Одной из наиболее дискутируемых проблем современной дидактики высшей школы является представление существующих методов обучения с системных позиций. В настоящее время нет единой точки зрения по данному вопросу. В связи с тем, что разные авторы при распределении методов обучения на группы и подгруппы используют различные признаки, существует ряд классификаций. Остановимся на тех, которые наиболее часто встречаются в отечественной педагогической литературе (табл. 1).
Таблица 1 - Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной высшей школе
Классификация | Основание | Группы методов |
Традиционная | Источник знаний | Словесные, наглядные, практические |
По назначению | Последовательность этапов обучения | Приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления ЗУН; проверки ЗУН |
По дидактическим целям | Цели обучения | Методы, способствующие: а) первичному усвоению материала; б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний |
Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому | Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД) | Организации и осуществления УПД; стимулирования и мотивации УПД; контроля и самоконтроля за эффективностью УПД |
Классификация методов обучения по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину | Характер деятельности обучающихся | Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские |
Традиционная (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе). Критерий классификации – источник получения информации. Выделяют три группы методов: словесные (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (показ, демонстрация моделей, схем), практические (упражнения, тренажи, решение задач).
|
По назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Критерий – последовательность этапов процесса обучения. Методы обучения классифицируют в соответствии со следующими этапами:
1) приобретения знаний;
2) формирования умений и навыков;
3) применения знаний;
4) творческой деятельности;
5) закрепления знаний, умений и навыков; 6) проверки знаний, умений и навыков.
По дидактическим целям (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников). Выделяют методы, способствующие:
а) первичному усвоению учебного материала;
б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
Наибольшее распространение в отечественной дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским3.
В ней выделяют три большие группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);
– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);
– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
– интереса к учению;
– долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
– устный, письменный, лабораторно-практический.
По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает (табл. 2).
Таблица 2- Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)