Прежде чем выбирать способ борьбы с прокрастинацией, нужно честно
признаться себе, что она у вас есть. Следующим этапом борьбы с откладыванием на завтра будет выяснение, какая именно причина лежит в его основе. И только теперь можно определяться, как с этим «вредителем» успешного будущего бороться.
В современной психологии существуют разные способы борьбы с прокрастинацией. Несколько способов мы обнаружили в книге Пола Макги «S.U.M.O. Заткнись и делай», где он пишет: «Просто начните делать. Не думайте о том, чтобы выполнить задачу целиком и уложиться в сроки. Вы почувствуете мотивацию в процессе, а радость от того, что вы, наконец, начали это дело, и это улучшит ваше настроение. Так у вас появятся энергия и желание завершить начатое. Правильные действия приводят к правильным чувствам.
Прекратите колебаться. Приступите к действиям. Представьте и прочувствуйте свой успех. Начните с самого неприятного. Прекратите заниматься легкими делами, начните с тяжелых. Поощряйте себя в процессе достижения цели. Обзаведитесь группой поддержки. Прекратите полагаться на себя, найдите человека, который вас поддержит. Поборите свою беспечность. Прекратите относиться к жизни легкомысленно, начните заниматься тем, что действительно важно [4].
Вторым решением может быть тайм-менеджмент: планирование своего времени.
Тайм-менеджмент (англ. time management) – технология организации времени и повышения эффективности его использования. Тайм-менеджмент состоит из нескольких составных частей:
1. строгий учёт времени;
2. оптимизация временных ресурсов;
3. планирование дня (недели, месяца или другого отрезка времени);
4. организация мотивации.
Чтобы правильно управлять временем, необходимо соблюдать 12 правил тайм-менеджмента:
|
1. Планируйте не более 10 дел
2. Выделяйте важные дела
3. Мотивируйте себя
4. Носите с собой список задач
5. Не создавайте множество списков
6. Быстровыполнимые задачи делайте сразу
7. Проверяйте актуальность задач
8. Попросите друга о помощи
9. Выполняйте все задачи
10. Учитывайте свои биоритмы
11. 20% дел дают 80% результат
12. Доводите дело до конца
Психологи выделяют 7 главных принципов тайм-менеджмента:
Принцип 1. Планируйте свои действия.
Планирование дел на ближайший день (или ближайшую неделю) имеет практическое значение в любой работе. Неважно, сидите ли вы в офисе, стоите у конвейера, подрабатываете курьером в свободное от учёбы время – чёткий план действий всегда принесёт реальную пользу в виде повышения результативности (личной и профессиональной).
Принцип 2. Формулируйте желаемый результат в конкретные цели и задачи. Стратегическое и эффективное планирование невозможно без грамотного целеполагания. Если говорить более простым языком, вы должны уметь четко формулировать основную цель и уметь разбивать её на более конкретные и локальные задачи. В теории менеджмента этот навык именуется «декомпозиция целей». Принцип 3. Фиксируйте ваш план действий.
Существует несколько рабочих и действенных инструментов, позволяющих сделать свои планы и задачи более наглядными и конкретными.
Принцип 4. Расставляйте приоритеты.
Своевременно и чётко определить главную цель – это необходимо и правильно. Но главная задача – это двигаться к достижению данной цели, последовательно выполняя текущие задачи разной степени трудности.
|
Принцип 5. Фокусируйтесь на главном.
Умение фокусироваться на главном, не отвлекаясь на постороннее, — важнейший практический навык, овладев которым, вы решите самые приоритетные задачи продуктивного тайм-менеджмента.
Принцип 6. Анализируйте свой опыт и создавайте свои правила тайм-менеджмента.
Периодически стоит оглядываться назад и делать прагматичные выводы из своего опыта управления временем. Изучайте свои ошибки и обязательно принимайте меры по их исправлению. Обязательно анализируйте ситуации, в которых вы особенно интенсивно теряли личные ресурсы. Всегда следует оставаться осознанными и со стороны смотреть, что именно происходит с вашей жизнью — в каком направлении и с какой скоростью она движется.
Принцип 7. Планируйте отдых.
В погоне за успехом и личной результативностью никогда не пренебрегайте отдыхом, планируйте его. Если вы почувствовали, что утратили контроль и слишком углубились в решение задачи, не думая о затратах времени, самое время остановиться, сделать перерыв и попытаться оптимизировать собственные действия.
Глава II. Методы исследования