Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб. : Питер, 2006. – 320 с.




ИНФОРМАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Методологические ПРОБЛЕМЫпсихологии»

 

Темы занятий

Тема 1. Общее представление о науке и научном знании

Наука: определение, функции. Развитие науки через смену типов рациональности: классическая наука, неклассическая науки, постнеклассическая наука. Структура науки.

Процесс познания. Научное знание: критерии, формы организации, классификации. Отличия научного знания от обыденного, философского, религиозного, художественного.

 

Тема 2. Методология науки

Методология: подходы к определению. Взаимосвязанные части методологии. Понятие науки и методологии науки. Соотношение понятий: методология, метод, методика.

Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Методологические подходы.

Группы функций методологии: дескриптивная и нормативная.

 

Тема 3 Парадигма науки

Понятие парадигмы науки. Этапы развития науки с т.з. Т.Куна. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии: возможности, проблемы и ограничения. Качественная методология в психологии.

 

Тема 4 Историзм теоретико-психологического анализа

«Эволюция» предмета и метода научной психологии. Взаимосвязь предмета и метода познания в психологии. Метод как способ познания реальности. Поиски научного метода в психологии. Проблема объективности метода в психологической науке. Особенности метода познания в психологии.

Психологические школы в науке. Причины распада и возникновения новых школ. Проблема анализа психологических теорий.

 

Тема 5 Принципы психологии

Принципы детерминизма, развития, системности, активности, единства сознания и деятельности в психологической науке.

 

Тема 6 Категории психологической науки

Теория и ее категориальная система. Основные блоки категориального каркаса психологического познания. Система категорий в психологии. Инвариантное и вариативное в категориях. Базисные и метапсихологические категории. Историзм категориального анализа. Категориальный и понятийный аппарат психологии.

Ключевые категории психологии: образ, мотив, отношения, личность, деятельность,

Тема 7 Ключевые проблемы психологии

Психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психогностическая проблема.

 

 

Материалы промежуточной аттестации

(примерные вопросы для зачета)

1. Представление о науке.

2. Научное знание.

3. Методология науки: подходы к пониманию.

4. Уровни методологического знания.

5. Функции методологии.

6. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».

7. Роль методологии в реализации психологических исследований.

8. Парадигма науки: сущность, функции.

9. Естественнонаучная парадигма в психологии.

10. Гуманитарная парадигма в психологии.

11. Взаимосвязь предмета и метода познания в психологии.

12. Категориальный аппарат психологической науки.

13. Ключевые категории психологии.

14. Роль методологических принципов в психологии.

15. Сущность принципа детерминизма в психологии.

16. Сущность принципа активности в психологии.

17. Сущность принципа развития в психологии.

18. Сущность принципа системности в психологии.

19. Ключевые проблемы психологии.

Основная рекомендуемая литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого - педагогического исследования: Учеб.пособие.- М., 2001. Гриф Мин-ва образования РФ

2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Научн. Редактор Б.С. Волков: учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир». 2005. – 352 с.

3. Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования[Текст]/В,Н. Дружинин; Рос.АН.Ин-т психологии.-2-е изд., испр.-М.:Б.и.,1994.-164с.

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

5. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

6. Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

7. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.

8. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст] / А. В. Петровский, М. Б. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1999. https://psylib.org.ua/books/petya01/index.htm

 

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Айламазян А.М. Метод беседы в психологии.- М.,1999.

2. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (Экспериментальная психология).М.,1998

3. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2002.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике, СПб,. 2001

5. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб., 1991.

6. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2003.

7. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. -558 с.

8. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Я. Дорфман. – М.: Смысл; Академия», 2005.

9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2000.

10. Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии [Текст] / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. – М., 1983.

11. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы [Текст]: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 346 с. (25 экз.)

12. Кун. Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Т. Кун; Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство АСЬ», 2002. – 608 с.

13. Кэмбелл Д. Модели эксперимента в системе общественной практики. – М., 1980.

14. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М., 1984.

15. Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии: учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 148с.

16. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 280 с. (рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия)

17. Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие / А.В. Павлов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 344 с.

18. Понамарев, Я. А. Методологическое введение в психологию [Текст] / Я. А. Пономарев. – М., 1983.

19. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.

20. Скотникова А. М. Руководство по выполнению исследовательских работ студентов[Текст]: учебно-методическое пособие / автор. сост. А. М. Скотникова / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.» – Екатеринбург: [б. и.], 2014 – 87 с.

21. Типы исследования в психологии / Под ред. И.А. Васильева. – М., 1993.

22. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований [Текст]: Учеб.пособие для студентов фак.психологии выс.учеб.заведений по направлени.521000-"Психология/В.И. Тютюнник.-М.:УМК"Писхология",2002.-208с.

23. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии [Текст]:Учеб. пособие/ Под. ред. Т. В. Корниловой.- СПб.:Питер,2004.-254с. Экспериментальная психология/ Ред.- сост. П.Фресс, Ж.Пиаже; Общ.ред.А.Н.Леонтьева.-М.:Прогресс. Вып.V.-1975.-284с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: