План
1.Прогрессия текста как увеличение его объёма и количества информации
2. Способы развития информации в тексте.
3. Параллельный способ развития информации.
4.Цепной способ развития информации.
Текст 1
Цвета и флаги
Оказывается, расцветка национальных флагов совсем не случайна. За ней – легенды, уходящие в седую старину, традиции и верования народов. Буйные красно-желтые цвета флага Испании соответствуют характеру и темпераменту любителей корриды, а спокойные белые и голубые цвета флага Финляндии – нраву жителей этой страны.
Существует даже наука о флагах – вексиллология, которая установила, что по традиции синий цвет символизирует честность, верность, а черный – мудрость и осторожность. С давних пор у многих народов красный цвет был синонимом жизни, праздника, веселья; позже он стал символом неустрашимости, борьбы, революции.
Мало кто помнит, что в 1917 году великий ученый К.А.Тимирязев написал статью «Красное знамя», где есть такие строки: «Красный цвет служит эмблемой единения демократии всего мира и символом единения между силой знания и мощью труда!».
Задания к тексту:
1. Укажите, какой способ развития информации (цепной или параллельный) использован в тексте.
2. Выделите в тексте исходные события-причины и события-условия.
3. Рассмотрите построение предложений. Каков порядок следования события-причины, события-условия и следования в тексте?
4. Вспомните, что символизирует цвет флага Казахстана?
6. Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните их.
5. Что представляет собой параллельный способ развития информации?
6. Что представляет собой параллельный способ развития информации внутри и между предложения?
|
Методические рекомендации
1. Используя цепной способ развития информации между предложениями, составьте предложения, в которых бы рассматривалась ситуация-следствие: «Почему флаг РК голубого цвета?»
2.Напишите эссе на тему: Что значит для тебя флаг твоего Отечества?
Список литературы
1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақ университеті,
2012 с. – C. 120-131.
2. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка:Учебник.-Алматы: Print-S, 2005.
3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М.: 2000
Тема 7. Основная и дополнительная информация в тексте. (3 ч.)
План
1. Определение основной информации в тексте.
2. Определение дополнительной информации в тексте.
Задание. Сделайте полный структурно-смысловой анализ текстов. Определите коммуникативную задачу, микротему, данную и новую информацию текста, способы развития информации текста. Найдите основную и дополнительную информацию в тексте.
Текст 1.
Демократические институты выборов в Казахстане в чисто временном плане в современной исторической литературе считаются равными многим европейским. О них немало свидетельств историков. Собственно подобное связано с самой казахской цивилизацией, где формирование структур власти того или иного правителя проходило только с согласия общества. Оно же, по данным Ч.Ч.Валиханова, давало свое согласие на определенных условиях, каждый раз, детально оговаривая масштабы полномочий главы страны, племени, рода, судьи.
|
По свидетельству Ч.Ч.Валиханова, исследованиям Е.Бекмаханова, властную систему казахского общества традиционно составляли ханы, султаны, старшины, батыры, бии, баи. Эта национальная, родовая и судебная элита сформировались исторически за довольно продолжительный период и действовала до включения Казахстана в состав Российской империи.
Уже сам по себе факт традиции вынудил элиту кочевого общества не только поддерживать, разумеется, в своих интересах, освященные историей порядки, но и следовать им. А это – выборность ханов-правителей страны, выборность представителей судебного корпуса (биев). Как каждый раз эта практика корректировалась – вопрос чисто исторический. Нам важен сам факт наличия элементов демократии и уровней тогдашнего избирательного права и процесса. Если избрание хана – уровень общенационального масштаба, то избрание бия, это – уровень местного масштаба, дело конкретного рода.
Текст 2.
Латинское слово humanus – человечный – означает признание ценности человека как личности, его прав, свобод, и стремления к всестороннему развитию. Отсюда неизбежна постановка вопроса о гуманизме как принципе и гуманистических основах самой политики. Гуманизм перестает быть частным делом каких-то благотворителей, он должен стать критерием качества самой политики. На наш взгляд, гуманистические основы политики можно рассматривать в следующих аспектах:
|
Во-первых, как идейную константу интересов, запросов, потребностей отдельных групп людей и общества в целом, что направлено на снятие политического напряжения и решение конкретных социальных задач, скажем по спасению попавших в сложную ситуацию.
Во-вторых, оценивать то, как конкретная политика отразилась на судьбах людей, то есть проводить «человеческое измерение» самой политики и ее последствий. Здесь, как правило, сказывается трагический опыт войн, революций, непродуманных реформ. Наиболее нагляден в этом отношении политический курс Ф.И. Голощекина на оседание казахского аула на базе коллективизации, ставший огромной трагедией в судьбах казахского этноса.
В-третьих, гуманизм наших дней требует бережного отношения к среде обитания, сохранения того места, где этнос утвердил свою цивилизацию и культуру. В наши дни экология стала условием выживания человечества вообще.
Сама гуманизация в наше время становится важнейшим критерием цивилизованности политики и политиков, действующих партий и общественных движений.
Текст 3.
Важнейшей частью любой политической системы современности являются политические партии, которые выполняют роль специфичного института, осуществляющего связь человека с обществом и государством, а так же, самим фактом своей деятельности, реализуют основное право индивида на свободный и самостоятельный выбор формы участия в жизни социума.
Само слово партия происходит от латинского термина – parties – часть чего-то, сторона какого либо процесса. Позднее данное слово стали применять для характеристики группы союзников в решении общей проблемы. Любая политическая партия, по сути своей, есть такое общественное формирование, в котором объединяются люди, осознавшие общность своих интересов, намерений их реализации, путем совместных действий в рядах специальной организации.
В современном мире начальным, то есть исходным субъектом жизни социума, что установлено еще Г.Гегелем, является личность. Конституция любого государства устанавливает только гражданина страны. Но, кроме рядовых граждан, Конституция дает право участия в политической жизни организованным в партии группам общества.
Политическая партия – добровольное объединение наиболее активных членов общества на базе общей идейно-политической константы, закрепленной в Программе, Уставе, других установочных документах. Право человека на его приход в партию есть реализация личных стремлений.
Список литературы
1. Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К., Мухамадиева Х.С. – Алматы, Қазақ университеті,
2012 с. – C. 120-131.
2. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка:Учебник.-Алматы: Print-S, 2005.
3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие – М.: 2000