№ | Разделы, темы | Лекции (кол-во час.) | Практические занятия (кол-во час.) | Лабораторные занятия (кол-во час.) | Самостоятельная работа (кол-во час.) |
1. | Ландшафтоведение как наука. Этапы развития представлений о природной целостности. Главные понятия классического ландшафтоведения. Системная парадигма в ландшафтоведении. | - | |||
2. | Закономерности ландшафтной дифференциации (ландшафтная зональность, секторность, ярусность). Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Функционирование природных геосистем. | - | |||
3. | Ландшафт и его структура. Морфология и стратиграфия ландшафта. Парагенетические системы. Классификация ландшафтов. | - | |||
4. | Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. Культурный ландшафт. Прикладное ландшафтоведение. Ландшафтное моделирование и картографирование. | - | |||
Итого: | - |
5.2. Тематическое планирование
№ | Раздел ОС | Лекции (название и № темы) | (кол-во час.) | Практические занятия (название и № темы) | (кол-во час.) |
Этапы развития ландшафтоведения. Геосистемная концепция ландшафтоведения. | Лекция 1. Ландшафтоведение как наука. Этапы развития представлений о природной целостности. Главные понятия классического ландшафтоведения. Системная парадигма в ландшафтоведении. | 1. Семинарское занятие на тему: «Этапы развития ландшафтоведения» | |||
Ландшафтная организация региональных геосистем. Функционирование ландшафта. | Лекция 2. Закономерности ландшафтной дифференциации (ландшафтная зональность, секторность, ярусность). Лекция 3. Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Функционирование природных геосистем. | 2.Иерархия природных геосистем. Ландшафтный анализ космических снимков. 3.Ландшафтный синтез на основе сопряжения природных компонентов | |||
3. | Ландшафт и его структура. Классификация ландшафтов. | Лекция 4. Ландшафт и его структура. Стратификация и морфология ландшафта. Лекция 5. Парагенетические геосистемы. Классификация ландшафтов. | 4.Закономерности ландшафтной дифференциации суши. 5.Морфология ландшафта. 6.Региональная систематика ландшафтов. Морфология ландшафта. | ||
3. | Природно-антропогенные ландшафты. Культурный ландшафт. Прикладное ландшафтоведение. | Лекция 6. Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. Культурный ландшафт. Лекция 7. Прикладное ландшафтоведение. Ландшафтное моделирование и картографирование. | 7. Антропогенные ландшафты Кемеровской области.. 8,9.Решение ландшафтно-экологических задач. 10.Анализ общенаучной ландшафтной карты. |
5.3. Содержание дисциплины
№ п/п | Тема и её содержание | (кол-во час.) |
1. | Лекция 1. Ландшафтоведение как наука. Этапы развития представлений о природной целостности. Главные понятия классического ландшафтоведения. Системная парадигма в ландшафтоведении. Объект, предмет ландшафтоведения. Этапы развития ландшафтоведения. Природные компоненты геосистем и их связи. Планетарный, региональный и локальный уровни геосистем. Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Региональные геосистемы: физико-географические провинции, области и страны. Геосистемы Кемеровской области. | |
2. | Семинарское занятие 1. Вопросы для подготовки к семинару: 1. Античные ученые и их вклад в становление учения о ландшафте: Аристотель, Эратосфен, Геродот. 2. Физико-географический синтез – шаг на пути развития ландшафтоведения: А. Гумбольдт, Л.Ф. Миддендорф, Н.А. Северцев, П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Переход от общего природного районирования к районированию по отдельным компонентам: Р.Э. Траутфеттер, Н.А. Бекетов, М.Н. Богданов А.И. Воейков, С.Н. Никитин. 3. В.В. Докучаев и его школа: А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов, Н.Н. Сибирцев, В.И. Вернадский, Р.И. Аболин, Д.Н. Анучин. 4. Обоснование принципа провинциальности работами Л.И. Прасолова, С.С. Неуструева, Б.А. Келлера. 5. Зарождение полевой ландшафтной съемки: Б.Б. Полынов, И.П. Крашенинников, И.В. Ларин. 6. Появление работы Л.С. Берга «Ландшафтно-географические зоны СССР» (1930 г.) и работ А.А. Григорьева о географической оболочке. 7. Формирование ландшафтной школы в МГУ во главе с Н.А. Солнцевым. 8. Современный этап развития ландшафтоведения: А.И. Перельман, В.Б. Сочава, Ф.Н. Мильков, М.А. Глазовская, В.А. Николаев, А.Г. Исаченко и др. | |
3. | Лекция 2. Закономерности ландшафтной дифференциации (ландшафтная зональность, секторность, ярусность). Внешние факторы пространственной дифференциации. Ландшафтная зональность, секторность, ярусность (высотная поясность). Локальные факторы дифференциации. История и генезис геосистем. Влагооборот – как одно из функциональных звеньев ландшафта. Биогеохимический круговорот. Энергообмен ландшафта и интенсивность функционирования. Динамика и устойчивость ландшафта.. | |
4. | Практическое занятие 2. Иерархия природных геосистем. Ландшафтный анализ космических снимков. Иерархическое устройство ландшафтной оболочки. Геосистемы планетарного, регионального и локального уровня. Фация – элементарная природная геосистема. Понятия «урочище», «ландшафт». Морфология ландшафта. Ландшафтные хорионы, катены и ландшафтно-географические поля. Задания для работы в аудитории: 1. Изучить космические снимки (предложенные преподавателем) и провести их ландшафтное дешифрирование методом сопряженного анализа с гипсометрической (физической) картой, опираясь на краткую природную характеристику района (визуальный анализ). Подготовить анализ к собеседованию. | |
5. | Практическое занятие 3. Ландшафтный синтез на основе сопряжения природных компонентов.Ландшафтная оболочка, ее свойства.Понятия «природно-территориальный комплекс» и «природная геосистема».Этимология термина «ландшафт».Геосистемная концепция в ландшафтоведении.Природные компоненты ландшафта и их связи.Вертикальная структура природной геосистемы. Задания для работы в аудитории: 1. Провести ландшафтный синтез вертикальной структуры зональных геосистем, характерных для различных районов Евразии, Африки, Южной Америки. | |
6. | Лекция 3. Функционирование природных геосистем. Природные компоненты. Межкомпонентные связи. Вертикальная структура природной геосистемы. Влагооборот – как одно из главных функциональных звеньев ландшафта. Геохимический круговорот в геосистемах: биогеохимический круговорот. Биопродуктивность и биомасса ландшафтов; абиотическая миграция веществ как часть геохимического круговорота. Энергообмен ландшафта и интенсивность функционирования. | |
7. | Практическое занятие 4. Закономерности ландшафтной дифференциации суши.Факторы дифференциации.Сущность зональности. Географический пояс, географическая зона, географическая подзона.Сущность секторности. Сектор и подсектор.Барьерная дифференциация. Барьерные единицы.Сущность высотно-поясной дифференциации. Высотный пояс, высотный подпояс. Задания для работы в аудитории: 1. На основе анализа карты «Природные зоны мира» составить зонально-секторные ряды ландшафтов. Определить различия в зональной структуре океанических (западное и восточное побережье) и внутриконтинентальных секторов материков. Вычленить качественную специфику зональных рядов. 2. Изучить «Схему ландшафтных зон и поясов Большого Кавказа, Гималаев» (по материалам Музея землеведения МГУ). Выявить различия и вскрыть причины их в типах и структуре высотной зональности северного и южного макросклонов Большого Кавказа. 3. Выявленные особенности ландшафтной дифференциации зафиксировать в письменной форме и проиллюстрировать конкретными примерами. | |
8. | Лекция 4. Ландшафт и его структура. Стратификация и морфология ландшафта. Локальные геосистемы – морфологические единицы ландшафта. Природный ландшафт. Горизонтальная (морфологическая) структура ландшафта. | |
9. | Практическое занятие 5. Морфология ландшафта.Морфологические единицы ландшафта. Фации, урочища, подурочища, местность. Фациальная структура ландшафта.
Задания для работы в аудитории:
| |
10. | Лекция 5. Парагенетические геосистемы. Классификация ландшафтов. Природные ландшафты Кемеровской области. Ландшафтные катены. Ландшафтно-географические поля и нуклеарные геосистемы. Ландшафтные экотоны. Методологические основы классификации ландшафтов. Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов. Система классификационных единиц. | |
11. | Практическое занятие 6. Региональная систематика ландшафтов. 1. Виды классификационных моделей в ландшафтной географии. 2. Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов. 3. Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем. 4. Иерархия типологических таксонов структурно-генетической классификации ландшафтов. Задания для работы в аудитории: 1. Изучить классификационную модель ландшафтов по В.А. Николаеву. 2. На основе базы ландшафтных данных построить систематику ландшафтов четырех природных регионов (по выбору преподавателя) с помощью классификационной модели В.А. Николаева. | |
12. | Лекция 6. Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. Культурный ландшафт. Понятие об антропогенном и техногенном ландшафте. Антропогенизация ландшафтной оболочки. Классификация современных антропогенных ландшафтов. Антропогенные ландшафты Кемеровской области. Культурный ландшафт. Принципы поляризации культурного ландшафта. | |
13. | Практическое занятие 7. Антропогенные ландшафты Кемеровской области. Характеристика ландшафтов по Ф.Н. Милькову.
Задания для работы в аудитории:
| |
14. | Лекция 7. Прикладное ландшафтоведение. Ландшафтное моделирование и картографирование. Ландшафтное картографирование. Классификация ландшафтных карт. | |
15. | Практическое занятие 8, 9. Решение ландшафтно-экологических задач. Соотношение понятий «антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт». Геоэкологические требования к культурному ландшафту. Культурный ландшафт – регулируемая природно-хозяйственная система. Экологический каркас культурного ландшафта. Функциональное зонирование культурного ландшафта. Ландшафтное планирование Задания для работы в аудитории: Разработать «проект» территориального ландшафтного плана природной территории на тему (по выбору студента): Тема 1. Территориальная организация лесохозяйственного ландшафта. Тема 2. Территориальное планирование степного агроландшафта. Тема 3. Функциональное зонирование промышленного региона. Тема 4. Планирование курортного ландшафта. | |
16. | Практическое занятие 10. Анализ общенаучной ландшафтной карты. Объекты ландшафтного картографирования. Связь между масштабом ландшафтной карты, картируемой площадью и таксономическим рангом картируемой геосистемы. Легенды ландшафтных карт. Соотношение систематики ландшафтов и ландшафтной карты как модели региональной геосистемы. Изобразительные средства ландшафтных карт. Задания для работы в аудитории: Провести письменный анализ средне- или мелкомасшабной ландшафтной карты (по выбору преподавателя) и по примерному плану (прилагается). |