ПРОГРАММА
Государственного экзамена
По специальности 080111 «Маркетинг»
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Совета
Института экономики и менеджмента
_____________________С.Д. Резник
«____»_______________20 г.
ПЕНЗА 2013
ВВЕДЕНИЕ
Государственный экзамен по специальности 080111 «Маркетинг» представляет собой итоговый междисциплинарный экзамен, который наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом.
К качеству знаний программы государственного экзамена предъявляются следующие требования:
1. Оценка «отлично» выставляется студенту, глубоко и отлично усвоившему полный программный материал, свободно владеющему основным материалом, основными категориями, понятиями и показателями. При этом студент должен легко, свободно, грамотно и логично справляться с дополнительными вопросами и задачами, демонстрировать навыки и приемы выполнения практических работ.
2. Оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему и грамотно излагающему программный материал, усвоившему основные категории по всем указанным дисциплинам, не допускающему существенных неточностей в ответах на дополнительные вопросы.
3. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только основного материала, допускает неточности, испытывает затруднения при определении основных понятий, категорий, показателей, и испытывает затруднения при решении практических задач, ситуаций.
4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические задачи, ситуации.
|
Комплект теоретических вопросов для проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080111 «Маркетинг» подготовлен по 17 – ти дисциплинам учебного плана, практические задачи и проблемные ситуации.
Программа итоговой аттестации состоит из трех разделов:
Раздел 1. Экономическая теория: микроэкономика, макроэкономика.
Раздел 2. Товароведение, экспертиза и стандартизация, коммерческая деятельность, ценообразование, логистика, маркетинг услуг, менеджмент.
Раздел 3. Современный маркетинг: управление маркетингом, маркетинговые исследования, поведение потребителей, маркетинговые коммуникации, международный маркетинг, маркетинг инноваций, управление качеством и конкурентоспособностью товара, маркетинговое планирование, стратегический маркетинг.
Вопросы программы государственного экзамена подготовлены по дисциплинам общепрофессионального цикла, и цикла специализации.
Программа составлена с учетом квалификационной характеристики маркетолога, типовых рабочих программ дисциплин специальности 080111 «Маркетинг» и внутривузовского положения о государственном экзамене по специальности.
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: МИКРОЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: МАКРОЭКОНОМИКА
Экономическая теория: микроэкономика
Выпускник ВУЗа должен
ЗНАТЬ
- основные понятия и правильно понимать ее исходные принципы микроэкономического анализа;
- иметь представление об основных инструментах современного микроэкономического анализа;
|
УМЕТЬ
- правильно применять инструменты анализа на практике;
- грамотно описывать экономические процессы и принимать адекватные им управленческие решения.
-
ВОПРОСЫ
1. Предмет и метод экономической теории. Основные этапы зарождения и становления экономической теории как науки. Предмет экономической теории с позиции различных научных школ. Сущность специфических и общих экономических законов. Уровни изучения экономических законов (микро-мезо-макро-мегаэкономика). Функции экономической теории. Общенаучные и частные методы познания экономических явлений и процессов.
2. Естественные и социальные условия жизнедеятельности людей. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Характеристики социальной и естественной среды целесообразной деятельности человека. Сущность, виды и способы удовлетворения человеческих потребностей. Кривая производственных возможностей и закон возрастания альтернативных затрат.
3. Основы теории спроса и предложения: понятие, кривая и закон спроса, изменение объема спроса и факторы динамики спроса; понятие, кривая и закон предложения, изменение объема предложения и факторы динамики предложения, взаимодействие спроса и предложения, равновесие и неравновесие рынка отдельного товара. Эластичность спроса и предложения.
4. Теория потребительского выбора: кардиналистский подход к оценке общей и предельной полезности экономического блага, законы Госсена; ординалистский подход к анализу потребительского поведения с помощью кривых безразличия и линии бюджетного ограничения. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения.
|
5. Место и роль фирмы в системе рыночных отношений. Понятие и целевая функция фирмы. Критерии классификации и виды фирм. Характеристика франчайзинга и венчурного бизнеса. Цели деятельности фирмы в постиндустриальной (информационной) экономике.
6. Теория производства фирмы: факторы производства и производственная функция, экономические показатели производственной деятельности фирмы в краткосрочном периоде, закон убывающей предельной производительности; производственная деятельность фирмы в долгосрочном периоде, определение оптимальной комбинации производственных ресурсов с помощью построения изокост и изоквант. Траектория роста фирмы. Положительный и отрицательный эффекты роста масштаба производства.
7. Теория издержек фирмы. Понятие и виды издержек производства. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек. Экономическая и бухгалтерская прибыль как результат функционирования фирмы на рынке и основа стратегии развития бизнеса.
8. Понятие и основные черты рынка совершенной конкуренции. Валовой, средний и предельный доход как показатели деятельности фирмы на рынке. Условие равновесия конкурентной фирмы и точка "бегства" с рынка. Кривая предложения конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность функционирования совершенно-конкурентного рынка.
9. Характеристика чистой монополии как рыночной структуры. Индексы Лернера (Ii) в Херфиндаля-Xиршмана (Iнн) как способы измерения монопольной власти. Определение цены и объемов производства фирмой-монополистом. Кривая спроса и ценовая эластичность спроса на продукцию чистого монополиста. Правило максимизации прибыли и равновесие чистого монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах. Цели и формы ценовой дискриминации. Социально-экономические последствия функционирования чистой монополии для общества и национальной экономики.
10. Признаки рынка монополистической конкуренции. Кривая спроса и ценовая эластичность спроса на продукцию монополистического конкурента. Правило максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Причины снижения прибыли и условие равновесия монопольно-конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Избыточная мощность как последствие дифференциации продукта на рынке монополистической конкуренции. Последствия функционирования монопольно-конкурентных рынков для общества и национальной экономики.
11. Причины возникновения и характерные признаки олигополистического рынка. Дуополия и ценовая война как базовые модели поведения олигополиста на рынке. Анализ моделей поведения олигополиста: жесткость цен и ломаная кривая спроса, сговор и картель, лидерство в ценах, ценообразование по принципу "издержки плюс". Причины и социально-экономические последствия ценовых войн. Экономическая эффективность олигополистического рынка,
12. Понятие рынка факторов производства и его отличия от рынка товаров и услуг. Функции рынка факторов производства в экономической системе. Особенности формирования спроса на факторы производства и предложения факторов производства. Основные правила использования ресурсов: правило минимизации издержек и правило максимизации прибыли. Равновесие и неравновесие рынка факторов производства.
13. Понятие и особенности функционирования совершенно-конкурентного рынка труда. Спрос на рабочую силу и основные правила найма дополнительных работников. Индивидуальное и рыночное предложение рабочей силы. Равновесие совершенно-конкурентного рынка труда. Особенности функционирования рынка труда в условиях несовершенной конкуренции: модели монопсонии и двусторонней монополии.
14. Рынок земли и земельная рента. Особенности земли как фактора производства. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения. Рента и цена земли.
15. Рынок капитала ссудный процент. Характеристика капитала как фактора производства. Процентная ставка как форма дохода на капитал. Определение стоимости денег во времени (принцип дисконтирования).
16. Внешние эффекты и производство общественных благ. Экономическая сущность, виды и последствия проявления внешних эффектов. Инструменты государственного регулирования внешних эффектов. Особенности производства, распределения и виды общественных благ. Проблема «безбилетника» и пути ее решения в социально - ориентированной рыночной экономике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Микроэкономика. Практический подход: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2009.-704 с.
2. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: учебник. – М.: КНОРУС, 2010.-320 с.
3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебник. – СПб.: Питер, 2010. -384 с.
4. Носова С.С. экономическая теория: учебник. – М.: КноРус, 2010.-792 с.
5. Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2010.-240 с.
6. Г.А. Резник, Т.В. Суханова. Экономическая теория: введение, микроэкономика: учеб. Пособие. – Пенза: ПГУАС, 2011.-196 с.
Экономическая теория: макроэкономика
Выпускник ВУЗа должен
ЗНАТЬ
- основные понятия и правильно понимать ее исходные принципы;
- иметь представление об основных инструментах современного макроэкономического анализа;
- основные макроэкономические показатели и принципы макроэкономического анализа;
- понимать сущность макроэкономического равновесия и знать основные его модели;
УМЕТЬ
- правильно применять инструменты анализа на практике;
- грамотно описывать экономические процессы и принимать адекватные им управленческие решения.
ВОПРОСЫ
1. Основные макроэкономические показатели. ВНП и методы его измерения. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Соотношение между основными показателями. Национальное счетоводство. Способы измерения валового национального продукта. Дефлятор ВНП. Номинальный и реальный ВГП. Инфлирование и дефлирование.
2. Макроэкономическое равновесие. Сущность, условия. Теории макроэкономического равновесия: классический и кейнсианский подходы. Основные отличия.
3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия: «доходы – совокупные расходы, эффективный спрос». Потребление, сбережения, инвестиции: склонность к потреблению и сбережению. Предельная склонность к сбережению и предельная склонность к потреблению.
4. Цикличность как закономерность экономического развития. Экономический цикл и его фазы. Классификация и периодичность кризисов. Стабилизационные программы.
5. Макроэкономическая нестабильность. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Полная занятость. Концептуальные подходы и анализ причин безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена.
6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Механизм развертывания инфляционной спирали. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса и стагфляция. Антиинфляционная политика.
7. Экономический рост: сущность и факторы. Типы экономического роста. Модели экономического роста. Государственное регулирование экономического роста.
8. Деньги и денежный рынок. Деньги и их роль в рыночной экономике. Функции денег. Спрос и предложение денег. Теоретические модели спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке. Ликвидная ловушка. Долгосрочная денежная политика.
9. Банковская система России. Банки и их функции. Балансовый отчет. Расширение предложения денег системой коммерческих банков. Фактические и избыточные резервные депозиты. Резервная норма. Денежный мультипликатор.
10. Цели и инструменты кредитно-денежной политики государства. Принципы проведения кредитно-денежной политики. Кейнсианская теория денег. Монетаристский подход. Эффективность кредитно-денежной политики.
11. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг: сущность, функции, инструменты рынка ценных бумаг. Организация и регулирование рынка ценных бумаг. Перспективы развития рынка кредитных ресурсов.
12. Финансовая система: структура, сущность, функции. Сущность и теоретические основы финансовой политики. Бюджетная система РФ. Госбюджет как инструмент финансового регулирования экономики.
13. Бюджетный дефицит и государственный долг. Циклический структурный дефицит. Управление государственным долгом.
14. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Государственные расходы и бюджетный дефицит. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Финансирование дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков.
15. Социальная политика: сущность и основные направления. Доходы и их источники. Социальное неравенство. Кривая Лоренца. Государственное регулирование распределения доходов. Социальная защита населения.
16. Мировое хозяйство и интеграционные процессы в мировой экономике. Этапы становления, основные черты мирового хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Резник Г.А. Макроэкономика: учебник. – Пенза: ПГУАС, 2008.
2. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. М.: КНОРУС, 2009
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. - 10-е изд. испр. – М.: Омега-Л, 2009
4. Макроэкономика: экспресс-курс / Е.А. Марыганова / Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.
5. Резник Г.А. Макроэкономика: учеб.пособие. – Пенза: ПГУАС, 2011..