Современная классификация методов обучения




Одной из наиболее дискутируемых проблем современной дидактики высшей школы является представление существующих методов обучения с системных позиций. В настоящее время нет единой точки зрения по данному вопросу. В связи с тем, что разные авторы при распределении методов обучения на группы и подгруппы используют различные признаки, существует ряд классификаций. Остановимся на тех, которые наиболее часто встречаются в отечественной педагогической литературе (табл. 1).

Таблица 1 - Основные подходы к классификации методов обучения в отечественной высшей школе

Классификация Основание Группы методов
Традиционная Источник знаний Словесные, наглядные, практические
По назначению Последовательность этапов обучения Приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления ЗУН; проверки ЗУН
По дидактическим целям Цели обучения Методы, способствующие: а) первичному усвоению материала; б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний
Классификация методов обучения по Ю. К. Бабанскому Аспекты учебно-познавательной деятельности (УПД) Организации и осуществления УПД; стимулирования и мотивации УПД; контроля и самоконтроля за эффективностью УПД
Классификация методов обучения по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину Характер деятельности обучающихся Объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые; исследовательские

Традиционная (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе). Критерий классификации – источник получения информации. Выделяют три группы методов: словесные (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (показ, демонстрация моделей, схем), практические (упражнения, тренажи, решение задач).

По назначению (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Критерий – последовательность этапов процесса обучения. Методы обучения классифицируют в соответствии со следующими этапами:

1) приобретения знаний;

2) формирования умений и навыков;

3) применения знаний;

4) творческой деятельности;

5) закрепления знаний, умений и навыков; 6) проверки знаний, умений и навыков.

По дидактическим целям (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников). Выделяют методы, способствующие:

а) первичному усвоению учебного материала;

б) закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Наибольшее распространение в отечественной дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная Ю. К. Бабанским3.

В ней выделяют три большие группы методов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

– словесные, наглядные и практические (аспект восприятия и передачи учебной информации);

– индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

– репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

– самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

– интереса к учению;

– долга и ответственности в учении.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

– устный, письменный, лабораторно-практический.

По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся нарастает (табл. 2).

Таблица 2- Классификация методов обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)

  Метод Вид деятельности обучающегося Уровни умственной деятельности обучающегося Уровни знаний Сущность Усовершенствование
1. Объяснительно-иллюстративный Получение знаний с помощью преподавателя I – узнавание I – знания- знакомства Традиционное обучение – процесс передачи готовых известных знаний Программированное обучение
2. Репродуктивный Применение изученного на основе образца (репродукция) II – воспроизведение II – знания- копии    
3. Проблемное изложение Изучение способов решения проблемных задач с помощью преподавателя III – применение III – знание- умение Проблемное обучение – процесс активного поиска и открытия обучающимися новых знаний Диалоговые формы обучения
4. Частично-поисковый Активный поиск решения задачи под руководством преподавателя III – применение IV – творчество III – знание- умение IV – знание- трансформация    
5. Исследовательский Самостоятельный поиск варианта решения IV – творчество IV – знание- трансформация    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: