Российское медиаобразование на современном этапе




 

"Медиаобразование - это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности. "

С медиаобразованием тесно связано такое понятие как медиаграмотность. "Медиаграмотность - движение, призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты."

Мировосприятие молодого поколения страны, и в особенности не имеющих прочных базовых ценностей учащихся старших классов, складывается в современной информационной среде. При этом школьник часто оказывается неспособным приобрести верные ориентиры в потоке сильно искаженной информации, передаваемой медийными каналами. Противоречивость информационных потоков способствует тому, что мировоззрение человека становится все менее цельным, оказывается более подверженным манипуляции.

СМИ в современном мире выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. Средства массовой коммуникации обладают максимальной доступностью для всех членов общества, независимо от социального статуса, возможностью влиять одновременно на большие аудитории.

Популярные в молодежной среде телевидение, кино и музыка становятся основными механизмами проникновения в общество западной массовой культуры. Анализируя отечественные сферы шоу-бизнеса, рекламы, моды, кинематографии, нельзя не заметить стремление российских создателей медиатекстов к соответствию западным аналогам. Многое из импортируемой западной, и сделанной по ее образцу отечественной медийной продукции, на наш взгляд, оказывает негативное влияние формирование поведенческих моделей среди молодежи. "Образы насилия, жестокости, ненависти пронизывают всю массовую, ориентированную на молодежь, культуру: кино, телевидение, Интернет, видеоигры, рок и поп-музыку, что приводит к постепенному размыванию понятия совести, к частичной утрате русской самобытной традиции". "Традиционные педагогические модели односторонне решают задачи эмоциоцинально-интеллектуального развития школьников 1-11 классов, обращая внимание на процесс накопления знаний, на использование экранных искусств и других медиа как иллюстративного, наглядного материала для решения воспитательных задач или на развитие навыков художественно-творческой деятельности в области медиа и конкретных видов искусства".

Вот почему нужна поддержка отечественной медиакультуры путем развития медиаобразования. Для лучшего усвоения школьниками гуманистических и гражданских ценностей, надо повысить эффективность внутренних информационных потоков в такой социальной системе, как школа. С этой целью необходимо объединение различных видов деятельности учащихся разного возраста, направленное на развитие познавательного интереса школьников и медиаграмотности в сфере мировой культуры. Будут фильмы и телепередачи приносить пользу или вред, зависит от того, сохранится ли "стихийное" их потребление, или педагог поможет развить гармоничную взаимосвязь аудитории с аудиовизуальной культурой.

Педагогу, который сегодня занимается медиаобразованием молодежи, надо обязательно учитывать особенности и предпочтения художественного восприятия, свойственные тому или иному возрасту. Для развития медиаграмотности недостаточна позиция воспитателя-учителя, нужны основательные знания в области искусствоведения, психологии, социологии и т.д.

Не случайно в первом Послании Федеральному собранию президент России Д.А. Медведев отметил, что в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В настоящее время медиапедагогика занимает все более прочные позиции в общественном сознании. Она наконец-то обрела статус ВУЗовской дисциплины и начинает изучаться в педагогических вузах и университетах. Кроме того, открываются отделения, специально готовящие медиапедагогов. Это свидетельствует о расширении теоретического и практического потенциала медиаобразования и его растущей востребованности в современном обществе.

Как и любая новая наука медиаобразование нуждается в разработке пограничных проблем на стыке с педагогикой, психологией, философией, культурологией, искуссвовединием и другими смежными науками. "А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующих черты практически всех традиционных искусств) помогает исправить такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых "выразительных средств") и содержания при анализе конкретного художественного произведения". Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий основанную на проблемных, познавательных, игровых и других формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. Медиаграмотность студента и школьника предполагает не только умение правильно определять конструкцию медиатекста, но и умение видеть в этих текстах политическую, экономическую, идеологическую и др. изнанку.

Цели медиаобразования:

развитие способностей аудитории к критическому мышлению, критической автономии личности;

подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;

обучение аудитории пониманию социальных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов;

обучение аудитории творчески самовыражаться с помощью медиа.

Всемирно известный русский медиолог и медиапедагог А. В Федоров на основе работ в области мелиапедагогики различных зарубежных исследователей, выделяет десять основных теоретических подходов в данной области:

) Теория медиаобразования, как развитие критического мышления. Основой данной теории можно назвать представление о медиа как о "четвертой власти", которая создает и распространяет модели поведения и социальные ценности среди масс. Отсюда вытекает ведущая цель медиаобразования: научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного общества.

) Культурологическая теория. Здесь медиа выступает как что-то предлагающее, нежели навязывающее. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами. Аудитория не только считывает информацию, но и вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует. Цель медиаобразования в таком случае - помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т.д. аудитории.

) Социокультурная теория. Развитие медиа влияет на необходимость определенного образования и осознания в педагогике значимости социальной роли медиа. Цель: обучение специалистов в каждой новой сфере, связанных с появлением новых СМК и осмысление социальной роли медиа.

) Семиотическая теория. Основным содержанием медиаобразования становятся коды и "грамматика" медиатекста, то есть языка медиа. И цель медиаобразования в том, чтобы помочь учашимся "правильно читать" медиатексты.

) Эстетическая теория. Теоретическая база здесь во многом совпадает с культурологической теорией. Однако, главная цель медиаобразования в том, чтобы помочь аудитории понять основные законы и язык медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое восприятие и вкус, способность к квалифицированному художественному анализу.

) Практическая. Главная задача - обучить студентов и школьников использовать медиааппаратуру.

) Идеологическая теория. Ключевая идея - медиа способны целенаправленно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы, нации…Отсюда цель: вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации или наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа самая лучшая.

) Медиаобразование как теория "потребления и удовлетворения". Имеется в виду, что влияние медиа на аудиторию ограничено, учащиеся могут сами правильно выбрать и оценить медиатекст, в соответствии со своими потребностями. Отсюда цель - помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими желаниями и склонностями.

)"Предохранительная" (защитная) теория. Предполагается, что медиа оказывают сильное, в основном негативное влияние на аудиторию. Главная цель медиаобразования - смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа. Педагоги стремятся помочь учащимся понять разницу между реальностью и медиатекстом путем вскрытия негативного влияния медиа на примерах, доступных для понимания конкретной аудитории.

) Этическая теория. Предполагается, что медиа способны формировать определеннве этические моральные принципы аудитории. Цель: приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения, изображаемой в медиа.

Разные теории медиаобразования по-разному оценивают и определяют влияние медиа на аудиторию. Но все они развивают у учащихся умение правильно понимать культурное наследие нашей информационной эпохи.

По мнению доктора политических наук Е.Г. Дьяковой в научной статье "Электронный гражданин в электронном государстве": роль медиаобразования" одной из основных тенденций современности стало стремление построить "ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, использовать и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни". Поэтому важным аспектом медиаобразования является формирование медиаграмотных граждан уверенно чувсвующих себя в информационном обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: