Данная методика была применена как основная. Использовав Шкалу К. Лэй (General Procrastination Scale, GPS) для выявления уровня общей прокрастинации у учеников 11 класса, учителей и работников Каменской средней школы, 6 студентов 2 курса, которая включает в себя 20 утверждений, показывающих насколько респонденту свойственно откладывать повседневные задачи в быту. Методика рассчитана на испытуемых старше 17 лет, поэтому другие ученики в школе не могли принять участие. В качестве шкалы ответов предлагается 5-балльная шкала Лайкерта (1 — в высшей степени не характерно, 2 — не характерно, 3 — нейтрален, 4 — характерно, 5 — в высшей степени характерно). Подсчитывается общий показатель (сумма баллов), отражающий уровень
прокрастинации.
Обработка результатов
Прямые утверждения: 1, 2, 5, 7, 9, 10, 12, 16, 17, 19.
«Обратные» утверждения: 3, 4, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 18, 20.
Подсчитывается общий показатель прокрастинации, при этом баллы, проставленные респондентом в ответ на «обратные» утверждения, инвертируются, т.е. 5 баллов заменяются на 1 балл, 4 балла - на 2 балла и т.п.
Применив Шкалу К. Лэй приходим к выводу, что из 25 чел. опрошенных, к прокрастинаторам могли бы себя отнести 2 чел, они по общей сумме баллов набрали более 70 баллов. Среди них: студентов и школьников – 1 чел, люди со стабильным графиком работы (учителя)- 1чел. Радует и тот факт, что из 25 опрошенных 4 чел.(8%) по общей сумме баллов имеют низкое значение, т.е. им не свойственна прокрастинация (Рисунок 1.)
Рисунок 1. Общий уровень прокрастинации студентов, учащихся и учителей Каменской средней школы
Заключение
Прокрасиинация – это сложное понятие, зародившееся еще в древности. Вплоть до XXI века, люди стремились дать ему название, что свидетельствует о ее присутствии в жизни человека с самого его появления. Прокрастинация – это не лень, это болезнь. Нам удалось выяснить, что искоренить прокрастинацию невозможно, но зная о такой своей психологической особенности можно научиться координировать свою жизнь планируя и контролируя ее, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Как выход из ситуации мы предлагаем Тайм менеджмент- технологию организации времени и повышения эффективности его использования.
|
В ходе написания данной работы проанализировано 6 литературных источников и 2 сайта интернет ресурсов. В работе подробно рассмотрены такие вопросы как: что такое прокрастинация, ее виды, признаки, люди каких профессий чаще склонны к этому недугу и как бороться с прокрастинацией. Была отработана методика общей прокрастинации.
В дальнейшем работу над данной темой можно продолжить, изучив другие способы борьбы с прокрастинацией.
Данную работу можно использовать на уроках ОБЖ в 7 классе при изучении темы «Психологические особенности» и как дополнительный материал для педагога-психолога.
Список литературы.
1. Афонькин Ю. Н. Русско-немецкий словарь крылатых слов., — М.: «Русский язык». 1990., 288 с
2. Вадим Серов Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003.
3. Кукла А. Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь / Андре Кукла; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 146 с.
4. Макги, Пол. SUMO. Заткнись и делай / Пол Макги; пре. С англ. Д.Батий – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016 – 224 с.
|
5. Тарасевич Г. В. Прокрастинация: болезнь века // Русский репортёр: журнал. — М.: PunaMusta Оу, 2014. — № 14 (342). — С. 20—29.
6. Фьоре, Н. Легкий способ перестать откладывать дела на потом / Нейл Фьоре; пер. с англ. Ольги Терентьевой – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 – 288 с.
7. Что такое прокрастинация простыми словами: нужно ли бороться с этим явлением + основные ошибки прокрастинаторов. Режим доступа: https://kakzarabativat.ru/soveti/prokrastinaciya (Дата обращения 05.11.2019г.)
8. Эшфорт, Блейк Э. Промедление и избегание задач: теория, исследование и лечение. Режим доступа: https://www.questia.com/library/journal/1P3-9889546/procrastination-and-task-avoidance-theory-research (Дата обращения 05.11.2019 г.)
Приложение 1
1. Я часто берусь за выполнение заданий, которые планировал выполнить несколько дней назад | |
2. Я не выполняю заданий до тех пор, пока их не нужно сдавать | |
3. Когда я заканчиваю читать книгу, взятую в библиотеке, я сразу же возвращаю ее, независимо от указанной даты возврата | |
4. Когда наступает время утреннего пробуждения, я чаще всего сразу же встаю из постели | |
5. Написанное мною письмо может лежать несколько дней, пока я его отправлю | |
6. Как правило, я своевременно делаю ответные телефонные звонки | |
7. Я редко выполняю вовремя даже те виды работ, которые требуют незначительных усилий, - просто сесть и сделать их | |
8. Я, как правило, принимаю решения как можно скорее | |
9. Я, как правило, откладываю начало работы, которую нужно выполнять | |
10. Мне обычно приходится спешить, чтобы выполнить задание к нужному сроку | |
11. Когда я готовлюсь к выходу из дома, я редко спохватываюсь что-нибудь доделывать в последнюю минуту | |
12. Когда близится срок завершения работы, я часто впустую трачу время на другие вещи | |
13. Я предпочитаю заранее выходить на деловую встречу | |
14. Обычно я берусь за выполнение задания сразу после того, как оно было дано | |
15. Я часто выполняю задания раньше, чем это необходимо | |
16. Я часто завершаю покупку подарков к дню рождения или Новому году в последнюю минуту | |
17. Даже важные вещи я часто покупаю в последнюю минуту | |
18. Я, как правило, выполняю все запланированные на день дела | |
19. Я постоянно говорю: «Я сделаю это завтра» | |
20. Я обычно проверяю, все ли необходимое я сделал, до того, как вечером устроюсь отдохнуть |
|