Раздел I. Игры, направленные на развитие у младших школьников умения классифицировать объекты и предметы.




Пояснительная записка

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Такие дети составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющий диффузный, т.е. «разлитой», характер.

Все это обуславливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической и познавательной деятельности.

Согласно «Википедии». Умственная отсталость - это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

Умственная отсталость классифицируется по различным основаниям, отражающим этиологию и патогенез этого заболевания.

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на три степени:

1) дебильность (легкая степень умственной отсталости);

2) имбецильность (средняя степень умственной отсталости);

3) идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

Дети с легкой степенью умственной отсталости, обладающие хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки и может самостоятельно трудиться на производстве.

Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.

Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

У детей данной категории нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Лица с глубокой умственной отсталостью весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. У них не развиты внимание, восприятие, память. Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления.

Данный сборник направлен на работу с детьми легкой и средней степени умственного развития.

У детей с интеллектуальными нарушениями легкой и средней степени умственного развития страдает не только мелкая моторика, но и проявляются стойкие нарушения познавательной деятельности, возникающие вследствие органического поражения головного мозга. При этом страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Коррекционно-развивающая работа с данной категорией детей строится с учётом ведущего вида деятельности, игрой.

В психологическом словаре дается определение понятию «Игра» - это активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности.

К выбору игр для детей с нарушением интеллекта легкой и средней степени умственной отсталости, следует подходить с особым вниманием. Так как, отдельные дети способны выполнить задание с первой попытки, другие используют метод «проб и ошибок», но почти у всех наблюдаются рассогласование между движением и его словесным опосредованием, затруднения в последовательности движений, их количественном выполнении, самоконтроле. Поэтому требования, предъявляемые в игре, не должны превышать возможностей детей.

Все это позволяет говорить о том, что (дидактические) игры предоставляют большие возможности для умственного развития детей младшего школьного возраста.

Несмотря на отклонения, дети с легкой и средней степенью умственной отсталости, способны к обучению и развитию.

Целью данного сборника: подобрать и пробировать игры направленные на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников.

Сборник предназначен для организации работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации; развития мыслительных процессов.

Игры, в данном сборнике рекомендованы для младших школьников с нормой интеллекта, а также для детей с нарушением интеллектуального развития. Могут использоваться учителями коррекционных классов, начальных классов, студентами. Данные игры рекомендовано проводить в учебное время и во второй половине дня, включать их в коррекционные занятия; перемены, в организации детей, для создания мотивации. Длительность игр и упражнений – до 20 минут.

 

Раздел I. Игры, направленные на развитие у младших школьников умения классифицировать объекты и предметы.

Цель раздела: формирование у учащихся умений классифицировать объекты и предметы.

«Найди свою пар».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

«Разложи игрушки».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком раскладываются игрушки: собака, волк, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. д. если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.

Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком то порядке по выбранному детьми основанию («сейчас они лежат в вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.

«Положи куда надо».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами – кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красный, синий, желтый). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.

Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?». Правильный ответ одобряется, не правильный предлагается обдумать и исправить.

«Ежики».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображение ёжиков и зонтиков разных величин: 2 больших и 2 маленьких.

Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей – папа, мама и 2 ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа – ёж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама – ежиха. –спрячемся под ёлкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики». После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.

«Скажи слово с нужным звуком».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». после небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». («Шапка»), и бросить мяч другому. И т.д. затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.

«Одинаковое и разное».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля

Организация: игра проводится фронтально. Заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …

Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.

«Одинаковое и разное».

Предназначена для детей с: средней степенью отсталости;

Цель: помочь детям в овладении умениями слушания классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию – дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля

Организация: игра проводится индивидуально. Заранее подготавливаются цепочки картинок, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка …

Ход игры: игру можно проводить по - разному: сначала учитель предлагает ребенку продолжить цепочку теми карточками, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми карточками, которые совсем не подходят. Ошибки разбираются совместно.

«Четвѐртый лишний»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры:

I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:

1. стол, стул, шкаф, шапка;

2. шапка, шуба, костюм, чайник;

3. огурец, репа, морковь, заяц;

4. лошадь, кошка, собака, щука;

Если ребѐнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребѐнок сам научится делать такие выводы.

II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов:

1. платье, сарафан, юбка, шуба;

2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;

3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;

4. ландыш, мак, ромашка, гриб;

5. ель, сосна, лиственница, берѐза;

6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;

III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например:

1. жѐлтый шар, жѐлтое яблоко, жѐлтая груша, оранжевый апельсин;

2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко;

3. помидор, свѐкла, редиска, красное яблоко;

4. помидор, красное яблоко, свѐкла, морковь;

«Что происходит».

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: Перед ребѐнком лежат три-четыре однородных предмета,

например: тарелка, чашка, ложка.

Поодаль лежат предметы (сначала их только два), один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок. Ребѐнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребѐнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет.

 

 

«Фонарики»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.

 

 

«Разноцветные мячи»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: На каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.

 

 

«Цвет и форма»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры:

1. Ребѐнку предлагаются различные по цвету геометрические фигуры. Даѐтся задание – сюда положишь две такие (показывают ему карточку определѐнного цвета), сюда две такие (карточка другого цвета). Ребѐнок подбирает к карточке различные фигуры одинакового цвета, т.е. группирует предметы по цвету.

2. Можно предложить ребѐнку сгруппировать геометрические фигуры по форме. Задание ребѐнку: сюда положишь все треугольники, сюда все круги, сюда все квадраты. Можно предложить ребѐнку разделить эти фигуры на две группы или разложить на две кучки.

«Кому что подойдѐт»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: Детям показывают большие карточки с изображением кукол в разных ситуациях (за столом, в кабинете врача, в песочнице, возле кровати) и т. д. и говорят, что куклы загрустили, они не знают где им взять всѐ необходимое для обеда, для прогулки и т. д.

«Где что найдѐшь»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: В групповой комнате расставляется «шкаф для посуды», «шкаф для одежды», «шкаф для игрушек», «медицинский кабинет» и т.д. Детям раздаются картинки, изображающие посуду, одежду, игрушки и т.д. Детям предлагается разложить все предметы по местам. Затем обсуждается для всех ли предметов найдены правильные места.

 

 

«Кто быстрее найдѐт свою игрушку»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход игры: Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: