Медиакультура России на рубеже веков XX - XXI в.




 

"Создание единого информационного пространства России и мира в целом, интенсивное развитие массмедиа, в особенности электронных, стали катализатором многих социально-культурных процессов, произошедших в обществе за последние двадцать лет. Особенностью российской модернизации является усиление роли медиакультуры как посредника между властью и обществом, социумом и личностью, как интегратора новой медиасреды".

В предисловии к русскому изданию своей книги "Галактика Интернет" Мануил Кастельс пишет о том, что "в России происходит одновременно несколько переходных процессов. Один из самых значительных - технологический и организационный переход к информационному обществу. Богатство, власть, общественное благополучие и культурное творчество России ХХI века во многом будет зависеть от ее способности развить модель информационного общества, приспособленную к ее специфическим ценностям и целям".

Медиа в России только 1990г. получили свободу от жесткого идеологического контроля, когда был принят ряд актов, которые определили информационное развитие в стране. В декабре 1991г. вышел закон РФ "О средствах массовой информации", основной идеей которого стала свобода печати и недопустимость цензуры. А в 1997г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ "О переходе России к информационному обществу", который определил ряд первоочередных задач:

компьютеризаций массовых библиотек, музеев, архивов;

создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук;

создание широкой сети культурно-информационных центров в регионах;

развитие русскоязычного сектора в Интернете;

обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства.

Все они позитивно сказались на последующем расширении медиапространства России.

Переход к рыночным отношениям в экономике напрямую коснулся СМИ, которые сами стали элементом рыночной системы, главный закон которой - привлечение максимального количества аудитории, внедрение медиаэлементов во все сферы человеческой жизни. В результате медиарынок в стране к 2004г. достиг следующих показателей: 2240 телекомпаний, 1453 радиостанции, более 40 тыс. газет и журналов. Эти цифры были приведены президентом РФ на Всемирном конгрессе информагенств в сентябре 2004г. В своем выступлении В. Путин отметил создание единого информационного пространства России и мира в целом, подчеркнул, что массмедиа напрямую влияют "на процессы глобализации, за счет которых расширяется рынок…"

Социолог М. Бочаров изучив структуру медиа в стране выделил четыре основных уровня:

) первый и самый важный - это СМИ, формирующие единое российское медиапространство (телеканалы ОРТ, РТР, НТВ… радио "Эхо Москвы" и др.), находящиеся либо в собственности, либо под контролем государства;

) второй уровень - коммерческие издания, теле и радио компании, имеющие выход в регионы, но не являющиеся общенациональными;

) на третьем уровне находятся региональные электронные и печатные СМИ, контролируемые местными администрациями;

) четвертым уровнем является общедоступная мировая электронно-информационная сеть Интернет. Такая структура существенным образом отличается от западных СМИ, т.к. три первых уровня находятся под контролем либо государства либо коммерческих организаций, которые заитнересованы не столько в правдивости и полезности передаваемой информации сколько в ее продаваемости. Зачастую мелкие теле и радио компании выживают только за счет доходов от рекламы.

Интересен взгляд русского исследователя, политолога и социолога С. Кара-Мурзы на изменение медиакультуры во время перестройки, а конкретней, обретение СМИ свободы (1991г.). Именно с 1991 года начинается резкое снижение газет и журналов, посещение кинотеатров. В 1990 г. в РСФСР издавали журналы общим тиражом 5010 млн. экземпляров, в 1992 г. - 925 млн. экз. и в 1995 г. - 225 млн. экз., падение в 25 раз за пять лет. В 1985 г. кинотеатры в РСФСР имели 2263 млн. посещений в год, а в 1997 г. - 40 млн. Массовую аудиторию получил более свободный и независимый от государственного контроля источник информации - телевидение. Происходит моментальное переключение СМИ на тип инфориационного потока "мозаичной" культуры, т.е. в медиатекстах перестали ставить и обсуждать целостные проблемы, понятия и теории, в которых они могли быть осмыслены. "Возник тип сообщений, которые хаотизировали мышление, сделали его неконкретным. Решалась проблема создания в общественном сознании перехода от порядка к хаосу" Т.е. старые советские идеалы рухнули вместе с идеологическим ориентиром пропагандируемый СМИ, а на смену пришла "мозаичная", "хаотичная" медиакультура. СМИ получив свободу резко сменили приоритеты, превратив информацию в товар, тем самым обесценив социально-полезный смысл медиатекста. Информация стала в большей степени не познавательной, а развлекательной, более того, информационные потоки стали размывать культурное ядро у населения, прививая аддитивную модель поведения. "В 90-е годы ХХ века на Россию обрушились информационные потоки, пропагандирующие либеральные ценности и размывающие традиционную российскую государственность, нравственность, историческую память и даже русский язык. Изменились условия потребления и воспроизводства духовных ценностей, актуализации личностного потенциала".

По данным международного сравнительного исследования 1997г. (проведенного в России, США, Польше, Чехии, Венгрии и Казахстане) наша страна лидировала по доле взрослых людей, которые отнесли себя к смотрящим телевизор "часто и очень часто" (58%), и была на последнем месте по доле "часто и очень часто" читающих (31%). По ТВ Россияне больше всего смотрели эстрадные концерты, юмористические шоу, зарубежные мелодраматические сериалы и художественные фильмы прошлых лет (преимущественно советские), т.е. развлекательные медиатексты. Но в то же время к современному телевидению у россиян было немало претензий (очень многим оно не нравилось, а большинство раздражало). Тем не менее, свыше 85% опрошенных смотрели телевизор ежедневно по несколько часов. Таким образом, будничное недовольство медиа сочеталось с чувством такой же повсеместной зависимости. В чем же причины таких плачевных результатов? Возможно они кроются в снятии цензуры с отечественных СМИ (1991г.). Для неподготовленного (в отличие от западного) российского зрителя, читателя и слушателя резко открылся доступ к большому количеству развлекательной медиапродукции, восприятие которой не требует больших умственных усилий. Обладая зрелищностью и простотой, отвечая всем низменным потребностям и желаниям человека, развлекательное медиа притягивает внимание. Поэтому, на наш взгляд, своевременный политический надзор мог бы предотвратить бесконтрольный выпуск второсортного медиасырья.

Основные претензии россиян к телевидению показал массовый опрос А. Шарикова в 2005г. в котором приняли участие 2200 россиян, включая сельских жителей. Наиболее сильным раздражителем на российских телеэкранах оказалась реклама (81,2% опрошенных). Второй по силе раздражитель - слишком большое число сцен насилия на экране (68,9%). Довольно высок процент и тех, кто считает, что на отечественном телевидении слишком много зарубежной продукции. Чуть более трети опрошенных озаботились тем, что на экране часто изображают образцы дурного поведения и речи.

Степень доверия средствам СМИ среди населения России по данным исследования ВЦИОМ за 2005г. среди 1594 человек в 153 населенных пунктах, в 46 областях и республиках России. Центральным СМИ доверяют 41% опрошенных, местным - 15%, областным только 7% россиян. В качестве основного источника информации 21% опрошенных назвали Интернет, в то время как центральные газеты воспринимают в таком качестве всего 18%. Несмотря на невысокую степень доверия к СМИ, они так или иначе воздействуют на наше сознание, формируя определенные представления об окружающем мире. Даже если человек не доверяет определенным медийным каналам или сообщениям, то возможность проверки вещаемой информации зачастую отсутствует, поэтому сознание фиксирует ложное сообщение как единственное. На основе таких сообщений будет формироваться мировоззрение современного человека.

В современной России открыт путь стремительному и бесконтрольному росту частного сектора, где люди рассчитывают на быструю крупную прибыль. Поэтому лучшее зачастую соседствует с худшим, это касается как качества продукции так и источников средств на ее выпуск. Отсутствие государственного контроля и "прорехи" в административно-правовом кодексе не контролируют в дают возможность лицам, занимающихся изготовлением и распространением некоторых медиаподуктов (диски, видеокассеты), безнаказанно заниматься преступными махинациями.

В завершении этой главы хотелось бы сказать, что двадцатилетие демократических реформ в России продемонстрировало поразительные результаты: страна сделала мощный рывок от тоталитарной ситемы к демократическому обществу, где медиакультура, проникнувшая практически во все сферы человеческой жизни, заняла место интегратора социальных институтов, экономики, общественного сознания, духовной и материальной культур - всего того, что окружает человека, способствуя его социализации. Современная российская медиасреда - это телевидение и печатные СМИ, кино и видео, компьютерные локальные сети и глобальная сеть Интернет, все это говорит о том, что Россия переходит к информационному обществу. И, несмотря на различные оценки уровня и качества отечественной медиакультуры, несмотря на положительное и отрицательное влияние медиа, наше поколение уже накрыло "третьей волной" и медиасреда стала такой же средой обитания, как и естественная.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: