Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать2 аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо одних классов не может не вызвать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план);
общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
|
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому к сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных.
(«Теория государства и права»)
Функции государства
Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют всего органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никто другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.
|
К внутренним функциям государства можно отнести следующие: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2) экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная и др.
К внешним функциям государства можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.
(«Теория государства и права»)
Текст 1
В основе переработки первичного текста во вторичный лежат три процесса: сокращение, замена, введение нового. Эти процессы, в свою очередь, связаны с двумя противоположными методами: упрощением и усложнением. Сокращение предполагает удаление из текстовой ткани избыточной и второстепенной, дополнительной информации. Оно выражается также в изъятии отдельных структурных элементов текста и лексико-грамматических единиц.
Процесс сокращения сопровождается преимущественно упрощением. Замена – это трансформация содержания и перефразирование языка. Переструктурирование содержания и перефразирование языка – это не просто замена, но и введение элементов нового. Однако это новое на уровне замены укладывается в рамки полного или краткого воспроизведения содержания исходного сообщения при сохранении его идейно-тематической основы.
Введение нового в собственном смысле слова связано с выходом в свободную передачу или трактовку информации исходного текста. Это приводит к разрушению идейно-тематической основы первичного текста и замене ее новой. В результате замены первичного текста вторичным имеет место создание обобщений и абстракций содержания. Это поиск новых, более емких форм и средств представления информации.
Задания к тексту:
1.Сохраните в тексте только самые общие суждения, оформив вторичную информацию в виде скомпрессированного текста.
2. Удалите из текстовой ткани первоисточника дополнительные ветви информации, оформив вторичную информацию в виде усеченного текста.
3. Удалите из текста самую частную информацию, оформив вторичную информацию в виде сокращенного текста.