Медиаобразовательная технология и структура урока




 

Масс-медиа в современном мире превратились в своеобразную "параллельную школу" для учащихся, воздействуя как положительно, так и отрицательно, что обуславливает необходимость внедрения медиаобразования в образовательные учреждения. При этом форма учебного занятия существенно изменится. Медиаобразовательная технология, лежащая в основе такого урока, не только подготовит подрастающее поколение к критическому восприятию информации, но и будет способствовать развитию художественно-эстетических качеств личности.

Отсюда, перед педагогом стоит задача: как организовать урок, с использованием технологии медиаобразования, чтобы школьнику было интересно на занятии, чтобы он сам находил в медиатексте необходимую информацию, размышлял, делал выводы, ставил вопросы, и чтобы у него возникало желание разбираться в этом и в дальнейшем.

До относительно недавних времен основным средством обучения школьников была книга. Сегодня каждый современный человек живет в медиатизированном пространстве. Он должен быть готов ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиатексты. По справедливому мнению ведущего специалиста в области медиаобразования - профессора А.В. Федорова, "человек, не подготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно ее понимать и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа (если такая манипуляция имеет место), не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств"

При этом цели занятий с использованием медиатекстов связываются с обучением школьников восприятию медиатекстов различных видов и жанров; развитием критического мышления, умений анализа медиатекстов; включением медийной информации в образовательный контекст урока; формированием умений находить, создавать, передавать и принимать медиатексты с использованием различной техники - видео, компьютер, модем, факс, мультимедиа и др.

В результате таких занятий учащийся становится медиаграмотным, то есть: осмысленно воспринимает медиатекст; интерпретирует, критически анализирует медиатексты, понимает их суть; находит требуемую информацию, систематизирует ее; создает собственные медиатексты. "Медиатекст в образовательном процессе как практический результат реализации мысли, выраженной средствами конкретного вида информации; как ассоциативное пространство эмоционально-смысловых взаимосвязей перцептивных единиц; как форма коммуникации, развивающая мышление, восприятие, культуру общения; как посредник в постижении, осмыслении художественной и объективной реальности".

На сегодняшний день в распоряжении педагогов существуют различные методики преподавания медиаобразовательных уроков для школьников, разработанные такими известными российскими медиологами и медиапедагогами как А.В. Федоров, И.В. Челышева, И.В. Мурюкина, М.В. Кузьмина и др. В этом параграфе мы подробно рассмотрим структуру урока с использованием медиатекста, предложенную кандидатом педагогических наук Л.А. Туриком. Он выделяет три стадии медиаобразовательного урока:

Первая стадия (фаза) урока - вызов. Перед учителем стоит задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. На этой стадии делаются прогнозы, определяются цели чтения или исследования.

Вызов (В) (предварительная дискуссия):

Какова тема? (назовите её), например, обсуждение замысла фильма, жанры фильма, главные герои фильма…;

Что вы уже знаете об этом? (напишите на доске, в тетради…);

Что вы ожидаете, хотите узнать? (напишите на доске, в тетради…);

Почему вам нужно это знать?

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с медийной информацией. Причем, приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать просмотр осмысленным для достижения нового понимания.

Смысловая стадия (С) (работа с медиатекстом):

Просмотр медиатекста или его фрагментов.

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии медиатекст анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления медийной информации и наиболее значима для воспроизведения всего трехфазового цикла.

Эта стадия размышления (рефлексии) характеризуется следующими основными задачами: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной медиаинформации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще непознанного (новый вызов); анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока; анализ образовательного процесса в целом.

Рефлексия (Р) (дискуссия после восприятия медиатекста):

Что вы увидели и выяснили? (дайте как можно более развернутые ответы);

Ответьте на ключевые вопросы, для того чтобы получить важную информацию, которая отсутствовала на стадии вызова;

Прокомментируйте свои ответы (почему вы так думаете?).

Все три технологические стадии непременно должны быть:

систематизированы, чтобы учащиеся смогли понять и последовательно применять данную технологию;

очевидны, чтобы ученики могли определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности они находятся. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном чтении/просмотре медиатекста.

При проведении урока с использованием медиатекстов следует учитывать возраст аудитории и цели учебного занятия. По мнению доцента, кандидата педагогических наук И.В. Челышевой "учитель при работе с младшими школьниками, должен: расширить зрительский опыт детей; познакомить их с языком экрана; совершенствовать восприятие ими произведений экрана; организовать творческую деятельность как способ освоения экранных произведений; использовать комплекс различных видов искусств".

Понятно, что с изменением возраста учащегося усложняются и задачи, стоящие перед учителем, использующим медиатехнологию. Е.А. Бондаренко считает, что "при работе со школьниками среднего и старшего ступеней необходимо делать упор на развитие эстетического суждения; формирование этической позиции в связи с ситуацией и героями произведений; совершенствование представлений о взаимодействии экранных искусств с другими видами искусства"

Учитывая всё возрастающую роль коммуникационных технологий в образовательном процессе, следует отметить активизацию творческих способностей школьников в создании собственных медиатекстов. Чаще всего это презентации-анимации.

Далее Л.А. Турик, опираясь на работу А.В. Федорова "Медиаобразование и медиаграмотность", предлагает следующие стадии урока с использованием медиатекста:

. Вступительное слово ведущего (учителя или заранее подготовленного ученика). Ведущий даёт краткую информацию о создателях медиатекста: если это экранизация художественного произведения, то следует указать имена режиссёра, сценариста, актёров, композитора и нацелить учащихся на восприятие литературного произведения авторами фильма; если это публицистический медиатекст, то следует осветить историко-политический или социальный контекст событий для более продуктивного погружения учащегося в затронутые автором проблемы; если это информационные теле/радио/выпуск, то необходимо обратить внимание на источник информации, её аргументированность (учащиеся должны разобраться в установлении главной и второстепенной информации, в её "типичности", "простонародности", "авторитетности", истинности и ложности в информационном материале); если это компьютерная презентация (о видах презентаций было сказано выше), то следует озвучить цели и задачи, стоящие перед автором данной презентации.

. Коллективное восприятие медиатекста или его фрагмента.

. Обсуждение медиатекста с целью погружения в авторский замысел через разбивку медиатекста на крупные сюжетные блоки (тема и идея медиатекста, его проблематика, система образов; композиционные особенности медиатекста: пейзаж, портрет через крупный план, интерьер и т.д.).

. Выявление степени воздействия медиатекста на аудиторию через анализ эпизодов, вызвавших яркий эмоциональный отзыв.

. Обоснования личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателя медиатекста и отражение его в творческой работе (отклик, отзыв, эссе, рецензия, реферат).

. Обсуждение разных точек зрения профессионалов на данный медиатекст.

Данная структура медиаобразовательного урока, на наш взгляд, является наиболее подходящей для развития медиаграмотности среди подрастающего поколения, так как наиболее полно раскрывает возможности медиатекста в образовательных целях; не требует специальной подготовки как учителей, так и учащихся; развивает у школьника мышление, восприятие и осмысление художественной и объективной реальности. Делая вывод по данной главе, хотелось бы еще раз отметить необходимость развития медиаобразования в России. "Информационная эпоха" диктует новые требования к современному человеку, "медиаграмотность становится в условиях информационной цивилизации условием успешной адаптации подрастающих поколений, их творческой самореализации, а для общества - его конкурентоспособности и успешности". Несмотря на то, что многие отечественные исследователи и педагоги занимаются развитием данного направления, медиаобразование для большинства учебных учреждений является недоступным из-за нехватки медиакомпетентных преподавателей.


Заключение

 

Подводя итог, мы можем сказать, что медиакультура является неотъемлемым элементом современного мирового социокультурного пространства. Она развивается вместе с развитием науки и техники, формируя новые способы коммуникации. "Глобальная деревня" Маклюэна постепенно сужает свои границы, так как медиатехника распространяется с огромной скоростью по всему земному шару, связывая между собой самые отдаленные части света. Информация, с помощью медиа, может облететь весь земной шар за несколько секунд, например, если она попадет в глобальную сеть Интернет. Теперь каждый человек, просто находясь перед телевизором, может узнать о каком-нибудь событии, произошедшем в другой стране, на другом континенте. Медиакультура стирает все барьеры для распространения информации.

Но, несмотря на, безусловные преимущества данного феномена современности, он таит в себе и множество негативных аспектов. Самым опасным, на наш взгляд, является манипулятивное воздействие медиа на человеческое сознание. "Фабрика грез" не скупится на создание бесчисленных симулякров, ложных потребностей, социальных мифов, превращая человека в потребителя. Поэтому медиакультура является сложным и неоднозначным феноменом.

Медиакультура России, сбросив оковы социализма, перешла из рук правительства в частные руки. Стремление к заподно-европейской демократической модели с одной стороны, и жажда личной наживы с другой, сформировали своеобразную российскую медиасреду. Так, наши многие СМИ, трубят о своей независимости, находясь во власти политиков или бизнесменов (например, контрольный пакет акций общероссийского телеканала ОРТ принадлежит Лужкову). Поэтому для русских медиа характерно идеологическое манипулирование.

Медиакультура это не только передача и распространение информации, ее возможности значительно шире. Так, к конструктивной функции медиа можно отнести развитие творческих способностей у подрастающего поколения. Ребенок с увлечением может заниматься фото или видео съемкой, а затем обрабатывать полученный результат на компьютере; конечно, этот процесс требует развития определенных навыков, и дети с увлечением развивают их в себе. Но, чтобы развитие с помощью медиа не было хаотичным, необходимо развитие и внедрение медиаобразования. С каждым годом вопрос об актуальности медиаобразования звучит все чаще. Осознание того, что современный человек, чтобы быть успешным, должен уметь ориентироваться в медиасреде, а за этим предусматривается и умение работать с разными источниками информации, умение эту информацию искать, систематизировать, критически ее воспринимать, умение пользоваться медиатехникой и т.д.


Список использованной литературы

 

1. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. - М.: Центрополиграф, 1995

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007

. Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург, 2004.

. Кириллова Н.Б. Медиакультура новой России: методологии, технологии, практики: Материалы международной научной конференции. Том II. / Под ред.Н.Б. Кирилловой и др. - Екб. - Москва: Академический Проект, 2007

. Кириллова Н.Б. Медиакультура: От модерна к постмодерну/ Н. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2006

. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический Проект, 2008

. Культурология. 20 век. Энциклопедия. Том 1. - СПб: Университетская книга, 1998

. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. В. Николаева. - М: "КАНОН-пресс-Ц", 2003

. Лебон Г. Психология народов и масс. - Минск, 2000.

. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего/ Перевод И.О. Тюриной. - М.: Академический Проект: Фонд "Мир", 2005

. Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2008/ Под ред. А.В. Федорова и др. Сайт: [https://www.edu. of.ru/mediaeducation]

. Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2009/ Под ред. А.В. Федорова и др. Сайт: [https://www.edu. of.ru/mediaeducation]

. Рошкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. - Москва, 2006

. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер; М. АСТ, 2002

. Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы // Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998

. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. - М, 2004

. Федоров А.В., Челышева Н.В. Медиаобразование в России: краткая история развития: Моногр. - Таганрог: Кучма, 2004

. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. - М. 2000

. Шарден.Т. де. Феномен человека. М., 1992

. Шариков А.В. Телевидение и радиовещание // Новая Российская энциклопедия/ под. ред. Некипелова и др. - М. 2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: