Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы




 

Разделы, темы Лекции (кол-во час.) Практические занятия (кол-во час.) Лабораторные занятия (кол-во час.) Самостоятельная работа (кол-во час.)
1. Ландшафтоведение как наука. Этапы развития представлений о природной целостности. Главные понятия классического ландшафтоведения. Системная парадигма в ландшафтоведении.     -  
2. Закономерности ландшафтной дифференциации (ландшафтная зональность, секторность, ярусность). Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Функционирование природных геосистем.     -  
3. Ландшафт и его структура. Морфология и стратиграфия ландшафта. Парагенетические системы. Классификация ландшафтов.     -  
4. Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. Культурный ландшафт. Прикладное ландшафтоведение. Ландшафтное моделирование и картографирование.     -  
Итого:     -  

5.2. Тематическое планирование

Раздел ОС Лекции (название и № темы) (кол-во час.) Практические занятия (название и № темы) (кол-во час.)
  Этапы развития ландшафтоведения. Геосистемная концепция ландшафтоведения. Лекция 1. Ландшафтоведение как наука. Этапы развития представлений о природной целостности. Главные понятия классического ландшафтоведения. Системная парадигма в ландшафтоведении.   1. Семинарское занятие на тему: «Этапы развития ландшафтоведения»  
  Ландшафтная организация региональных геосистем. Функционирование ландшафта. Лекция 2. Закономерности ландшафтной дифференциации (ландшафтная зональность, секторность, ярусность). Лекция 3. Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Функционирование природных геосистем.   2.Иерархия природных геосистем. Ландшафтный анализ космических снимков. 3.Ландшафтный синтез на основе сопряжения природных компонентов  
3. Ландшафт и его структура. Классификация ландшафтов. Лекция 4. Ландшафт и его структура. Стратификация и морфология ландшафта. Лекция 5. Парагенетические геосистемы. Классификация ландшафтов.   4.Закономерности ландшафтной дифференциации суши. 5.Морфология ландшафта. 6.Региональная систематика ландшафтов. Морфология ландшафта.    
3. Природно-антропогенные ландшафты. Культурный ландшафт. Прикладное ландшафтоведение. Лекция 6. Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. Культурный ландшафт. Лекция 7. Прикладное ландшафтоведение. Ландшафтное моделирование и картографирование.   7. Антропогенные ландшафты Кемеровской области.. 8,9.Решение ландшафтно-экологических задач. 10.Анализ общенаучной ландшафтной карты.    

 

 

5.3. Содержание дисциплины

 

№ п/п Тема и её содержание (кол-во час.)
1. Лекция 1. Ландшафтоведение как наука. Этапы развития представлений о природной целостности. Главные понятия классического ландшафтоведения. Системная парадигма в ландшафтоведении. Объект, предмет ландшафтоведения. Этапы развития ландшафтоведения. Природные компоненты геосистем и их связи. Планетарный, региональный и локальный уровни геосистем. Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Региональные геосистемы: физико-географические провинции, области и страны. Геосистемы Кемеровской области.  
2. Семинарское занятие 1. Вопросы для подготовки к семинару: 1. Античные ученые и их вклад в становление учения о ландшафте: Аристотель, Эратосфен, Геродот. 2. Физико-географический синтез – шаг на пути развития ландшафтоведения: А. Гумбольдт, Л.Ф. Миддендорф, Н.А. Северцев, П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Переход от общего природного районирования к районированию по отдельным компонентам: Р.Э. Траутфеттер, Н.А. Бекетов, М.Н. Богданов А.И. Воейков, С.Н. Никитин. 3. В.В. Докучаев и его школа: А.Н. Краснов, Г.Ф. Морозов, Н.Н. Сибирцев, В.И. Вернадский, Р.И. Аболин, Д.Н. Анучин. 4. Обоснование принципа провинциальности работами Л.И. Прасолова, С.С. Неуструева, Б.А. Келлера. 5. Зарождение полевой ландшафтной съемки: Б.Б. Полынов, И.П. Крашенинников, И.В. Ларин. 6. Появление работы Л.С. Берга «Ландшафтно-географические зоны СССР» (1930 г.) и работ А.А. Григорьева о географической оболочке. 7. Формирование ландшафтной школы в МГУ во главе с Н.А. Солнцевым. 8. Современный этап развития ландшафтоведения: А.И. Перельман, В.Б. Сочава, Ф.Н. Мильков, М.А. Глазовская, В.А. Николаев, А.Г. Исаченко и др.  
3. Лекция 2. Закономерности ландшафтной дифференциации (ландшафтная зональность, секторность, ярусность). Внешние факторы пространственной дифференциации. Ландшафтная зональность, секторность, ярусность (высотная поясность). Локальные факторы дифференциации. История и генезис геосистем. Влагооборот – как одно из функциональных звеньев ландшафта. Биогеохимический круговорот. Энергообмен ландшафта и интенсивность функционирования. Динамика и устойчивость ландшафта..  
4. Практическое занятие 2. Иерархия природных геосистем. Ландшафтный анализ космических снимков. Иерархическое устройство ландшафтной оболочки. Геосистемы планетарного, регионального и локального уровня. Фация – элементарная природная геосистема. Понятия «урочище», «ландшафт». Морфология ландшафта. Ландшафтные хорионы, катены и ландшафтно-географические поля. Задания для работы в аудитории: 1. Изучить космические снимки (предложенные преподавателем) и провести их ландшафтное дешифрирование методом сопряженного анализа с гипсометрической (физической) картой, опираясь на краткую природную характеристику района (визуальный анализ). Подготовить анализ к собеседованию.  
5. Практическое занятие 3. Ландшафтный синтез на основе сопряжения природных компонентов.Ландшафтная оболочка, ее свойства.Понятия «природно-территориальный комплекс» и «природная геосистема».Этимология термина «ландшафт».Геосистемная концепция в ландшафтоведении.Природные компоненты ландшафта и их связи.Вертикальная структура природной геосистемы. Задания для работы в аудитории: 1. Провести ландшафтный синтез вертикальной структуры зональных геосистем, характерных для различных районов Евразии, Африки, Южной Америки.  
6. Лекция 3. Функционирование природных геосистем. Природные компоненты. Межкомпонентные связи. Вертикальная структура природной геосистемы. Влагооборот – как одно из главных функциональных звеньев ландшафта. Геохимический круговорот в геосистемах: биогеохимический круговорот. Биопродуктивность и биомасса ландшафтов; абиотическая миграция веществ как часть геохимического круговорота. Энергообмен ландшафта и интенсивность функционирования.  
7. Практическое занятие 4. Закономерности ландшафтной дифференциации суши.Факторы дифференциации.Сущность зональности. Географический пояс, географическая зона, географическая подзона.Сущность секторности. Сектор и подсектор.Барьерная дифференциация. Барьерные единицы.Сущность высотно-поясной дифференциации. Высотный пояс, высотный подпояс. Задания для работы в аудитории: 1. На основе анализа карты «Природные зоны мира» составить зонально-секторные ряды ландшафтов. Определить различия в зональной структуре океанических (западное и восточное побережье) и внутриконтинентальных секторов материков. Вычленить качественную специфику зональных рядов. 2. Изучить «Схему ландшафтных зон и поясов Большого Кавказа, Гималаев» (по материалам Музея землеведения МГУ). Выявить различия и вскрыть причины их в типах и структуре высотной зональности северного и южного макросклонов Большого Кавказа. 3. Выявленные особенности ландшафтной дифференциации зафиксировать в письменной форме и проиллюстрировать конкретными примерами.  
8. Лекция 4. Ландшафт и его структура. Стратификация и морфология ландшафта. Локальные геосистемы – морфологические единицы ландшафта. Природный ландшафт. Горизонтальная (морфологическая) структура ландшафта.  
9. Практическое занятие 5. Морфология ландшафта.Морфологические единицы ландшафта. Фации, урочища, подурочища, местность. Фациальная структура ландшафта. Задания для работы в аудитории:
  1. На основе анализа серии ландшафтных карт установить морфологические элементы ландшафта.
  2. Выявить критерии (признаки) выделения таксонов морфологической структуры ландшафта на данных картах.
  3. Определить степень индикации морфологических элементов ландшафта на разных по масштабу карт.
  4. По результатам анализа сделать письменную запись.
 
10. Лекция 5. Парагенетические геосистемы. Классификация ландшафтов. Природные ландшафты Кемеровской области. Ландшафтные катены. Ландшафтно-географические поля и нуклеарные геосистемы. Ландшафтные экотоны. Методологические основы классификации ландшафтов. Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов. Система классификационных единиц.  
11. Практическое занятие 6. Региональная систематика ландшафтов. 1. Виды классификационных моделей в ландшафтной географии. 2. Принципы структурно-генетической классификации ландшафтов. 3. Факторы ландшафтогенеза и структурные свойства природных геосистем. 4. Иерархия типологических таксонов структурно-генетической классификации ландшафтов. Задания для работы в аудитории: 1. Изучить классификационную модель ландшафтов по В.А. Николаеву. 2. На основе базы ландшафтных данных построить систематику ландшафтов четырех природных регионов (по выбору преподавателя) с помощью классификационной модели В.А. Николаева.  
12. Лекция 6. Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. Культурный ландшафт. Понятие об антропогенном и техногенном ландшафте. Антропогенизация ландшафтной оболочки. Классификация современных антропогенных ландшафтов. Антропогенные ландшафты Кемеровской области. Культурный ландшафт. Принципы поляризации культурного ландшафта.  
13. Практическое занятие 7. Антропогенные ландшафты Кемеровской области. Характеристика ландшафтов по Ф.Н. Милькову. Задания для работы в аудитории:
  1. На основешкалы основных региональных показателей антропогенной нагрузки на ландшафты определить степень антропогенной нагрузки на природные территории Кемеровской области.
  2. На основе показателей проранжировать территории и построить карта-схему.
 
14. Лекция 7. Прикладное ландшафтоведение. Ландшафтное моделирование и картографирование. Ландшафтное картографирование. Классификация ландшафтных карт.  
15. Практическое занятие 8, 9. Решение ландшафтно-экологических задач. Соотношение понятий «антропогенный ландшафт», «культурный ландшафт». Геоэкологические требования к культурному ландшафту. Культурный ландшафт – регулируемая природно-хозяйственная система. Экологический каркас культурного ландшафта. Функциональное зонирование культурного ландшафта. Ландшафтное планирование Задания для работы в аудитории: Разработать «проект» территориального ландшафтного плана природной территории на тему (по выбору студента): Тема 1. Территориальная организация лесохозяйственного ландшафта. Тема 2. Территориальное планирование степного агроландшафта. Тема 3. Функциональное зонирование промышленного региона. Тема 4. Планирование курортного ландшафта.  
16. Практическое занятие 10. Анализ общенаучной ландшафтной карты. Объекты ландшафтного картографирования. Связь между масштабом ландшафтной карты, картируемой площадью и таксономическим рангом картируемой геосистемы. Легенды ландшафтных карт. Соотношение систематики ландшафтов и ландшафтной карты как модели региональной геосистемы. Изобразительные средства ландшафтных карт. Задания для работы в аудитории: Провести письменный анализ средне- или мелкомасшабной ландшафтной карты (по выбору преподавателя) и по примерному плану (прилагается).  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: