Дискуссия «предписывающая стратегия - эмерджентная стратегия»




Стратегический менеджмент -современные и будущие тенденции

Введение

Стратегический менеджмент - сравнительно молодая дисциплина (если вообще она может быть названа дисциплиной, так как фактически это междисципли­нарная область). Специалисты-стратеги, занимаясь достаточно серьезно самы­ми разными дисциплинами - такими, как теория и поведение компаний, управ­ление человеческими ресурсами, экономика, бухучет и финансы, а также мар­кетинг, - пытаются сформулировать собственные теории и аналитические схе­мы. Будущее стратегического менеджмента, несомненно, будет гораздо продол­жительнее, чем его прошлое. Поэтому теории, инструменты и методы в стратеги­ческом менеджменте еще далеки от точных формулировок. Этот предмет будет, безусловно, развиваться, а методы и методики - совершенствоваться.

В основе стратегического менеджмента лежит стремление объяснить, почему некоторые компании достигают конкурентных преимуществ. Согласно точке зрения, распространенной в 1980-х годах, конкурентное преимущество ком­пании объяснялось благоприятным конкурентным позиционированием ком­пании в бизнес-окружении, основанном на системном планировании (Argenti, 1965; Porter, 1980, 1985). В 1 990-е годы некоторые специалисты, занимающие­ся вопросами стратегии компании, выдвинули точку зрения, согласно которой в турбулентном бизнес-окружении стратегия может развиваться постепенно, а конкурентное преимущество зависит от способности компании объединять стержневые ресурсы, которые не могут быть просто воспроизведены конку­рентами (Prahalad and Hamel, 1990,1994; Heene and Sanchez, 1997; Kay, 1993). В данной главе, которая призвана суммировать основные положения книги, поставлены две задачи: определить источники стратегического менеджмента и рассмотреть тенденции его развития.

Темы в стратегическом менеджменте

«Большие» противоречия

Развитие стратегии как полноправной академической дисциплины отражено в двух дискуссиях, связанных с вопросом, какой подход является самым приемлемым для стратегического менеджмента (см. рис. 5.1). Среди специалистов, занимающих­ся вопросами стратегического менеджмента, существуют некоторые разногласия по поводу того, что же является причиной конкурентного преимущества. Одни из них за­щищают подход, который называется плановым (или предписывающим), иногда его называют намеренным; другие полагают, что лучше всего развивать стратегию эмерджентно, спонтанно (см.: Key Concept. P.7). В основе другой дискуссии лежит точка зрения, что конкурентное преимущество является либо результатом конкурент­ного позиционирования компании в отрасли либо следствием специфических стерж­невых компетенций компании. Эти темы будут рассмотрены далее.

Рис. 5.1. Развитие стратегического менеджмента

Дискуссию по поводу развития стратегического менеджмента можно условно раз­делить на две большие группы:

1) плановая (предписывающая) и противоположная ей эмерджентная (спонтанная) стратегии;

2) стратегия, основанная на конкурентном позиционировании, и противоположная ей стратегия, основанная на стержневых компетенциях.

Первую группу мы обсуждали в 1, вторую - в 3.2. Здесь мы суммируем главные характеристики этих подходов и кратко отметим их основные достоинства и недостатки (табл. 5.1).

 

Дискуссия «предписывающая стратегия - эмерджентная стратегия»

Плановая, или предписывающая, стратегия

Плановая, или предписывающая, стратегия рассматривает стратегический ме­неджмент как логический, рациональный и системный подход. После анализа компа­нии и ее окружения аналитики должны четко определить корпоративные и бизнес-цели и сформулировать, выбрать и реализовать стратегии, которые позволят достичь поставленных целей.

Таблица 5.1

Этот подход критикуют на том основании, что часто существует большая дистанция между тем, что запланировано, и тем, что достигнуто (Mintzberg, 1987). Также считают, что увеличивающиеся турбулентность и хаотичность бизнес-окружения делают четкое планирование достаточно бессмысленным. Плановость ме­шает бизнесу быть подвижным, а без этого невозможно выжить в условиях постоян­ных изменений. Чрезмерное плановое регулирование мешает проявлению творчест­ва, что часто подрывает успех стратегии.

В то же время следует отметить, что системное планирование позволяет организо­вать сложную деятельность и информацию, объединить бизнес-цели, ставить задачи по достижению определенного результата и значительно увеличить степень контроля над деятельностью компании. Плановый подход часто используют вместе с подхо­дом, основанным на конкурентном позиционировании (см. далее в этом разделе).

Эмерджентная стратегия

Эмерджентная стратегия зиждется на признании того факта, что стратегия должна разрабатываться постоянно, т. е. все время. Эта точка зрения основана на предположе­нии, что компании - это социальные организации, действующие в быстро меняющемся окружении. В подобных обстоятельствах стратегия возникает как результат взаимодейст­вия между заинтересованными лицами и между компанией и ее окружением. В результа­те эмерджентного подхода компании быстро реагируют на изменения, становятся чрез­вычайно подвижными. Этот подход может быть основой организационного обучения и обеспечить такую внутреннюю культуру, которая позволит менеджерам думать и дей­ствовать активно и творчески (что не обеспечивается жесткими рамками плановой стра­тегии). Недостатком данной стратегии является отсутствие четкой стратегической цели, что может сказаться на результатах деятельности компании (поскольку у компании нет ясно сформулированной цели, нельзя определить, достигнута ли она).

Чтобы сбалансировать недостатки эмерджентной стратегии, Квин и Войер (Quinn, 1978; Quinn and Voyer, 1994) допускают присутствие элементов планирования в кон­тексте эмерджентной стратегии, говоря о так называемой целевой эмерджентности. Этот подход особо подчеркивает важность организационного обучения (см. далее в этой главе).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: