Тематический план
№ | Наименование темы Часть I | Количество часов | |
1. | Часть I. История западноевропейского вокального искусства.Раздел 1.Итальянская вокальная школа. Вводная лекция. | ||
2. | 1.Становление, формирование и развитие итальянской вокальной школы. Эпоха до Монтеверди. 2.Венецианская, неаполитанская, болонская вокальные школы. Их основные представители. Основные методические труды. Каччини, Този, Лео и другие. Их анализ с точки зрения современной нации о певческом голосе. Искусство сопранистов. | ||
3. | Исторические предпосылки осуществления оперной реформы. Россини – реформатор оперного искусства. Эстетика оперного творчества композитора. | ||
4. | Значение нового направления романтического стиля. Творчество Беллини, Доницетти. Изменение в системе воспитания певцов основные педагоги новой итальянской школы пения, их теоретические труды и их анализ. Ламперти. Джиральдони. | ||
5. | Дж. Верди – вокально-эстетическое кредо композитора. Создание музыкальной драмы. Связь музыки и слова. Основные выдающиеся певцы. | ||
6. | Веризм – как новое эстетическое направление в литературе и музыке. Эстетические установки композиторов-веристов. Леонкавалло, Масканьи, Джордано, Чилеа. | ||
7. | Отрицательная сторона исполнительского стиля. Пуччини: основные исполнительские тенденции. | ||
8. | Вокальное искусство ХХ века. Ведущие певцы Италии «Ла Скала» в Милане. Система подготовки певцов. Ведущие педагоги. | ||
9. | Раздел 2. Французская вокальная школа. Формирование и развитие вокальной школы Франции. Первые опыты создания оперы. Люлли. Оперная реформа Глюка – эстетика композиторского письма. Первые методические труды по воспитанию голоса. Мерсенн. Басили. Парижский институт – консерватория музыки и декламации. | ||
10. | Французское вокальное искусство ХХ века. Новый вид музыкального театра. Основные положения. Кризис «большой оперы» и утверждение лирической оперы. Основные тенденции в вокальном исполнительском искусстве в творчестве Ш. Гуно, Делиба, Массне, Сен-Санса, Тома. Роль музыкально-выразительных средств в вокализации мелодического рисунка основных ведущих партий. Дюпре – реформатор вокальной методологии. Введение понятия «прикрытия» верхнего участка диапазона у мужских голосов методических установок с позиции практической педагогики, (работы В.Морозова, Л.Дмитриева и др.) | ||
11. | Новые стилевые задачи во французской школе пения. Импрессионизм и экспрессионизм. Роль нюансировки, красок «света и тени», динамики голоса. Ведущие педагоги и система вокального образования. Метод Парижской консерватории. | ||
12. | Раздел 3. Немецкая вокальная школа и вокальное искусство. Становление и развитие немецкой вокальной школы. Церковная пение и народная песня. Шютц, его роль в стилистике вокального искусства. Гендель: значение композитора в театрализации кантатно-ораториального жанра. Вокальное творчество И.Баха. Роль инструментализма в звуковедении. Связь вокальной и инструментальной партии в его сочинениях. | ||
13. | Формирование венской классической вокальной школы. Гайдн, Моцарт, Бетховен. Эстетика вокального искусства венской школы. Роль инструментального штриха вокальной мелодии. | ||
14. | Трель, мордент – основные исполнительские установки «Фиделио» Бетховена. Симфонизация вокального стиля. | ||
15. | Романтизм в немецком вокальном искусстве. Интерес к камерно – вокальной музыке. Особенности вокального творчества Шуберта, Шумана, Брамса. Оперный стиль Вебера. Эстетика исполнительского стиля Р. Вагнера – голосовая и инструментальная сферы как одно целое. Понятие «вагнеровские» певцы «Школа примарного тона» во главе со Шмиттом. | ||
16. | Вокально-технические установки и исполнительские задачи произведений Р. Штрауса, К. Орфа, Шенберга. Система воспитания певцов в Германии. Особенности современного западноевропейского вокального искусства. Выводы. | ||
17. | Часть II. История русского и современного отечественного искусства. Раздел 1. Истоки возникновения и развития русской школы пения. Основные этапы становления светского вокального искусства 2-ой половины XVII-XVIII веков. Роль церковного пения, роль русской песни и первых исполнителей песни. Их имена. | ||
18. | Русская исполнительская школа. Роль придворной певческой капеллы. Значение нотописи в развитии вокальных школ. Первые педагогические труды. Русская исполнительская и вокальная школа начала XIX века – и второй половины XIX века. Алябьев, Гурилев, Варламов – их вклад в педагогическую и вокальную школу. «Школы пения» - Варламова, Даргомыжского, Глинки. Роль камерной вокальной музыки – романсы, дуэты. Оперная музыка. | ||
19. | Исполнительское искусство выдающихся русских певцов. Их творческое кредо. Ф.Шаляпин, Д.Смирнов, Е. Липковская, А.Нежданова. Методические взгляды. Сонки, Додонов, Мазурин, и другие. Московская исполнительская вокальная школа. Роль итальянских маэстро. Ведущие имена – Гальвани, Мазетти, Джиральдони и их ученики. | ||
20. | Раздел 2. Вокальное искусство 1917 -1941гг. Песня- основной жанр фронтовых лет в период ВОВ. Особенности нового отечественного реалистического направления. Разноликость песенного творчества. Её основные представители. | ||
21. | Вокальное творчество современных российских композиторов | 2 | |
Экзамен | |||
Итого: | |||
Содержание учебной дисциплины
Вокальное искусство, накопившее почти за четыре столетия огромный технический, методологический и эстетический опыт, является предметом изучения той системы выразительных средств, которая сформировала понятие «исполнительский стиль».
Содержание данного курса дает основные знания по изучению вокального искусства, с точки зрения эволюции развития исполнительского искусства и развивавшейся методики воспитания голоса.
Школа профессионального академического пения начала свой путь развития в Италии, Франции и Германии раньше, чем в России. Исходя из этого, содержание курса в 3-м семестре посвящено западноевропейской вокальной школе, тогда как в 4-м семестре 1-й раздел тематического плана рассматривает становление отечественной культуры академического пения, а 2-й разделе сосредоточен на песенном вокальном искусстве; здесь же уделено внимание вокальной школе Саратовской консерватории.