Стратегический менеджмент -современные и будущие тенденции
Введение
Стратегический менеджмент - сравнительно молодая дисциплина (если вообще она может быть названа дисциплиной, так как фактически это междисциплинарная область). Специалисты-стратеги, занимаясь достаточно серьезно самыми разными дисциплинами - такими, как теория и поведение компаний, управление человеческими ресурсами, экономика, бухучет и финансы, а также маркетинг, - пытаются сформулировать собственные теории и аналитические схемы. Будущее стратегического менеджмента, несомненно, будет гораздо продолжительнее, чем его прошлое. Поэтому теории, инструменты и методы в стратегическом менеджменте еще далеки от точных формулировок. Этот предмет будет, безусловно, развиваться, а методы и методики - совершенствоваться.
В основе стратегического менеджмента лежит стремление объяснить, почему некоторые компании достигают конкурентных преимуществ. Согласно точке зрения, распространенной в 1980-х годах, конкурентное преимущество компании объяснялось благоприятным конкурентным позиционированием компании в бизнес-окружении, основанном на системном планировании (Argenti, 1965; Porter, 1980, 1985). В 1 990-е годы некоторые специалисты, занимающиеся вопросами стратегии компании, выдвинули точку зрения, согласно которой в турбулентном бизнес-окружении стратегия может развиваться постепенно, а конкурентное преимущество зависит от способности компании объединять стержневые ресурсы, которые не могут быть просто воспроизведены конкурентами (Prahalad and Hamel, 1990,1994; Heene and Sanchez, 1997; Kay, 1993). В данной главе, которая призвана суммировать основные положения книги, поставлены две задачи: определить источники стратегического менеджмента и рассмотреть тенденции его развития.
|
Темы в стратегическом менеджменте
«Большие» противоречия
Развитие стратегии как полноправной академической дисциплины отражено в двух дискуссиях, связанных с вопросом, какой подход является самым приемлемым для стратегического менеджмента (см. рис. 5.1). Среди специалистов, занимающихся вопросами стратегического менеджмента, существуют некоторые разногласия по поводу того, что же является причиной конкурентного преимущества. Одни из них защищают подход, который называется плановым (или предписывающим), иногда его называют намеренным; другие полагают, что лучше всего развивать стратегию эмерджентно, спонтанно (см.: Key Concept. P.7). В основе другой дискуссии лежит точка зрения, что конкурентное преимущество является либо результатом конкурентного позиционирования компании в отрасли либо следствием специфических стержневых компетенций компании. Эти темы будут рассмотрены далее.
Рис. 5.1. Развитие стратегического менеджмента
Дискуссию по поводу развития стратегического менеджмента можно условно разделить на две большие группы:
1) плановая (предписывающая) и противоположная ей эмерджентная (спонтанная) стратегии;
2) стратегия, основанная на конкурентном позиционировании, и противоположная ей стратегия, основанная на стержневых компетенциях.
Первую группу мы обсуждали в 1, вторую - в 3.2. Здесь мы суммируем главные характеристики этих подходов и кратко отметим их основные достоинства и недостатки (табл. 5.1).
|
Дискуссия «предписывающая стратегия - эмерджентная стратегия»
Плановая, или предписывающая, стратегия
Плановая, или предписывающая, стратегия рассматривает стратегический менеджмент как логический, рациональный и системный подход. После анализа компании и ее окружения аналитики должны четко определить корпоративные и бизнес-цели и сформулировать, выбрать и реализовать стратегии, которые позволят достичь поставленных целей.
Таблица 5.1
Этот подход критикуют на том основании, что часто существует большая дистанция между тем, что запланировано, и тем, что достигнуто (Mintzberg, 1987). Также считают, что увеличивающиеся турбулентность и хаотичность бизнес-окружения делают четкое планирование достаточно бессмысленным. Плановость мешает бизнесу быть подвижным, а без этого невозможно выжить в условиях постоянных изменений. Чрезмерное плановое регулирование мешает проявлению творчества, что часто подрывает успех стратегии.
В то же время следует отметить, что системное планирование позволяет организовать сложную деятельность и информацию, объединить бизнес-цели, ставить задачи по достижению определенного результата и значительно увеличить степень контроля над деятельностью компании. Плановый подход часто используют вместе с подходом, основанным на конкурентном позиционировании (см. далее в этом разделе).
Эмерджентная стратегия
Эмерджентная стратегия зиждется на признании того факта, что стратегия должна разрабатываться постоянно, т. е. все время. Эта точка зрения основана на предположении, что компании - это социальные организации, действующие в быстро меняющемся окружении. В подобных обстоятельствах стратегия возникает как результат взаимодействия между заинтересованными лицами и между компанией и ее окружением. В результате эмерджентного подхода компании быстро реагируют на изменения, становятся чрезвычайно подвижными. Этот подход может быть основой организационного обучения и обеспечить такую внутреннюю культуру, которая позволит менеджерам думать и действовать активно и творчески (что не обеспечивается жесткими рамками плановой стратегии). Недостатком данной стратегии является отсутствие четкой стратегической цели, что может сказаться на результатах деятельности компании (поскольку у компании нет ясно сформулированной цели, нельзя определить, достигнута ли она).
|
Чтобы сбалансировать недостатки эмерджентной стратегии, Квин и Войер (Quinn, 1978; Quinn and Voyer, 1994) допускают присутствие элементов планирования в контексте эмерджентной стратегии, говоря о так называемой целевой эмерджентности. Этот подход особо подчеркивает важность организационного обучения (см. далее в этой главе).