Раздел 1. Итальянская вокальная школа
Темы 1,2
Общая характеристика экономической, политической жизни страны Раннего Возрождения. Роль церковной, светской, народной культуры Средневековья. Монодический стиль, его особенности звуковедения как основы кантилены в пении. Характеристика Высокого Возрождения. Флоренция – центр театрального искусства. Эстетические взгляды Д. Каччини, Я. Пери. Их эстетические взгляды. Роль декламационного пения как главного способа выражения в искусстве певческой драмы. Развитие вокальных школ – венецианской, неаполитанской, болонской. Различия между ними и их представители – Монтеверди, Скарлатти, Вивальди.
Искусство певцов-кастратов и их роль в сфере орнаментального пения. Плеяда выдающихся представителей: Г. Каффарелли, К.Фаринелли (или К. Боска), К. Габриэлли, Ф. Бордоньи и другие. Предпосылки замены кастратов тенорами в оперном жанре. Забвение жанра opera-seria и развитие opera-buff. Творчество Д. Перголези и Д. Чимароза как средоточие вокального стиля певцов нового поколения.
Вокальная педагогика
Система вокального образования при церквях. Школа виртуозов – болонская вокальная школа. Методические труды П. Този, Д. Каччини, Д. Лео; Н. Порпора и другие. Их методические труды: «Новая музыка» Д. Каччини; «Практические мысли о колоратурном пении» Манчини. Анализ их теоретических положений с позиций современной науки о певческом голосе.
Темы 3,4,5
Исторические предпосылки с позиций нововведений в исполнительском певческом искусстве; необходимость оперной реформы. Россини – реформатор оперного искусства. Характеристика оперного исполнительского искусства. Роль каденций, их новое значение в эстетике данного периода. Воспитание мужских голосов. Гарсия.
Зарождение романтизма в музыке Западной Европы. Основные представители: В. Беллини и Г. Доницетти. Ведущие исполнители: Д. Гризи, Д. Рубини, Л. Лабляш, Дж. Паста, М. Ригетти-Джорджи – колоратурные меццо-сопрано в партии Золушки.
Д.Верди – характеристика оперного творчества с позиции эволюции вокального певческого стиля. Роль Верди как воспитателя стиля нового поколения оперных певцов.
Темы 6,7,8
Веризм - новое направление в вокальном исполнительском искусстве. Экспрессия и аффектация как отрицательная сторона стиля, ведущая к форсировке голоса. Основные исполнители: Э. Карузо, Тотти даль Монте, Б. Джильи, Т. Руффо и многие другие. Театр «Ла Скала» в Милане. Эволюция его становления. Его роль в исполнительской вокальной эстетике.
Вокальная педагогика
Широкая сеть консерваторий – центр образования певцов высокого класса. Появление центра усовершенствования певцов при «Ла Скала».
Раздел 2. Французская национальная школа
Темы 9, 10
Роль песенной церковной и светской культуры. Первые музыкально-сценические произведения. Роль «Академии поэзии и музыки» как создателя вокального стиля.
Основные черты эпохи классицизма. Влияние П. Корнеля, Ж. Расина на формирование национальной оперной формы. Открытие «Гранд Опера» и Королевской Академии Музыки. Значение первой оперы Ж. Люлли: единство музыкально-драматической композиции. Характеристика героев в вокальных формах. Доминирующая роль речитатива. Борьба буффонистов, подготовившая необходимость создания оперной трагедии. Х. Глюк – суть оперной реформы новые вокальные формы, роль арии, ариозо, дуэтных сцен.
Вокальная педагогика
Первые печатные труды Басили – «Указания к искусству пения»; Безар - «Искусство пения». Анализ работ с позиции современной науки воспитания голоса. Режим работы королевской школы пения, Парижского национального института – педагогическая работа Ж. Госсека и А. Хорон. Реформы в методике воспитания голоса – К. Дюпре, и М. Гарсия о практике прикрытия «верхнего участка диапазона мужских голосов». Новые выразительные приемы в исполнительской культуре. Новые выразительные приемы в творчестве Ш. Гуно Л. Делиба, К. Массне и других. Реализм в оперном искусстве. «Кармен» Ж. Бизе - вершина реализма; прием введения в оперную структуру разговорного диалога = стремление к зрительному контакту.
Тема 11
Импрессионизм и экспрессионизм – новые направления в французском искусстве. Их особенности и их направления в вокальном искусстве.
Новые вокальные формы, исполнительские задачи: нюансировка, утонченность. Практика владения дыханием при речевой модуляции и динамике.
Р.Дюгамель – реформатор вокальных установок под влиянием импрессионизма. Работы: «Рациональная вокальная техника», «Эмоциональность тембра».
Система воспитания певцов во второй половине XIX века. «С 2-х до 5-ти»; класс «Сольного пения», класс «Лирического пения», класс «Музыкальной комедии» - связь и взаимодействие этих классов в воспитании голоса.