Основной метод журналистики - анализ противоречия ее целей и средств. Условия общения и социальные роли: журналист-читатель, зритель, слушатель. Характер читательских интересов и способы их выявления. Информационные предпочтения аудитории.
II. Слово в эфире (12 часов)
Проблемы подачи радиотекста. Проблемы редактирования радиотекста. Типичные ошибки в строе предложения. Теоретические предпосылки радиоречи.
III. Профессиональная и служебная этика (12 часов)
Кодекс журналиста как способ саморегуляции. Нравственные категории – коридор в успешность профессии. Семь раз подумай – один раз скажи
IV. Творческая мастерская журналиста (69 часов)
Слушание - восприятие и понимание речи. Причины плохого слушания и пути их устранения. Поиск темы. Сбор материала (где искать, как добыть). Выбор жанра: рекомендации. Чтение как процесс восприятия текста. Понятийное и образное. Риторический фундамент текста: этнос, логос, пафос. Этапы создания текста: что сказать, как сказать, как расположить. Трудности определения жанра. «Слово» как многогранный жанр. Риторический канон в жанрах. История жанров. Лингвистические черты; взаимообусловленность смысловых частей. Терминологический диктант. Рефлексия. Деловая игра «Редактирование текстов».
V. Современная журналистика (42 часа)
Основные тенденции журналистики в 20 веке. Неожурналистика в 21 веке: направления развития. Пресс-дебаты «Анализ образцов разножанровых текстов». Культура полемики. Практические советы к системе доказательст. Гласность и свобода прессы. Паблик рилейшнз. Черный пиар. Имиджевая статья. Действенность и эффективность как слагаемые. Результативность издания. Действенность (на что влияем). Эффективность (воздействие на читателя, формирование его убеждений). Критерии результативности (функциональность - дисфункциональность - афункциональность - нефункциональность.
|
VI. Основы риторики (21 часов)
Акцентология. Содержательность речи. Точность речи. Паронимы. Понятийность речи. Подбор синонимов. Чистота речи. Выразительность речи. Богатство и разнообразие речи. Ошибки словоупотребления. Сфера употребления слов. Стилистические возможности словосочетания. Терминологический диктант. Анкетирование, обработка данных. Итоговое занятие.
VII. Инвариантная часть (36 часов)
Выпуск радиопередач. Посещение мероприятий. Подготовка и участие в фестивалях, конкурсах.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
По окончанию учебного курса обучающиеся должны
знать:
· формы информационной деятельности;
· сущность понятий "информация" и "информационный рынок";
· виды СМИ;
· структуру журналистского текста и его жанры;
· основы этической и правовой деятельности журналиста;
· что такое редактирование, редакция, номер газеты;
· настройки сканирования: качество цвета, разрешение;
· алгоритм настройки доступа в локальной сети;
· программы записи информации на компакт-диск: Nero, Creator.
уметь:
· владеть монологической речью, формулировать вопрос и отвечать на него;
· использовать логические приемы и правила аргументации, делать выводы по итогам дискуссии;
· отбирать нужный материал для статьи, репортажа, интервью и т. д.;
· работать с каталогами в библиотеке;
|
· сканировать фотографии с необходимыми требованиями к качеству и сохранять их;
· использовать распределение по локальной сети информационные ресурсы: CD-ROM, принтер, архив газетных материалов;
· записывать на компакт-диск материалы очередного выпуска газеты с мультисессиональными настройками.
Литература
1. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область "Обществознание" / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – Вита-Пресс, 2004.
2. Вострикова, Е.А. Развитие визуального мышления на примере верстки WEB-страницы / Е.А. Вострикова, Н.Н. Огольцова, Г.Г. Крылова. – Новокузнецк: ИПК, 2002.
3. Макарова, Н.В. Информатика 7-8 класс / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер Ком, 1999.
4. Макарова, Н.В. Информатика 9 класс / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер Ком, 1999.
5. Огольцова, Н.Н. Формирование информационной культуры средствами компьютерной графики / Н.Н. Огольцова, Е.А. Вострикова. - Новокузнецк: ИПК, 2003
6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2000.
7. Семакин, И.Г. Структурированный конспект базового курса / И.Г. Семакин, Г.С. Вараксин. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
8. Тимофеев, Г.С. Графический дизайн. Серия «Учебный курс» / Г.С. Тимофеев, Е.В. Тимофеева. - Ростов на Дону: Феникс, 2002.
9. Хант, Шейн. Согеl Draw для профессионалов / Шейн Хант. - СПб.: Литер, 2000
Литература для педагога
1. Араамов Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. – М.: Московский университет, 1999.
2. Ворошилов В. В. Журналистика / В.В. Ворошилов. – Учебник, 3-е издание. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2001.
|
3. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты. – Юнпресс, 2000.
4. Засорина Т. Профессия журналист / Т. Засорина, Н. Федосова. – М.: РИП-холдинг, 1999.
5. Огольцова Н.Н. Формирование информационной культуры средствами компьютерной графики / Н.Н. Огольцова, Е.А. Вострикова. - Новокузнецк: ИПК, 2003.
6. О детях и газете / Под ред. С. Цымбаленко. – М., Юнпресс, 1999.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М: Академия, 2000.
8. Справочник для журналистов. – М.: Пент-пресс, 1993.
Литература для обучающихся
1. Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж. Гонне. – Юнпресс, 2000.
2. Макарова Н.В. Информатика 7-8 класс / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Макарова Н.В. Информатика 9 класс / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер Ком, 1999.
4. Музыкант В. Л. Подготовка к творческому конкурсу по журналистике / В.Л. Музыкант. - М.: РИП-холдинг, 1999.
5. Справочник для журналистов. – М.: Пент-пресс, 1993.