Раздел 3. Немецкая вокальная школа




Темы 11,12,13,14,15

 

Католическая церковь – центр профессионального искусства. Значение одноголосия. Проникновение светского начала в церковную музыку; жанр литургической драмы – прообраз кантатного жанра. Роль многоголосия XVI века. Т Шютц – его роль в утверждении гомофонно-гармонического и речитативного характера инструментальной и вокальной музыки. Творчество Р. Кайзера и Т. Телемана, Г.Гендель – его роль в становлении эстетики оперного, кантатно-ораториального жанра. Участие кастратов в музыке. И.Бах и его значение в формировании новой эстетики в вокальной школе. Динамика, стилистика мордентов и форшлагов; роль кантилены в вокальном искусстве.

Оперная культура Австрии. И. Гайдн, Моцарт – вершина в австрийском оперном, кантатном, инструментальном жанрах. Эстетика композиторов с позиций исполнительской культуры – штрихи, морденты, стаккато и легато в вокальной культуре композиторов. Новые эстетические приемы в творчестве Л. Бетховена. Основные исполнители, их пропагандистская роль вокальных приемов, уникальность их исполнительского дарования - Г. Зотаг, В. Шредер-Девриент.

Особенность романтического стиля К. Вебера. Слияние жанра зингшпиль и сказочности в новой романтической опере. Р. Вагнер – создатель музыкальной драмы; роль оркестра - симфонизация вокального стиля, безраздельность вокальной и инструментальной возможности певцов. Выдающиеся «вагнеровские певцы»- Ж. Решке, Э. Гура, Л. Леман, отчасти Д. Фишер-Дискау и другие. Р. Штраус и эстетика неоклассицизма в оперном и исполнительском искусстве. Особенности в вокальных партиях «Саломея» и «Кавалер роз»- развернутость сольных номеров, трудности диапазона, сложности динамики, интонационные трудности. Эстетика экспрессинизма. Вокальные сложности сольных партий «Воццека» А. Берга; «Лунный Пьеро» Шёнберга - аффектация, высокая тесситура, динамика и т.д.

Характерные черты исполнительской культуры немецкой школы: чистота интонации, слаженность, безукоризненность ансамблевого звучания, чистота тона в голосе и забота дирижеров о голосах.

Вокальная педагогика

 

«Школа примарного тона» и её особенности. Работа Ф. Шмитта. Система воспитания певцов в Берлине, Лейпциге, Веймаре.

Заключение:

Особенности современной западноевропейской исполнительской школы 1970-2010

- нивелировка национальных школ

- становление эталонного звучания голоса

- высокое ансамблевое искусство

- владение сценической речью.

 

Часть II. История русского и современного отечественного искусства

Раздел 1

Темы 16,17,18,19

 

Характеристика народной вокальной культуры – самобытность русской песни, особенности мелоса; характеристика церковной вокальной культуры XV-XVIII веков - узость диапазона и интервалики. Методы обучения певчих дьяков под руководством Н. Дилецкого, А. Мезенца. Их работы по вокально-техническим установкам.

Проникновение итальянской музыки в Россию и ее значение в становлении отечественной вокальной культуры. Появление первых русских опер Ф.Волкова, М. Соколовского, С, Фомина. Роль иностранных музыкантов в развитии отечественной певческой культуры. Культура крепостных театров А.Воронцова. Выдающиеся певцы-самородки: П. Жемчугова, Е. Уранова-Сандунова, А. Ожогин, л. Воробьев и другие.

Методика Глуховой школы пения; придворная певческая капелла – её образовательное значение, система воспитания певца. Е. Фомин, Д. Бортнянский, К. Кавос. Русская певческая культура воспитания голоса. Романтическая опера А.Верстовского, М. Глинка- основоположник оперной симфонической музыки, исполнительная эстетика Глинки. Певцы - О. Петров, А. Петрова-Воробьева, С. Гулак-Артемовский и другие. Оперный стиль Н.Даргомыжского – значение речитатива, его особенности в оперной драме. Становление отечественной критики и её роль.

Вокальная педагогика

 

Основные вокальные установки. «Школа пения» А.Варламова и «концентрический метод воспитания голоса» Глинки. Открытие Петербургской и Московской консерваторий. Преемственность в вокальном воспитании певцов – искусство Ф. Шаляпина, Д. Смирнова, Е. Липковской.

Работа итальянских маэстро – Гальвани, Мазетти, Джиральдони.

Тема 19 (продолжение)

 

Общая характеристика вокальной эпохи конца XIX века начала XX. Рассвет оперной культуры. Индивидуальные черты стилей композиторов М. Мусоргского,А. Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского. Их работа с вокалистами-исполнителями партий в оперном и камерно-вокальном творчестве; влияние этих композиторов на исполнительскую эстетику русских певцов. Появление частной оперы и новых оперных певцов. Забела-Врубель, В.Петрова-Званцева, Е. Цветкова, А.Нежданова, Н.Шевелев и другие.

Вокальная педагогика

 

Основные положения вокально-методических трудов и реформа вокального образования в проектах 1880-1900 год. Педагогическая деятельность А.Додонова, И.Прянишникова, К.Мазурина, С. Сонки. уровень образования и, К. Кржижановского, В. Карелина, У. Мазетти и другие.

Роль широкой сети оперных студий, вокальных классов, народных домов в театральной культуре России.

Ф.Шаляпин как художественное явление национальной вокальной школы. Креативность певца.

 

Темы 20,21

 

Период 1917г. с позиций отношения и исполнительской культуры в целом. Значение К.Станиславского и В. Немировича-Данченко для оперных постановок и воспитания актера-певца. Адаптация исполнителей к воспитанию нового музыкального языка, сложности гармонического языка, проблемы интонации и интерпретации. Новые имена: П.М. Норцов, Н.Д. Шпиллер, В.В. Давыдова.

Вокальная педагогика

 

Обзор вокально-методических трудов в области голосообразования С. Малютин, В. Багадуров, И. Левидов, Л. Работнов.
А. Арден, Н. Райский и другие. Первые вокальные конференции, их значение для развития вокального образования страны (1925, 1937, 1940 гг.).

Раздел 2

 

Роль учебных заведений страны в период Великой Отечественной войны. Значение периферийных консерваторий в воспитании нового поколения: г. Саратов, г. Казань, г. Горький.

Роль массовой военной песни. Основные черты этого жанра.

Воспитание национальных кадров - татарской, осетинской, адыгейской, казахской диаспор - в отечественных консерваториях. Саратовская консерватория в воспитании нового поколения национальных певцов. Педагогическое мастерство Н. Устинова, Ф. Гарцман, В. Денисовой, А. Быстрова, О. Стрижовой.

Значение оперного репертуара Саратовского оперного театра. Ведущие певцы: Е.Калинина, П. Вернигора, Л. Екимов, В. Шумская, А.Шевелева, Л. Грачева, Е. Сабадашев, В. Дубовик, О.Бардина и другие. Основные труды вокального стиля и методы их освоения современными певцами.

Вокальная педагогика.

Краткий обзор основных научных и исследовательских работ И. Назаренко, Н. Жинкина, В.Морозова, В. Юшманова, Л. Дмитриева и др.

Камерные театры XX столетия и начала XXI столетия. Появление нового жанра – монооперы. Новый сложный композиторский язык, диссонансы, высокая тесситура, аффектация.

Ведущие оперные певцы. Вокальные конкурсы и их задачи последней трети XX века и начала XXI века.

Вопросы к экзамену

 

1. Основные этапы становления русского светского вокального искусства 2-ой половины XVII-XVIII веков

2. Венецианская, неаполитанская, болонская вокальные школы

3. Вокально - технические установки и исполнительские задачи произведений Р. Штрауса, К. Орфа, Шенберга

4. Дюпре – реформатор вокальной методологии

5. Импрессионизм и экспрессионизм

6. Россини – реформатор оперного искусства

7. Становление, формирование и развитие итальянской вокальной школы. Эпоха до Монтеверди

8. Основные тенденции в вокальном исполнительском искусстве в творчестве Ш. Гуно, Делиба, Массне, Сен-Санса, Тома

9. Русская исполнительская и вокальная школа начала XIX века

10. Основные педагоги новой итальянской школы пения: Ламперти, Джиральдони

11. Искусство сопранистов

12. Вокальное творчество современных российских композиторов

13. Исполнительское искусство выдающихся русских певцов

14. Вокальное творчество И.Баха

15. Эстетические установки композиторов-веристов

16. Вокальное искусство в Советской России 1917 -1941гг.

17. «Школы пения» Варламова, Даргомыжского, Глинки

18. Понятие «вагнеровские» певцы

19. Оперный стиль Вебера

20. Оперная реформа Глюка

21. Вокальное искусство ХХ века. Ведущие певцы Италии «Ла Скала» в Милане

22. «Школа примарного тона» во главе со Шмиттом

23. Особенности вокального творчества Шуберта, Шумана, Брамса.

24. Дж. Верди. Основные выдающиеся певцы

Литература электронно-библиотечной системы «Лань»

Основная литература

 

Лейферкус, С.П. Трудно быть злодеем, или Маленькие секреты большой оперы. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. – 304 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/73001

 

Дополнительная литература

Владимирская, А.Р. Оперетта. Звездные часы. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2009. – 312 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2006

Рокстро, У.С. Женни Линд. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. – 40 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/72599

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: