ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА




Тематический план

Наименование темы Часть I Количество часов
1. Часть I. История западноевропейского вокального искусства.Раздел 1.Итальянская вокальная школа. Вводная лекция.  
2. 1.Становление, формирование и развитие итальянской вокальной школы. Эпоха до Монтеверди. 2.Венецианская, неаполитанская, болонская вокальные школы. Их основные представители. Основные методические труды. Каччини, Този, Лео и другие. Их анализ с точки зрения современной нации о певческом голосе. Искусство сопранистов.  
3. Исторические предпосылки осуществления оперной реформы. Россини – реформатор оперного искусства. Эстетика оперного творчества композитора.  
4. Значение нового направления романтического стиля. Творчество Беллини, Доницетти. Изменение в системе воспитания певцов основные педагоги новой итальянской школы пения, их теоретические труды и их анализ. Ламперти. Джиральдони.  
5. Дж. Верди – вокально-эстетическое кредо композитора. Создание музыкальной драмы. Связь музыки и слова. Основные выдающиеся певцы.  
6. Веризм – как новое эстетическое направление в литературе и музыке. Эстетические установки композиторов-веристов. Леонкавалло, Масканьи, Джордано, Чилеа.  
7. Отрицательная сторона исполнительского стиля. Пуччини: основные исполнительские тенденции.  
8. Вокальное искусство ХХ века. Ведущие певцы Италии «Ла Скала» в Милане. Система подготовки певцов. Ведущие педагоги.  
9. Раздел 2. Французская вокальная школа. Формирование и развитие вокальной школы Франции. Первые опыты создания оперы. Люлли. Оперная реформа Глюка – эстетика композиторского письма. Первые методические труды по воспитанию голоса. Мерсенн. Басили. Парижский институт – консерватория музыки и декламации.  
10. Французское вокальное искусство ХХ века. Новый вид музыкального театра. Основные положения. Кризис «большой оперы» и утверждение лирической оперы. Основные тенденции в вокальном исполнительском искусстве в творчестве Ш. Гуно, Делиба, Массне, Сен-Санса, Тома. Роль музыкально-выразительных средств в вокализации мелодического рисунка основных ведущих партий. Дюпре – реформатор вокальной методологии. Введение понятия «прикрытия» верхнего участка диапазона у мужских голосов методических установок с позиции практической педагогики, (работы В.Морозова, Л.Дмитриева и др.)  
11. Новые стилевые задачи во французской школе пения. Импрессионизм и экспрессионизм. Роль нюансировки, красок «света и тени», динамики голоса. Ведущие педагоги и система вокального образования. Метод Парижской консерватории.  
12. Раздел 3. Немецкая вокальная школа и вокальное искусство. Становление и развитие немецкой вокальной школы. Церковная пение и народная песня. Шютц, его роль в стилистике вокального искусства. Гендель: значение композитора в театрализации кантатно-ораториального жанра. Вокальное творчество И.Баха. Роль инструментализма в звуковедении. Связь вокальной и инструментальной партии в его сочинениях.  
13. Формирование венской классической вокальной школы. Гайдн, Моцарт, Бетховен. Эстетика вокального искусства венской школы. Роль инструментального штриха вокальной мелодии.  
14. Трель, мордент – основные исполнительские установки «Фиделио» Бетховена. Симфонизация вокального стиля.  
15. Романтизм в немецком вокальном искусстве. Интерес к камерно – вокальной музыке. Особенности вокального творчества Шуберта, Шумана, Брамса. Оперный стиль Вебера. Эстетика исполнительского стиля Р. Вагнера – голосовая и инструментальная сферы как одно целое. Понятие «вагнеровские» певцы «Школа примарного тона» во главе со Шмиттом.  
16. Вокально-технические установки и исполнительские задачи произведений Р. Штрауса, К. Орфа, Шенберга. Система воспитания певцов в Германии. Особенности современного западноевропейского вокального искусства. Выводы.  
    17. Часть II. История русского и современного отечественного искусства. Раздел 1. Истоки возникновения и развития русской школы пения. Основные этапы становления светского вокального искусства 2-ой половины XVII-XVIII веков. Роль церковного пения, роль русской песни и первых исполнителей песни. Их имена.  
18. Русская исполнительская школа. Роль придворной певческой капеллы. Значение нотописи в развитии вокальных школ. Первые педагогические труды. Русская исполнительская и вокальная школа начала XIX века – и второй половины XIX века. Алябьев, Гурилев, Варламов – их вклад в педагогическую и вокальную школу. «Школы пения» - Варламова, Даргомыжского, Глинки. Роль камерной вокальной музыки – романсы, дуэты. Оперная музыка.    
19. Исполнительское искусство выдающихся русских певцов. Их творческое кредо. Ф.Шаляпин, Д.Смирнов, Е. Липковская, А.Нежданова. Методические взгляды. Сонки, Додонов, Мазурин, и другие. Московская исполнительская вокальная школа. Роль итальянских маэстро. Ведущие имена – Гальвани, Мазетти, Джиральдони и их ученики.  
20. Раздел 2. Вокальное искусство 1917 -1941гг. Песня- основной жанр фронтовых лет в период ВОВ. Особенности нового отечественного реалистического направления. Разноликость песенного творчества. Её основные представители.  
21. Вокальное творчество современных российских композиторов 2
  Экзамен  
  Итого:  
       

 

Содержание учебной дисциплины

 

Вокальное искусство, накопившее почти за четыре столетия огромный технический, методологический и эстетический опыт, является предметом изучения той системы выразительных средств, которая сформировала понятие «исполнительский стиль».

Содержание данного курса дает основные знания по изучению вокального искусства, с точки зрения эволюции развития исполнительского искусства и развивавшейся методики воспитания голоса.

Школа профессионального академического пения начала свой путь развития в Италии, Франции и Германии раньше, чем в России. Исходя из этого, содержание курса в 3-м семестре посвящено западноевропейской вокальной школе, тогда как в 4-м семестре 1-й раздел тематического плана рассматривает становление отечественной культуры академического пения, а 2-й разделе сосредоточен на песенном вокальном искусстве; здесь же уделено внимание вокальной школе Саратовской консерватории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: