ВВЕДЕНИЕ
Курс «Сравнительный менеджмент» предназначен для студентов-бакалавров по направлению «Менеджмент» для профилей «Финансовый менеджмент», «Производственный менеджмент», «Информационный менеджмент».
Введение дисциплины в процессе подготовки бакалавров обусловлено рядом обстоятельств, среди которых на первое место выходит глобализация. В начале третьего тысячелетия становится все более очевидным расширение взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. В условиях формирования единого общеэкономического и информационного пространства контекст, в котором работают управленцы, становится кросскультурным, и менеджерам приходится взаимодействовать с коллегами из других стран, формирование которых, как профессионалов, происходило в самых разнообразных культурно-исторических условиях.
Поэтому, изучение дисциплины предполагает анализ и классификацию межкультурных факторов, определяющих тип корпоративной культуры и особенности национальных моделей менеджмента в том или ином регионе мира.
С целью овладения видом профессиональной деятельности и приобретения соответствующей компетенции студент в ходе освоения учебной дисциплины должен:
знать:
- основные категории экономической науки и социологии;
- понимать суть социально-экономических явлений;
- законы функционирования организацией.
уметь:
- использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
- организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;
- критически оценивать личные достоинства и недостатки;
- анализировать и осуществлять основные функции менеджмента.
владеть:
|
- анализом социально-значимых проблем и процессов;
- мотивационными приемами к выполнению профессиональной деятельностью;
- методами анализа экономических и социальных процессов.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Эволюция сравнительного менеджмента
Сравнительный менеджмент как учебная дисциплина. Социально- экономический, экологический подходы в сравнительном менеджменте. Предмет дисциплины «Сравнительный менеджмент», ее актуальность и сферы исследования. Связь дисциплины «Сравнительный менеджмент» с другими дисциплинами.
Историческое развитие международного бизнеса и становление сравнительного менеджмента. Черты и основные последствия для развития международного бизнеса: эры коммерции, эры экспансии, эры концессий, эры национальных государств.
Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента в России. Использование зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями: копирование и адаптация зарубежных теорий менеджмента.
Тема 2. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте
Теоретические модели в управлении. Модели управления Фармера-Ричмена и Негандхи-Прасада. Факторы формирования стиля руководства: система ценностей, интенсивность потребностей, картина мира, процесс познания, отношение к риску, карьерный путь в менеджмент, искусство межличностного общения.
Стиль принятия решений. Влияние культуры на процесс принятия решений. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения (индексы Г. Ховстеде).
|
Параметры национальной культуры: стремление избежать неопределенность, конфуцианская динамика, дистанция власти, индивидуализм, мужественность / женственность. Практика стимулирования труда в различных странах.
Коммуникация как процесс. Межкультурная коммуникация. Стили коммуникации. Коммуникационные потоки и каналы коммуникации, современные информационно-коммуникационные технологии. Коммуникация и языковые бартеры, невербальные коммуникации, способы преодоления языковых бартеров в международном бизнесе.
Тема 3. Менеджмент США и Европы
Экономико-географическая характеристика США: особенности экономического развития страны, регулирование рынка труда в США. Теория менеджмента США: научный менеджмент, концепция человеческих ресурсов, бихевиористический (поведенческий) научный подход. Теория конкурентоспособности наций М. Портера.
Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза. Многообразие деловых культур и менеджмента в Европе. Концепция и профиль евроменеджмента.
Тема 4. Менеджмент в Германии, Франции, Великобритании
Немецкая модель менеджмента: общая характеристика экономики Германии, немецкая деловая культура и стиль управления, особенности немецкой модели менеджмента. Французская модель менеджмента: экономика Франции, особенности французской модели менеджмента. Менеджмент в Великобритании: общая характеристика страны, британская модель менеджмента. Швейцарская модель менеджмента: общая характеристика Швейцарской Конфедерации, особенности экономического развития Швейцарии, швейцарская деловая культура и стиль управления.