей проблемы. Любая политическая партия, по сути своей, есть такое общественное формирование, в котором объединяются люди, осознавшие общность своих интересов, намерений их реализации, путем совместных действий в рядах специальной организации.

В современном мире начальным, то есть исходным субъектом жизни социума, что установлено еще Г.Гегелем, является личность. Конституция любого государства устанавливает только гражданина страны. Но, кроме рядовых граждан, Конституция дает право участия в политической жизни организованным в партии группам общества.

Политическая партия – добровольное объединение наиболее активных членов общества на базе общей идейно-политической константы, закрепленной в Программе, Уставе, других установочных документах. Право человека на его приход в партию есть реализация личных стремлений.

Список литературы

1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақ университеті,

2012 с. – C. 120-131.

2. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка:Учебник.-Алматы: Print-S, 2005.

3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М.: 2000



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: