ИНФОРМАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Методологические ПРОБЛЕМЫпсихологии»
Темы занятий
Тема 1. Общее представление о науке и научном знании
Наука: определение, функции. Развитие науки через смену типов рациональности: классическая наука, неклассическая науки, постнеклассическая наука. Структура науки.
Процесс познания. Научное знание: критерии, формы организации, классификации. Отличия научного знания от обыденного, философского, религиозного, художественного.
Тема 2. Методология науки
Методология: подходы к определению. Взаимосвязанные части методологии. Понятие науки и методологии науки. Соотношение понятий: методология, метод, методика.
Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Методологические подходы.
Группы функций методологии: дескриптивная и нормативная.
Тема 3 Парадигма науки
Понятие парадигмы науки. Этапы развития науки с т.з. Т.Куна. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии: возможности, проблемы и ограничения. Качественная методология в психологии.
Тема 4 Историзм теоретико-психологического анализа
«Эволюция» предмета и метода научной психологии. Взаимосвязь предмета и метода познания в психологии. Метод как способ познания реальности. Поиски научного метода в психологии. Проблема объективности метода в психологической науке. Особенности метода познания в психологии.
Психологические школы в науке. Причины распада и возникновения новых школ. Проблема анализа психологических теорий.
|
Тема 5 Принципы психологии
Принципы детерминизма, развития, системности, активности, единства сознания и деятельности в психологической науке.
Тема 6 Категории психологической науки
Теория и ее категориальная система. Основные блоки категориального каркаса психологического познания. Система категорий в психологии. Инвариантное и вариативное в категориях. Базисные и метапсихологические категории. Историзм категориального анализа. Категориальный и понятийный аппарат психологии.
Ключевые категории психологии: образ, мотив, отношения, личность, деятельность,
Тема 7 Ключевые проблемы психологии
Психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психогностическая проблема.
Материалы промежуточной аттестации
(примерные вопросы для зачета)
1. Представление о науке.
2. Научное знание.
3. Методология науки: подходы к пониманию.
4. Уровни методологического знания.
5. Функции методологии.
6. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».
7. Роль методологии в реализации психологических исследований.
8. Парадигма науки: сущность, функции.
9. Естественнонаучная парадигма в психологии.
10. Гуманитарная парадигма в психологии.
11. Взаимосвязь предмета и метода познания в психологии.
12. Категориальный аппарат психологической науки.
13. Ключевые категории психологии.
14. Роль методологических принципов в психологии.
15. Сущность принципа детерминизма в психологии.
16. Сущность принципа активности в психологии.
17. Сущность принципа развития в психологии.
|
18. Сущность принципа системности в психологии.
19. Ключевые проблемы психологии.
Основная рекомендуемая литература
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого - педагогического исследования: Учеб.пособие.- М., 2001. Гриф Мин-ва образования РФ
2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Научн. Редактор Б.С. Волков: учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир». 2005. – 352 с.
3. Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования[Текст]/В,Н. Дружинин; Рос.АН.Ин-т психологии.-2-е изд., испр.-М.:Б.и.,1994.-164с.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
5. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.
6. Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235 с.
7. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.
8. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст] / А. В. Петровский, М. Б. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1999. https://psylib.org.ua/books/petya01/index.htm
Дополнительная рекомендуемая литература
1. Айламазян А.М. Метод беседы в психологии.- М.,1999.
2. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (Экспериментальная психология).М.,1998
3. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике, СПб,. 2001
|
5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб., 1991.
6. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003.
7. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. -558 с.
8. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Я. Дорфман. – М.: Смысл; Академия», 2005.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2000.
10. Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии [Текст] / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. – М., 1983.
11. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы [Текст]: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 346 с. (25 экз.)
12. Кун. Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство АСЬ», 2002. – 608 с.
13. Кэмбелл Д. Модели эксперимента в системе общественной практики. – М., 1980.
14. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М., 1984.
15. Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии: учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 148с.
16. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с. (рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия)
17. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие / А.В. Павлов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 344 с.
18. Понамарев, Я. А. Методологическое введение в психологию [Текст] / Я. А. Пономарев. – М., 1983.
19. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.
20. Скотникова А. М. Руководство по выполнению исследовательских работ студентов[Текст]: учебно-методическое пособие / автор. сост. А. М. Скотникова / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.» – Екатеринбург: [б. и.], 2014 – 87 с.
21. Типы исследования в психологии / Под ред. И.А. Васильева. – М., 1993.
22. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований [Текст]: Учеб.пособие для студентов фак.психологии выс.учеб.заведений по направлени.521000-"Психология/В.И. Тютюнник.-М.:УМК"Писхология",2002.-208с.
23. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии [Текст]:Учеб. пособие/ Под. ред. Т. В. Корниловой.- СПб.:Питер,2004.-254с. Экспериментальная психология/ Ред.- сост. П.Фресс, Ж.Пиаже; Общ.ред.А.Н.Леонтьева.-М.:Прогресс. Вып.V.-1975.-284с.