Модифицированная дополнительная
Образовательная программа
"Малая детская пресса"
Тематическая направленность – социально-педагогическая
Возраст обучающихся – 13-16 лет
Срок реализации – 3 года обучения
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Орион" Протокол № ____________ "____" ___________ 200__ г. | Автор-составитель: педагог дополнительного образования Горбунова Л.В. Ответственный за реализацию программы: педагог дополнительного образования Горбунова Л.В. |
Утверждаю: директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Орион" В.Л. Сафонов______________ Приказ № ____________ от "___" ___________ 200__ г. |
г. Новокузнецк, 2006
Пояснительная записка
Программа "Малая детская пресса" составлена с учетом удовлетворения потребности учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в получении более профессиональных знаний и практических умений применительно к школьной издательской деятельности, в частности выпуску печатных газет и журналов. Школьные газеты выпускаются многими школами, но часто газеты не отвечают требованиям, предъявляемым к ним, ограничиваясь только информативной функцией. Это в значительной степени суживает возможности школьной газеты. Члены редколлегии школьного издания должны отчетливо представлять, зачем нужна газета данной школе, какой она должна быть, каковы ее функции, чем она может быть полезна, как она должна распространяться. Выпускающая школьную газету группа должна также нести ответственность за уровень культуры издания, чтобы оно не стало явлением безвкусицы и безответственности. При этом важно, чтобы, пользуясь свободой слова, юный журналист приучался нести груз ответственности за него вместе со своими наставниками.
|
Данная программа разработана на основе программы "Азбука журналистики" (2004). Внесенные в нее коррективы связаны со спецификой деятельности детской редакции. Программа "Малая детская пресса" ориентирована не столько на подготовку юного корреспондента, творящего в одиночку и отвечающего только за своё творчество, сколько на организацию работы детской редакции, создания коллективом юных корреспондентов школьной газеты.
Программа "Малая детская пресса" является подпрограммой городской "Муниципальной программы «Дети Новокузнецка» и призвана способствовать тому, чтобы больше ребят получили возможность развивать свои творческие способности в журналистике.
Цель программы: способствовать самореализации и развитию творческих способностей ребенка через участие в юнкоровской деятельности; обеспечить возможность допрофессиональной подготовки обучающихся.
Задачи программы:
1. Создать условия для проявления творческой активности и инициативы детей.
2. Способствовать формированию активной гражданской позиции, этической культуры и толерантности.
3. Способствовать развитию творческого мышления, навыков совместной деятельности, диалогического общения.
4. Познакомить с содержанием юнкоровской деятельности, дать представление о школьной газете и ее функциях.
|
5. Воспитывать ответственность за письменное публичное слово.
6. Помочь оценить свои возможности, как будущего журналиста.
7. Сформировать навыки работы с программами компьютерной верстки и дизайна, умение макетировать газету.
Этапы реализации программы: 1-й этап - 144 часа, 2-й этап –216 часов, 3-й этап – 216 часов.
2-й, 3-й этапы реализации программы рассчитаны на детей, ориентированных на углубленное освоение журналистской профессии. Практическим выходом юнкоровской деятельности является выпуск ежемесячной радиопередачи «Страна Юнкория» в эфире ГТРК «НОВО-ТВ». Отсюда целенаправленное уделение внимания радиожурналистике.
Возраст обучающихся 13-16 лет, состав группы - 15 человек. По программе обучаются группы сменного состава, объединяющие представителей разных школьных редакций. Набор в группу - свободный.
Программа включает в себя 3 раздела. Раздел «Пресса юношеской инициативы» знакомит обучающихся с основами знаний в области журналистики (форма информационной деятельности и профессия, этика журналистского творчества, правовые основы газетной деятельности, структура журналистского текста, жанры, редактирование, редакция, номер газеты и т. д.). Учитывая то, что важнейшим аспектом в журналистской деятельности является умелое владение речью, программа нацелена на вооружение обучающихся знаниями из области речевой культуры и лингвистики текста как основной единицы публицистики. Совершенствование речевой культуры юных журналистов осуществляется при выпуске радиопередач.
|
Содержание раздела "Компьютерный дизайн и верстка" ориентировано на формирование информационной культуры и компьютерной грамотности обучающихся. Ознакомление с новейшим программным обеспечением поможет обучающимся более профессионально подойти к макетированию газеты, совершенствовать умения и навыки, связанные со способами подачи информации, расширяет возможности самостоятельной творческой деятельности детей в этом направлении. Раздел "Мы научились делать газету" выполняет рефлексивно-оценочную функцию.
В содержании курса по данной программе выделены когнитивный и практический компонент. Последний включает в себя самостоятельные работы (анализ текста, создание заметки, репортажа, интервью, статьи, редактирование, оформление и верстку газеты).
В процессе обучения помимо традиционных методов и форм предполагается использование интерактивных, позволяющих глубже "погрузить" школьников в журналистскую деятельность (семинары-дискуссии, круглые столы, творческие встреч с журналистами, работниками редакций газет и журналов).
Для выявления образовательных результатов предполагается использование следующих форм контроля:
· входной контроль (тестирование, беседа)
· текущий контроль (тестирование, беседы, рецензирование, практическая работа);
· зачетная работа (презентация творческих досье, публичное выступление);
· обобщающий (итоговый) контроль (защита группового проекта "Газета как проект издательской деятельности").
В связи с тем, что данный курс выбирается детьми добровольно с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата обучения использовать портфолио-оценку. Портфолио - это набор работ отдельного ученика (репортажи, статьи, эссе, путевые заметки, фотографии, рисунки, компьютерные материалы, в частности наиболее удачные дизайнерские решения и т. д.), а также дипломы, грамоты, свидетельства, полученные за индивидуально выполненные работы или за совместные коллективные творческие проекты.
Критерии оценки творческих работ разрабатываются совместно детьми и педагогом. Предусматривается балльная система: выполнение заданий обычной сложности - 3-5 баллов, повышенной до 10 баллов. 10 баллов ставится за внешнюю экспертизу (публикация, работа радиожурналиста и т. д.) Набранные баллы должны дать оценку "зачтено", "хорошо", "отлично".
Необходимые дидактические материалы: видео-, аудиокассеты, подшивки газет, фотоснимки, стенгазеты. Из оборудования необходимы компьютеры, диктофоны – 5 штук, фотоаппараты – 2 штуки, фотопленки (на группу –2 штуки), ватман- 3 листа.
Для реализации программы необходимы кадры, имеющие опыт работы в области журналистики, отмеченные в областных и российских конкурсах
Учебно-тематический план
Й год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Формы контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Пресса юношеской инициативы | ||||
1.1. | Журналистика как вид деятельности и профессия | тестирование, беседа | |||
1.2. | Средства массовой информации | публичное выступление | |||
1.3. | Журналистский текст | рецензирование, презентация творческого досье | |||
1.4. | Радиожурналистика | - | устное выступление в радиоэфире | ||
1.5. | Создание школьной газеты | презентация проекта школьной газеты | |||
2. | Компьютерный дизайн и верстка | ||||
2.1. | Техническое обеспечение работы редакции | ||||
2.2. | Принципы дизайна | ||||
2.3. | Работа с программой "Adobe Photoshop" | практическая работа | |||
2.4. | Работа с программой "Corel Draw" | практическая работа | |||
Защита группового проекта "Школьная газета" | - | публичное выступление | |||
3. | Мы научились делать газету | - | публичное выступление | ||
Всего часов: |
Содержание программы
Первого года обучения
Раздел: Пресса юношеской инициативы